«Умный рой» как главный козырь Арсенала
Футбол. Я люблю футбол за его многогранность. Но, при этом, я выбираю Арсенал за то, что в безумное многообразие игры с мячом он привносит еще несколько мазков, дабы сделать всемирное «зеленое полотно» еще более привлекательным. Красота, элегантность, командное творчество, кружева у ворот соперников, временами ощущение, что при тебе рождается шедевр или набросок к нему.
Я думаю, что Арсен Венгер в душе эстет, из разряда людей, которые считают что все, с чем соприкасается человек, должно содержать в себе толику красоты. Даже если речь идет о работе, своей или игрока, не суть. Не просто забить мяч в ворота умелого и сильного профессионала-соперника, а сделать это так, чтобы возникло ощущение приобщения к чрезвычайно редкому и ценному явлению,- сплаву созидания, мастерства и гармонии. Признать, что дизайн гола имеет значение наряду с изменением счета на табло и конечным результатом? Сказать «Да!» и пойти еще дальше, или же построить на дизайне гола новую идентичность команды, создать команду, в которой красота игры будет столь же неотъемлемым атрибутом, как успешность и эффективность. Задача весьма амбициозная и нетривиальная. Тут лирика заканчивается и возникает вопрос сугубо практический.
Мало поставить перед собой амбициозную цель, нужно еще и правильно подобрать под нее стратегию развития команды. Если вы хотите добиться успеха, то при ближайшем рассмотрении можно выделить два базовых подхода:
Эти принципы универсальны и масштабируемы: они применимы как к одному человеку (например, самому себе), так и к группе людей, будь то клуб, компания, регион, государство. В повседневной жизни доминирует первый принцип развития: «развитие как культура исправления ошибок».
Этот подход имеет глубокие корни в нашей жизни. Родители, воспитатели, друзья, знакомые и незнакомые (никнэймы на форумах в Интернете) всегда готовы подсказать нам, что мы делаем не так, в чем мы разочаровываем, что нужно исправить. Если на сотню благодетелей, указывающих на ваши недостатки, найдется один человек, готовый поддержать и развить ваши лучшие качества – считайте, вам крупно повезло.
Негативное мышление, мышление в стиле «что идет не так?» является частью такого подхода.
Ориентация на стандарты, критика, как базовая мера воспитания, оправдание чужих ожиданий, поиск одобрения со стороны других, проверенные рецепты успеха, внешние кумиры, люди-звезды (с прилагающимся рецептом успеха) – все это привычно и является неотъемлемой частью культуры исправления ошибок.
Настолько привычно, что и помыслить иначе бывает сложно. Тяжело, непривычно, нужно вглядываться в нюансы, мыслить за пределами клише и растиражированных примеров. Если в развитии следовать по пути исправления ошибок и делать все на полном серьезе, вы получите крепкого середняка. Он будет на уровне, больших претензий к нему не будет, но и восторга и пиетета он не вызовет. Своего лица и узнаваемого стиля, почерка у него не будет тоже. Ставка на сильное содержит в себе риски, но сознательное культивирование сильного, уже проявленной доминанты, позволит вам создать выдающееся, узнаваемое явление, то, что в 21 веке принято называть брендом. В футболе команда с узнаваемым лицом не обязательно является чемпионом, но остается в памяти болельщиков и иногда становится эталоном определенного стиля футбола. Суровый Сток, веселый Блэкпул, Суонсилона – вот примеры таких команд.
На самом деле оба подхода не являются антагонистами и целостное развитие представляет собой комбинацию двух подходов, некий баланс между ними в зависимости от этапа развития. На практике же принцип борьбы со слабостями сводит второй подход практически до нуля. Но вернемся непосредственно к футболу.
Главный тренер, как человек ответственный за построение и прогресс команды, также опирается на один из подходов к развитию. Далеко не каждый тренер решится сделать ставку на то, что уже не является слабой стороной команды.
Одним из последних, кто успешно проделал этот трюк, является Алекс Фергюссон. При очевидных проблемах у МЮ в полузащите и защитной линии он львиную долю ресурсов потратил на приобретение ван Перси, доведя атакующую мощь команды до устрашающих размеров. Команда много пропускала, достаточно часто должна была отыгрываться, но лучшая в АПЛ связка нападающих Руни – РВП в итоге привела команду к 20 чемпионству.
