3 мин.

The Great One

Уэйн Гретцки – икона для мира спорта. The Great One. Один из самых выдающихся хоккеистов XX века. Гений. И он явно не заслуживает столь скверно написанной биографии.

alt

Как и все книги, биографии можно подвергать различным градациям. Например, более художественным произведениям (к примеру, «Луна и грош», в которой Моэм взял жизнь Гогена лишь за основу) и текстам, вступившим на путь сурового реализма. Вторые, как правило, бесконечно скучны, и не всегда так уж правдивы.

Человеку должно повезти с биографом, и уж подпускать к этому жанру родителей надо более чем осторожно, даже если у них есть талант рассказчика.

Довлатов делил всех любителей составлять слова в предложения на три категории: «Рассказчик говорит о том, как живут люди, прозаик говорит о том, как должны жить люди, а писатель – о том, ради чего живут люди». Для биографического жанра можно не быть писателем, но ведь статьи на википедии и то интереснее книги об Уэйне.

Всё плохо уже с предисловия, в котором одного из лучших игроков за всю историю хоккея осторожно сравнивают (он уже давно состоялся к тому времени как игрок, побил массу рекордов и все – разве что кроме Месье – смирились, что есть Гретцки и есть все остальные) с Игорем Ларионовым. Хотя «осторожно» – не самое точное слово. Автор предисловия будто бы и сам верит в то, что хоккеисты, родившиеся не на территории советского союза, не могут претендовать на гениальность. Это такое ортодоксально советское вступление, без которого книгу и печатать бы не стали.

Впрочем, увидев автора предисловия, всё становится на свои места – Владислав Третьяк, один из нынешних хоккейных чиновников, ратующих за лимит, дофигард времени для подготовки сборной, паузы на Евротуры и прочий маразм.

Но как ни странно, это авторство логично: Третьяк упоминается в биографии – именно он с супругой радушно приветствовал семью Гретцки во время их приезда в Москву. Гретцки-старший, один из соавторов книги, очень тепло отзывается о Третьяке и его гостеприимстве, но на протяжении всей этой части ощущается некая фальш – как будто заранее было известно, какие слова и в каком порядке нужно было написать, чтобы книга стала в том числе и политически правильной – а уж что это сугубо коммерческий продукт не стоит и сомневаться – биография вышла в свет в самый разгар карьеры, охватив, по сути, из взрослой карьеры только отрезок в «Ойлерз».

Самый успешный отрезок, но наверняка всё самое интересное в личной жизни Уэйна началось как раз после.

alt

Мотивация выхода книги в свет? Желание коммерческой наживы или желание оправдаться перед всеми нападками, отпускаемыми публиками в адрес родителей Уэйна? Возможно, присутствие и того, и другого. Отец именно что оправдывается на страницах биографии своего сына за собственные поступки и решения, хотя нет ничего страшного в том, что в глазах общественности мотивация всегда отличается от той, которая представляется действующим лицам.

Но самое главное: эта книга банально плохо написана. В ней слишком много статистики и слишком мало личности самого Уэйна. Кто забивал в решающих матчах шайбы кроме Гретцки, можно легко нагуглить, а вот как он переживал неудачи и относился к своим успехам, какие отношения у него были внутри коллектива, как он отвлекался от игр и в чём он напоминал обычного человека – эти вещи рядовому читателю куда интереснее.

Как правило, читаются именно биографии тех людей, которые тебе интересно. И от этого становится ещё грустнее: Гретцки подобного творения, не имеющего отношения к литературе, по отношению к себе явно не заслужил.