Повести Белкина
Мне в телефоне попалась мутная книга из серии «преодоление себя». Поэтому настал в моей жизни период, когда я залпом читаю бумажные книги, лишь бы не возвращаться к этому грёбанному Сарамаго (когда я уже научусь бросать книги недочитанными?) и к его не менее грёбанному «Возвращению из монастыря», будь оно не ладно.
И вот, вслед за Брэдбери и Торнтоном я взялась за Александра нашего Сергеевича. Да-да, как банальному любителю Бродского и Рождественского Пушкин-прозаик мне нравится больше Пушкина-поэта.
А тут мне ещё (в смысле уже, в смысле пока ещё) двадцать шесть лет и я смотрю на все эти произведения из школьной программы совершенно иначе. Ведь чем мне запомнились «Повести Белкина» больше всего? Разбором классов чиновников, приуроченным к «Станционному смотрителю». Где уж тут оценить выдумку сюжетной линии, драматургию и, собственно, язык?
К языку, конечно, есть кое-какие претензии, но у меня, кажется, претензии есть всегда. И какие же это истории. В каждой есть свой нерв, идея и просто какая-то цепляющая изюминка.
И «Выстрел» со своим благородством, и «Метель» с чудесными совпадениями, которые, на первый взгляд, бывают только в книгах, и чертовщина «Гробовщика», и иллюстрация истории «блудного сына» в «Станционном смотрителе», и, конечно же, не новая история с переодеванием в «Барышне-крестьянке», которая при этом ничуть не хуже остальных рассказов.
Тут есть что обсудить. Хотя бы того же блудного сына. Это не тот случай, когда автор своими картинами хотел сказать то же самое, что синими занавесками. Но хотя на «Смотрителе» концентрировала основное внимание моя школьная учительница, поэтому я остановлюсь (ненадолго, всего на один абзац) на «Метели».
О, только сейчас я могу оценить весь драматизм ситуации, в которую попала главная героиня. Тогда, больше 10 лет тому назад мне было достаточно хеппи-энда. Сейчас я не удивляюсь, почему барышня слегла в горячке (XIX век всё-таки, в наше время бы просто порезали вены). И вот этот контраст впечатлений — он же замечателен сам по себе как явление.
В детстве акценты расставлялись иначе. Не говоря уже о том, что в те времена иначе и думалось. А сейчас я перечитала — и перечитала с удовольствием. Это хорошие истории, годные, интересные. Если они вам не зашли в школе, попробуйте снова. Это не займёт много времени.
Читайте классику. Хотя бы иногда :)
8,5/10
"Мастера и Маргариту" я прочёл, случайно взяв книгу в руки вечером дома у своего дяди, когда учился на пятом курсе. Взял, пробежал первую страницу и не смог оторваться. Ну, оторвался, отнёс домой и читал дома. Прочитав до конца, вернулся к началу и прочитал снова.
А в школе мне казалось, что я такое в жизни не смогу прочитать...
И вот я тоже не вижу, чтобы какие-то были шансы тогда у школы. Тогда. Теперь и подавно, конечно. При всём моём уважении к моей школьной учительнице, я считаю, что мне чрезвычайно повезло, что "Евгения Онегина" я проходил в пионерлагере. Тамошняя учительница смогла донести до меня, насколько это мощное литературное произведение и насколько силён Пушкин и как поэт в частности и как писатель в целом. До этого, вот странность, до меня не доходило...
У нас на телеге - сильно не почитаешь. )