То, что сейчас происходит с МЮ и Мойесом во многом является расплатой за прошлогодний рывок к чемпионству: проблемы в защите и полузащите манкунианцев усугубились, а воспользоваться козырем нападения Мойес по разным причинам (травмы, отсутствие авторитета у «сенаторов» МЮ, сложности во взаимоотношениях с Руни, ошибки в предсезонной подготовке, чемоданные настроения нападающих – на выбор) не может. Задача перестроения команды у Дэвида Мойеса очень непростая и будет интересно посмотреть как тренер МЮ сможет ее решить.
Уход РВП создал предпосылки для появления того Арсенала, который мы видим сейчас. При всем уважении к заслугам РВП, в эпоху его расцвета Арсенал играл в самую упрощенную версию футбола в новейшее время. Практически все сводилось к принципу «положить мяч на волшебную левую Робина». Показательно, что при доминировании РВП сильно сдала свои позиции креативная полузащита Арсенала – традиционно сильнейшая линия в составе канониров. Ни Аршавин, ни Насри так и не смогли ужиться на поле с Робином и безусловно, есть его доля вины в том, что они не реализовали себя в полной мере в составе команды.
Робин практически замкнул на себе функцию реализации моментов, в то время как до и после его взлета в составе Арсенала функция «забивал» была более распределенной: в 2010м до восстановления голландца от травм исправно забивали Шамах, Уолкотт, Насри и Аршавин, после ухода Голландца в «МЮ» голы были более-менее равномерно распределены среди Жиру, Касорлы, Уолкотта и Подольски. Во время доминирования ван Перси «Арсенал» играл в ухудшенную версию «МЮ» с большим уклоном на правый фланг, потому что левый при нем практически не работал.
Зачем я так подробно останавливаюсь на персоне Робина? Его участие позволяет очень отчетливо увидеть контраст между двумя стилями игры команды. С появлением Касорлы креативная полузащита стала возвращать себе былое значение, но настоящий ее ренессанс наступил только в этом сезоне.
Нужно признать, что последние несколько сезонов Венгер латал свой состав после ухода игроков, искал оптимальную пару центральных защитников, т.е. руководствовался первым принципом развития – усиление слабого. Но летом 13 года Арсенал не потерял никого из ключевых игроков, основательно почистил при этом свою платежную ведомость - и у Арсена появилось пространство для маневра.
И в результате в последний день трансферного окна Венгер удивил многих, совершив действие, аналогичное тому, что год назад проделал Ферги. Только САФ усилил свою атаку, а Венгер, купив Озила, сделал созидательную полузащиту безусловной доминантой Арсенала.
В школе, институте многие из нас слышали о законе «перехода количественных изменений в качественные». Именно это случилось с полузащитой канониров, и на качественных изменениях в стиле игры команды стоит остановиться подробнее.
До прихода Озила в составе канониров было два номинальных АПЗ – Росицки и Касорла. С приходом Фламини, Венгер стал ставить Уилшира выше, ближе к нападению. Это позволило задействовать его созидательные навыки и отчасти страховать его от жестких стыков, которые неизбежны при игре на позиции опорника. Важный момент, учитывая, что Джек только вернулся в строй после тяжелой травмы и его лодыжку нужно беречь. Добавим к этому сумасшедший прогресс Рэмзи в атаке, ренессанс Росицки, Гнабри, которого Венгер характеризует как «чрезвычайно умного молодого игрока» и Артету, которые еще пару сезонов назад успешно играл на позиции атакующего полузащитника. По своему созидательному и интеллектуальному потенциалу полузащита Арсенала является одной из сильнейших в АПЛ. Схожей по своим возможностям до последнего времени была полузащита Челси (то, как распорядились созидательными возможностями своих команд Венгер и Моуринье – это тема отдельной статьи).
В происходящее внес свои коррективы его величество Случай. В первых играх сезона получили травмы Уолкотт, Подольски и Окслейд-Чамберлен – игроки, исполняющие роли вингеров и крайних нападающих и в распоряжении Венгера оказались только атакующие полузащитники и игроки - универсалы наподобие Рэмзи, Уилшира и Артеты. На какое-то время ситуация, при которой на поле одновременно играло 4-5 игроков с мощным креативным потенциалом стала нормой. Именно тогда Арсенал оформил свое лидерство в АПЛ и именно тогда у меня (и не только у меня) возникло ощущение, что вернулся старый, добрый, эстетский Арсенал. Именно тот Арсенал, который выбрали для себя в свое время большинство болельщиков канониров.
