Отставка Карпина. Капитан неочевидность
Пару месяцев назад мною была совершена попытка проникновения в личность тренера «Спартака». Карпина я тогда, по большому счету, хвалил и выражал ему свое уважение. И дело тут даже не в футбольной работе. А ее, надо сказать прямо, Валерием Георгиевичем совместно с помощниками было проделано много. Я прежде всего старался взглянуть на него, как на человека, углубиться в личность. Даже сейчас, называя его по отчеству, ощущаю дискомфорт. Хоть он и старше на 15 с лишним. Все дело в том, что Валера – живой. Он по-хорошему инфантилен и по-настоящему эмоционален. Даже с занятием столь солидным и ответственным делом - в нем это никуда не пропало.
Крах Карпина-тренера, на мой субъективнейший взгляд, кроется вообще не в футбольных ошибках или провалах тактики. У бывшего наставника красно-белых есть лидерские качества, есть понимание, как должна действовать команда. И с селекцией никакого глобального просчета не было. А ко всему имелась еще и куча подсказчиков, более опытных, маститых, дедушек игры и активистов со свежим незашоренным взглядом. Так вот беда не в этом. Если брать воинскую табель о рангах и смешать ее с тренерской кухней, то молодого, но видавшего виды и пробовавшего настоящую войну на вкус, наставника Карпина я бы сравнил с молодым еще офицером. Уже капитаном, но пока не майором и далеко не полковником. Училище давно позади, а вот большой звезды так пока и не завоевано. И отставной генерал Романцев здесь не помощник.
Все дело в том, что Валера – живой.
А причиной тому может в таких условиях служить простая вещь - конфликт. Причем конфликт как внутренний, так и внешний. Внутренний конфликт Карпина – это тривиальная, но от того не менее важная, борьба ума и сердца. Борьба между пониманием как надо, холодным расчетом, интеллектуальной гибкостью и волей, порывом, желанием рисковать. И как мне кажется, победила именно эмоция, а не разум. Разум не в плане того, что его не было вообще – а в том, что понимания, что надо меняться, надо подстраиваться ментально и умственно, надо искать ходы, так и не было выявлено. Оно было в какой-то мере, наверное, были же поездки в Испанию и Англию на стажировку. Было общение. Те же советы, подсказки. Но ничего не изменилось. Как был внутренне зажат человек, упрям, так и остался.
И как следствие этой закостенелости и скованности – конфликт внешний. Дефект психологии и дипломатии. «Меняться мы не станем, наше слово закон! Будем говорить и делать то, что считаем нужным. Как нас учили, так и мы будем учить!». А поколение ныне иное – и Карпин это не предусмотрел. Со многими своими футболистами он так и не нашел нужный контакт. Мои ровесники и более молодые люди – это те, кто не воспринимает критики, кто больше всего на свете боится, когда ругают. Когда говорят в лицо горькую правду. Конечно, не все. Но в том и есть труд психолога –дипломата. Значит мало он с ними общался, или общался неправильно. Здесь надо было искать баланс – лояльничать, как это делал Эмери тоже не к добру. Но и закрываться, обижаться и злиться на игроков за непонимание твоих установок – сулит провал.
Возможно, чтобы воспитать в подопечных стабильность и дух победителей– нужно самому обладать душевным равновесием и стабильностью духа, нужно выйти из конфликта и быть в гармонии с самим собой. Теперь это уже история, к сожалению, так и не ставшая легендой.
Теперь это уже история, к сожалению, так и не ставшая легендой.
Я хочу пожелать Валерию Карпину работы над собой, нужно развиваться и двигаться вперед. Нужно уметь сглаживать углы, наверное, побольше читать, развиваться нравственно и ни в коем случае не завершать карьеру тренера. Все, что нас не убивает, делает нас ведущим тренером. Да будет так!
Завтра, в 15:30 состоится пресс-конференция человека, которому никогда не было и не будет легко, но это не значит, что он не сможет добиться триумфа.