Шлем без застежки
Текст: Игорь Швецов
Специально для журнала SportWeek
Опубликовано в №49, в продаже с 15 декабря
Минувший сезон получился едва ли не самым богатым на события Исторического характера. Попробуем быстрым взглядом окинуть все эти свершения.
Швейцарские Плаксы
Героем сезона стал Роджер Федерер. Покажется странным, но именно в этом году он оказался ближе всего к мечте всей своей теннисной жизни выиграть «Большой шлем». Хотя после Австралии казалось, что швейцарец близок к серьезнейшему психологическому срыву. Проиграв драматический финал Надалю, Федерер снова подарил всем фотографам и телеоператорам планы своих слез. Но каково же было продолжение! Первая в карьере победа на «Ролан Гаррос»! Исторический триумф на Уимблдоне, еще раз вписавший имя Роджера в теннисные анналы 15 турниров «Большого шлема» не выигрывал еще никто и никогда. И не факт, что кто-нибудь сможет посягнуть на это достижение. Но тут в Нью-Йорке подоспел звездный час Хуана Мартина дель Потро. Так, сыграв во всех четырех финалах «Большого шлема», в трех из них проведя по пять сетов, Федерер снова остался, если позволено будет сказать, ни с чем. Потому как все возможные рекорды швейцарский «плакса» уже собрал и отдельные победы ему теперь интересны постольку-поскольку.
Затупившаяся Шпага Торреро
Даже в этом сезоне, особенно после победы в Мельбурне, «Большой шлем» скорее отдавали Рафаэлю Надалю. В Австралии он выиграл первый турнир из великой четверки на харде. «Ролан Гаррос» все давно уже приписали к поместью испанца, Уимблдон он уже тоже вроде бы освоил. Оставался только US Open. Но как же изменчива удача! Поражение от Содерлинга в Париже, как выяснилось позже, имело разрушительные последствия. На фоне поражения сразу же обострилась травма колена, пришлось пропустить Уимблдон, потом еще пару месяцев, и звание первой ракетки мира снова вернулось к Федереру. На фоне всего этого очередной несложившийся роман с Нью-Йорком никого уже не удивил.
Разнообразие Видов
Увеличение числа безоговорочных фаворитов едва ли не на любом соревновании все равно оставляет место для взлетов и подвигов персонажей чуть более скромных. Энди Роддик многими уже был списан из числа претендентов на большие свершения. Но Ларри Стефанки сумел заставить американца прибавить в игре с бэкхенда и вернуть ему вкус побед. Хотя заставить его не дрожать перед Федерером в финале Уимблдона не смог и Стефанки. Хитростью и отличным тактическим маневром сумел добыть солидный куш от мирового пирога и Николай Давыденко. Промучившись первую треть сезона с травмой, он до начала лета долго уверял всех, что ни на что не собирается претендовать. Куда уж нам-то, в лаптях, да по паркету! Но сначала одна пара выигранных турниров, затем третий в карьере «Мастерс» с очередной победой над Надалем и великолепная концовка сезона в Лондоне. От итогового турнира осталось полное ощущение, что на таких скоростях Николай не играл еще никогда. Так что Давыденко еще раз доказал всем прибавлять можно и нужно в любом теннисном возрасте.
Словесная Перепалка
Женский сезон в целом однозначно принадлежит Серене Уильямс. Она единственная, кому удалось в Австралии стабильно обыгрывать русских девушек. Она единственная была всегда и везде уверена в своих силах и словах. Иногда даже слишком самоуверенна. Хотя с другой стороны чего ей стесняться? Она уже всем все доказала. Даже своей сестре, обыграв ее столь уверенно на Уимблдоне. И итоговый чемпионат в кои-то веки оказался покорен Сереной. Но вот героиней сезона она для меня не стала. Во первых потому, что яростно в первой его половине обсуждала со всеми случайность пребывания Динары Сафиной на вершине мирового рейтинга. И во вторых, потому, что не сдержала свои эмоции в полуфинале US Open. Можно долго спорить, должна ли была судья на линии в той ситуации фиксировать заступ. Но абсолютно однозначно Серена, как великая теннисистка, не имела права так вести себя на корте.