Как описать игру такого Арсенала, в чем его фишка – задача не из самых простых, прямые аналогии и стандартные примеры здесь помогают не слишком. Я предлагаю вам свою версию произошедшего.
Без ложной скромности предлагаю просмотреть статью «IQ команды», написанную мною пару лет назад. Для тех кому лень читать, кратко объясню ее суть. Речь идет о том, что одним из ведущих трендов современного футбола является увеличение интеллекта топовых команд, увеличение количества игроков, способных играть роль плеймейкера, одновременно присутствующих на поле, о том, как это влияет на процесс принятия решений во время игры и как меняется роль тренера в связи с этим. Кликабельно.
Современный плеймейкер достаточно комфортно чувствует себя по всему фронту атаки, т.е. на обоих флангах и в центре под нападающим, способен играть ближе к атаке и на позиции центрального полузащитника. В Арсенале способных так сыграть достаточно - Касорла, Росицки, Озил, Чемберлен, Гнабри и Уилшир. Рэмзи и Артета они универсальны и способны играть на позиция АПЗ, классического полузащитника и глубинного опорника. Уолкотт способен играть на обоих флангах и на острие атаки. Жиру не является классическим форвардом штрафной: он регулярно смещается на фланги, опускается вниз вплоть до центрального круга и, если необходимо, на свою половину. Никлас не даст нам соврать, что так поступают далеко не все нападающие. И только Подольски и Фламини являются менее вариативными игроками.
Глядя на все многообразие возможностей, в голову невольно приходит мысль, что было бы неплохо по ходу матча перестаивать конфигурацию игроков, причем практически без потери качества игры. И наличие на поле нескольких плеймейкеров, игроков, хорошо читающих игру, дирижеров и конструкторов игры, дает такую возможность. Да, Венгер последние несколько лет использует «кристалл» 4-2-3-1, и достаточно часто приходится слышать о предсказуемости игры команды, но нужно понимать, что это первоначальная расстановка игроков, а как игроки-универсалы будут располагаться на поле через 5 или 10 минут игры – предсказать довольно сложно. Непредсказуемость Арсенала заключается не в постоянной смене схем, как, например, в Италии, а той вариативности, гибкости, которая изначально заложена в состав команды. Кликабельно.
По сути, Венгер во многом доверяет футбольному интеллекту своих игроков, дает им больше свободы и самостоятельности, чем большинство других тренеров. Это одно из главных отличий Арсена как тренера. Но для того, чтобы подобный игровой хаос был управляемым иэффективным, необходимо наличие на поле мощного интеллектуального ядра. И когда на поле одновременно, допустим, Рэмзи, Росицки, Озил и Уилшир (+Артета) – такое возможно. В Статье «IQ команды» использовалась метафора многоядерного процессора – так вот, такое сочетание игроков на поле – это 4-5 ядерный процессор, обеспечивающий высочайшую скорость принятия решений и их исполнения.
Как нам назвать такую конфигурацию игроков?
В 1983 году Станислав Лем написал короткую статью «СИСТЕМЫ ОРУЖИЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА, или Эволюция вверх ногами», которая сочетала в себе жанры фантастики и сатиры, а также элементы прогноза. В ней он предсказывает, что концепции обычных вооружений (солдаты, бронетехника, самолеты, корабли) устареют и им на смену придут микроармии, организованные по принципам сообществ насекомых. Опираясь на распределенный интеллект и достижения связи они смогут, рассредоточившись, проникать повсюду, сквозь любую оборону и концентрируясь в определенной точке, сливаться в оружие, обладающее определенным поражающим фактором. Примером зримого воплощения такой идеи являются «жидкие» терминаторы, с которыми боролся Арни во 2 и 3 частях фильма. Сам же принцип организации боевых действий можно назвать «умный рой».
Так вот, к чему я вспомнил Лема, «умный рой» - довольно точная метафора того гибкого построения, которое зачастую использует в свой игре современный Арсенал. Те е принципы – рассредоточенность, мобильность, распределенный интеллект, высокая скорость перемещения, связь между элементами посредством короткого паса. Это то, во что в своем пределе воплощается концепция тотального футбола, придуманная гениальными голландцами, это 4-6-0, «ложная девятка» и другие неотермины футбола.
Преимущества и недостатки данного подхода довольно очевидны, но все же достойны упоминания. Такая игра создает массу проблем защите соперника – персональная опека не работает совершенно, постоянное движение роя лишает оборону соперника стройности, запутывая ее и завязывая узлом. Совершенно непонятно, кого накрывать, кто разыгрывающий, а кто завершитель. Мяч порхает как бабочка от игрока к игроку, и неясно, когда он станет жалить как пчела (опять насекомые, е-моё). При высокой степени универсальности игроков здорово возрастает общая надежность системы. В составе Арсенала в первой части сезона было довольно много травм, но это никак не сказалось на качестве игры канониров. Этот же принцип обеспечивает хороший потенциал для ротации состава по ходу сезона. Возможно, именно поэтому Венгер в одном из своих недавних интервью сказал, что он еще никогда не обладал таким сбалансированным составом. Кликабельно.
Такая игра по максимуму задействует созидательный, творческий потенциал игроков и является идеальной средой для развития талантов. Когда наши игроки говорят в интервью, что они наслаждаются футболом Арсенала, я им верю (и даже немного завидую). Это одно из лучших рабочих мест на планете Земля, однозначно… Подобная игра может оказаться уязвимой для контратак, легко можно заиграться и пропустить нокаутирующий удар соперника. Кроме того, распространено мнение, что избыток созидательного потенциала нарушает баланс команды и ведет к проблемам в обороне.
Пожалуй, здесь стоит сказать о принципе универсализма, откуда он берется и на что влияет, а также присмотреться к убеждениям, на чем строится оборона в полузащите вообще. Считается, что креативный игрок хорошо видит поле, способен лучше других читать игру, и словно современная система ПВО, способен отслеживать сразу несколько своих и чужих целей и учитывать траектории их движения, обладает хорошим пасом или точнее набором пасов, лучше других понимает логику развития атаки.
Но если вы умеете что-то хорошо делать, вы можете использовать это умение и в других ситуациях. Я для себя называю это «принципом переноса компетенций».
При определенной тренировке все способности умного игрока-плеймейкера могут быть использованы для защиты – хорошо читая игру и предугадывая развитие атаки, такой игрок за счет движения и перекрытия свободных зон способен гасить атаку на стадии ее зарождения. По сути, это меняет представление об обороне в полузащите: ранее непременным условием такой обороны было наличие одного-двух «больших свирепых негров опорников» (многие до сих пор так думают), которые в жесткой борьбе обезмячивали соперника, теперь это делается за счет командного движения, изоляции игрока с мячом, создания численного преимущества в зоне, где находится мяч. Называется это высокой обороной или высоким прессингом. В обороне интеллект и тактическая выучка становятся ведущими факторами, наличие силы и свирепости желательны, но не обязательны. Требования к работоспособности остались те же. В первую очередь данный тренд касается топ-команд, которые способные содержать в составе нескольких интеллектуальных игроков.
Характер работы человечества становится все более интеллектуальным и творческим и эта тенденция затрагивает и футбол. Становится больше умных игроков, грамотное использование игрового интеллекта порождает игроков-универсалов, а универсализация меняет представление о классических схемах и функциях футболистов. Универсализация и перенос компетенций работают в обе стороны. Кликабельно.
Здесь, пожалуй, можно еще раз вспомнить Арсена Венгера и его планы по развитию команды. Совершив еще один акт насилия над собственной скромностью, хочу предложить вам еще одну свою статью о методах работы француза. В ней говорится, что главный наставник Арсенала силен в реализации долгосрочных стратегий. В ближайшие пару сезонов Рэмзи и Уилшир станут ключевыми игроками системообразующей, стилеобразующий для команды линии полузащиты. Если мы обратим внимание на линию преемственности Фабрегас – Рэмзи – Уилшир – Гнабри – Зелалем – Дэн Кроули, то увидим нечто большее. Выпускники академии Арсенала на долгие годы будут определять стиль игры команды и это не случайно. Специалисты по подготовке молодых игроков утверждают, что до 14-15 лет закладываются технические и скоростные возможности будущего футболиста, но видение игры и футбольный интеллект закладываются с 15 до 20 лет. Это значит, что игрок, проведший в академии 4-5 лет будет готов для игры в основной команде, у него будет совместимая ДНК для того типа игры, что проповедует современный Арсенал. Таким образом обеспечивается преемственность и отчасти несменяемость стиля, частичная независимость от того, кто находится на тренерском мостике. АВ делает то, что в свое время проделал Кройф в Барселоне – на десятилетия вперед закладывает определенную философию игры, обеспечивая команду поколениями игроков, адаптированных и определяющих своей игрой стиль игры команды. Кто еще из тренеров в АПЛ проделал подобную работу? Еще один аргумент в пользу долгосрочных отношений с тренером.