Русские Красавицы
Подпевая группе Uma2rman, их фамилии можно перечислять долго, повторяясь, но не боясь надоесть. Одна не похожа на другую в игре, но какие же они порой одинаковые, если посмотреть их психологические портреты. В тот момент, когда желанный успех становится наиболее близок, вдруг возникает какое-то излишнее волнение, которое за доли секунды убивает все, что было создано до этого. Исключением в нынешнем сезоне стала разве что Светлана Кузнецова в финале «Ролан Гаррос». Впрочем, и первую свою победу на турнирах «Большого шлема» она одержала именно над соотечественницей. Но продолжения так и не последовало.
Семейные Традиции
Жаль, что в том же русском теннисном стиле сыграла окончание сезона Динара Сафина. С апреля по июль она была неподражаема. Как в своих победах, так и в своих редких, но оттого еще более обидных поражениях. Последние болельщикам почему-то (мы-то с вами знаем, почему) запоминаются гораздо больше. И как-то не сидит в голове количество выигранных Динарой подряд и всего матчей, недель, проведенных в ранге первой ракетки мира. А мозг упрямо, но верно возвращает нас к проигранному финалу «Ролан Гаррос», который специалисты заранее отдавали Динаре почти единогласно, лучшему в карьере результату на Уимблдоне полуфиналу, разгромно отданному Венус Уильямс. И за всем этим уже даже сложно вспомнить, что Сафина сыграла еще в финале и в Мельбурне. Дай бог, чтобы действительно главной причиной этих неурядиц была травма спины. Травму физическую можно залечить. Травму психологическую гораздо сложнее. Но в любом случае не было еще прежде в теннисном мире брата и сестры, побывавших на вершинах мирового рейтинга. А теперь стараниями Сафиных есть!
Спортивный Характер
Приз за волю к победе в минувшем сезоне можно было бы вручить Марии Шараповой. Не только потому, что она в отличие от соотечественниц не волнуется в решающие минуты. Волнуется, да еще как! И это тоже заметно. Но что бы ни происходило на корте, можно быть уверенным Шарапова будет биться. Минувший «Ролан Гаррос» в ее исполнении лишнее тому подтверждение. Хоть прогнозы дело и неблагодарное, но рискну подумать, что Шарапова список своих побед на турнирах «Большого шлема» еще не исчерпала. Так уж сложилось, что все свои три предыдущие она одержала в четные годы (Уимблдон-2004, US Open-2006, Австралия-2008). Ждем 2010-й.
Уйти, Чтобы Вернуться
Главным же возвращением (Шарапова ведь тоже отсутствовала в туре более 9 месяцев почти целый сезон) стал камбэк Ким Кляйстерс. Похоже, даже она сама не верила в то, что подобное возможно. Но обретенное благодаря семейному счастью спокойствие и отсутствие необходимости что-то кому-то доказывать сотворили теннисное чудо. В Нью-Йорке Ким играла с каждым матчем все интереснее и быстрее. И потому к исходу второй недели ее победа на турнире «Большого шлема» уже никого не удивила.
Долгие Проводы
Весь сезон мы пытались уговорить самих себя и Марата Сафина, что не стоит заканчивать карьеру. И результатов уже давно нет, и жажды борьбы не видно, и над физической формой уже не работается. А все равно Марат привлекал всеобщее внимание. И центральные корты, и вечерние сессии доставались ему гораздо чаще, нежели другим героям нашего времени. Такие феномены тоже должны быть всегда. Хотя бы в назидание потомкам: одного таланта может хватить на несколько великих свершений, но спортивное долголетие определяется иными показателями. Нам Нет, не знаю, как вам, а лично мне очень грустно, что Марат карьеру завершил. Неординарные личности скрашивают наш по большей части серый мир. У французов, правда, грусти еще больше. Они попрощались с двумя теннисными неординарами Фабрисом Санторо и Амели Моресмо. Но дело ли нам сейчас до французов. Нас больше занимает, кто придет на смену. Новые герои вот кого мы будем ждать в предстоящем году. Очень хочется верить, что среди них будет и наш Андрей Кузнецов, победитель юношеского Уимблдона минувшего года, прошедший через такие испытания, что не позавидуешь ни на секунду. Может быть, он сумеет занять в наших сердцах чуточку пустоты после ухода Сафина? Хотелось бы верить.