Фабрегас в одном из интервью сам назвал Рэмзи своим преемником, но проблемы с травмой и мучительным набором формы валлийцем, привели к тому, что Арсенал при РВП играл в несвойственный для себя футбол. Цепочка преемственности дала сбой и это повлияло на эффективность игры команды. Уилшир отчасти восполнил этот пробел, но он был слишком молод, чтобы тащить на себе команду.
Говоря о преемственности, стоит задаться вопросом – а кто после Венгера? Читая автобиографию Денниса Бергкампа, я все чаще прихожу к мысли, что он был бы идеальным сменщиком Венгера на посту тренера канониров. Умный человек и игрок, умный тренер, готовящий в Аяксе новые поколения умных голландцев – он идеально вписался бы в выстроенную систему Арсенала.
В конце мне хотелось бы остановиться на трех наиболее обсуждаемых игроков Арсенала: Рэмзи, Озилу и, конечно же, Жиру.
Стремительный прогресс Рэмзи успокоил многих его критиков, но довольно распространено мнение, что ему, как посредственному игроку просто слишком фартит. Успехи Рэмзи во многом объяснимы, если учесть контекст, в котором ему приходится действовать сейчас. Стиль «умного роя» идеально подходит для Рэмзи, он в нем полностью задействует свой потенциал, более того, валлиец является ключевой фигурой внутри этого подхода. «Умный рой» - своего рода ресурсная среда для игрока Рэмзи, а Рэмзи важный фактор для прогресса данного стиля. Совпадение скиллов игрока и ресурсной среды дает мультипликативный эффект, что и демонстрирует игра Рэмзи. История успеха – это история встречи способностей и правильного контекста, в котором раскрываются эти способности. Историй про талантливых игроков, попавших не в ту команду и не к тому тренеру – множество. Рэмзи сейчас на своем месте.
Лидерство Озила, на отсутствие которого жалуются многие, этими многими понято слишком прямолинейно. Он не будет, словно политрук, первым вставать из окопа, поднимая бойцов в атаку «За Арсенал!», «За Венгера!». Развивая удачно подсмотренную в блоге 2Ars&Arsh метафору, можно сказать, что Озил относится не к классу бойцов, а к классу магов, что присутствие увеличивает способности окружения, в данном случае полузащиты. Задача Озила в том, чтобы энергия поднявшихся в атаку была использована максимально продуктивно. А поднимают пусть Уилшир, Мертезакер, другие…
Озил повышает общий класс команды и является одним из авторов той эстетики, к которой мы обязательно вернемся. В многочисленной группе творцов Арсенала, возможно, он сейчас главный художник. И во многом поэтому он играет в большинстве матчей.
И, наконец, Жиру. Универсализация меняет смысл не только позиции опорника, но и нападающего. Следом за классическим опорником в топ-командах станут анахронизмом и классические нападающие штрафной. Я уже упоминал, что в составах топ-команд может быть несколько игроков с созидательным потенциалом. Согласно принципу переноса компетенций такой игрок может реализовать свои способности не только для создания голевых шансов, но и для их реализации. В таком случае атакующий потенциал команды становится функцией более распределенной и это требует пересмотра всех принципов построения атаки. Нападающий перестает быть кукушонком-нахлебником, ожидающим, пока его обслужат родители-полузащитники. Его задачей в равной мере становится создание шансов для других игроков атакующей линии, т.е. он должен быть отчасти атакующим полузащитником.
Посмотрите на лучших нападающих АПЛ – Руни, Агуэро, Суарес, отчасти Старридж – они воплощают в себе типаж такого современного нападающего.
Люди, изучавшие математику, знают, что бессмысленный набор цифр в одной системе координат становятся вполне осмысленной функцией при переходе не другую точку отсчета. Так и Жиру, с точки зрения классического завершителя – недостаточно эффективен, с точки зрения универсального нападающего, сочетающего в себе завершителя и создателя шансов для полузащиты канониров – он на своем месте. Для игрока «умного роя» он вполне многофункционален: способен играть классического нападающего таранного типа, быть ступенью для разгона атаки канониров, пропустив вперед полузащитников команды, исполнять нападающего второй волны, способен принять участие в плетении кружев возле чужой штрафной. Ни в одном из компонентов он не экстра-мастер, но сумма всех сильных сторон делает го твердым игроком основы.
И поскольку трансферное окно еще открыто, вопрос «Какой нападающий на самом деле нужен Арсеналу сейчас?» все еще актуален. Возможно, Арсен захочет сделать нападающего из флангового полузащитника, как он это сделал с Анри и РВП. Например, из Дракслера. Заинтересованность Арсена и сумма, которую он готов выложить за игрока Шальке, позволяют так думать.
В заключении попробуем собрать все главные мысли статьи воедино. Венгер в начале этого сезона, купив Озила, сделал ставку на усиление сильного и сделал созидательную полузащиту стилеобразующей доминантой команды. Количество универсальных и умных игроков в полузащите, а также степень их развития позволила использовать такую организацию игры команды, которую можно охарактеризовать как «умный рой». Играя в такой футбол, Арсенал вернулся в чемпионскую гонку. Этот стиль во многом соответствует текущему подбору игроков и, возможно, является часть долгосрочной концепции развития клуба, на что указывает набор потенциальных талантов из академии клуба.
Используя возможности игры в стиле «умный рой» Арсенал создает узнаваемый, индивидуальный рисунок игры, в котором мяч порхает как бабочка и жалит как пчела. Такая стилистика игры позволяет создавать голы с узнаваемым дизайном, которые английская пресса назвала «Венгерболами». Вот мы и вернулись к эстетике как части игры, дизайну гола как способу создания узнаваемого лица команды.
«Венгербол» можно назвать вершиной командной игры в атаке. Перформансы Ибрагимовича и гол Йиранека с 40 метров так-же прекрасны, но за ними лежит индивидуальное мастерство. В «Венгерболе» индивидуальное мастерство игроков становится часть командного творчества в атаке и, с моей точки зрения, это более высокое искусство. Гол Уилшира Норвичу и гол Санти Касорлы в игре с Астон-Виллой являются прекрасными примерами «Венгерболов».
Так Арсенал стал эффективной командой, в которой и розыгрыш мяч и взятие ворот обладает узнаваемым почерком и авторской подписью. Другие команды АПЛ так же обладают своим лицом, но они решают несколько иные задачи и их решения выглядят по-другому. И это хорошо, потому что делает АПЛ разнообразней, желанней и смотрибельней.
Когда начинал, было ощущение, что уложусь в странички полторы..
А оно вон как обернулось.
Спасибо всем кто дочитал до конца.
Поверьте, я пытался засунуть все идеи в формат СМС, но у меня ничего не вышло.
-----------------------------------------------------------------
Майлс Палмер сказал лучше: " Арсен Венгер - сноб, предпочитающий изобретать колесо выигрышу трофеев".
Подобное притягивается к подобному.
Посмотрите на блог 2ARs&Arsh - он один из немногих, где эстетика на ведущих ролях.
Болельщики клуба и сам Арсенал во многом похожи.
Отдельное спасибо Себастьяну Роберто и Питеру Бьерну за аккуратную правку текста и отличное оформление.
Приятно иметь таких соавторов.
Спасибо за текст, понравился. Много действительно интересных образов и мыслей. Мне близка идея преемственности поколений в Арсенале. И на рой нынешняя команда очень даже похожа ("Мансур, у тебя есть дома ружьё?"). И как АКВ я конечно за "венгербол" всеми кучеряшками. Однако что-то в этом рассуждение настораживает. Я пока ещё не понял что, правда. надо будет вечером перечитать. Но в любом случае это отличный труд. Когда из статей туарша скомпилят книжку, он займёт там достойное место.
PS три вещи никогда не умрут: нокиа 3310, Оззи Озбор и, злые опорники :3
Тем интереснее грядущее противостояние с Баварией.
Понятно, что Бавария более матерая, лучше укомплетована, фаворит у буков.
Но битва "роев" вполне себе в духе Станислава Лема :)