Уходящая натура. Эктор Бракамонте
Пару дней назад закончил карьеру Эктор Бракамонте – тихо, без затей, от естественных причин. Просто кончилось топливо: даже в скромном клубе второго аргентинского дивизиона 34-летний форвард смог забить всего один гол и перестал попадать в основу. У него никогда и не было особенно много сил, впрочем; Слуцкий как-то вспоминал, что Бракамонте почти ничего не делал на тренировках, предпочитая сберегать здоровье для матчей. Карьеру в России он закончил чуть раньше и примерно там же, где и начал – у зоны вылета, рядом со старыми партнерами Адамовым и Кириченко. Фильм «Неудержимые», ростовский вариант.
Ни в какой момент своей карьеры он не был звездой; вроде бы кто-то из журналистов однажды задумывался о возможной пользе Бракамонте для сборной России – но тогда просто модно было размышлять на такие темы. Никогда Эктор не играл за клуб, который был бы интересен кому-то, кроме его локальных болельщиков. Тем удивительнее, конечно, что существуют люди, для которых Бракамонте остается любимым российским легионером. Но их вполне можно понять – и в моем личном списке он тоже был бы где-то вверху. Если представить себе, как будет восприниматься футбол двухтысячных спустя несколько лет, думаю, именно Бракамонте окажется одним из наиболее четких его символов, вроде фразы «Гинер все купил».
Обычно форвардов провожают на пенсию с помощью подборки голов – многие из них, в конце концов, вне штрафной площадки люди довольно скучные. В случае Бракамонте это несколько неуместно. У него был ровно один действительно выдающийся гол – обязательный для аргентинского нападающего слалом в стиле того самого гола Марадоны. Гол в ворота «Спартака», победа, после которой красно-белые в очередной раз сняли тренера (не помню уже даже, кого на кого тогда поменяли), усаженный на газон Видич, лучший из защитников за всю историю ЧР – возможно, это был лучший момент в истории не только Эктора Бракамонте, но и футбольного клуба “Москва”.
Но кроме этого гола вспомнить практически и нечего. Бракамонте вообще-то был достаточно ограниченным игроком: вообще без удара, без особого технического оснащения, к тому же ему не хватало скорости и выносливости. Невозможно представить его в клубе-чемпионе или большом европейском чемпионате. Лучше всего Бракамонте играл стоя, демонстрируя иногда при этом выдающуюся координацию; многие голы его забиты либо головой, либо в суматохе, на втором отскоке. Даже главное умение Эктора – выиграть воздух спиной к воротам – компенсировалось тем, что он редко мог сбросить мяч точно, так, чтобы тут же начать атаку. Тренерам нравилось, что он никогда не забывал о всяческих футбольных мелочах – мог сыграть в короткий, зальный пасик с партнером, быстро фолил в ответ, теряя мяч, эффективно возвращался в свою штрафную при обороне и играл просто, когда другой поступил бы сложнее. Обычно, впрочем, подобный репертуар никак не помогает запомниться зрителям.
Думаю, причина теплого отношения в том, что Бракамонте воплощал в себе как раз то, чего не хватало чемпионату России тогда – а возможно, и сейчас.
Причина теплого отношения в том, что Бракамонте воплощал как раз то, чего не хватало чемпионату России
Для начала, он отлично умел пользоваться своим телом: ростом в 190 см, длинными, голенастыми ногами. Ему не совсем хватало физической мощи – те же Адамов или Якубко, форварды, игравшие грудной клеткой, могли продавить соперника куда беспощаднее – но умение мастера почти всегда важнее размера инструмента. Валерий Петраков отмечал, что Бракамонте специально работал над ударом головой на тренировках и умел выбрать правильный подход к защитнику, чтобы оттеснить его от мяча.
Почему в России высокие местные игроки толком не умеют играть головой – вопрос довольно сложный. Помнится, был такой футболист Максим Фокин – ну как футболист, опорный полузащитник из первого дивизиона. Однажды он перешел то ли в КАМАЗ, то ли из КАМАЗа, и его новый тренер возмущенно рассказывал, что 196-сантиметровый Фокин не просто не может играть головой, но и отказывается это делать. За всю профессиональную карьеру Фокин забил в итоге что-то вроде одного гола, хотя явно был способен на большее.
Российские нападающие-столбы – тоже явление довольно редкое. Ни Булыкин, ни Павлюченко, ни тем более Дзюба – не игроки верха, они просто высокие, и ногами вообще-то играют лучше. Лучше всех умел играть головой, наверное, Бухаров в «Рубине» – другие столбы были, как правило, довольно-таки бесполезны на уровне высшей лиги (вроде нападающего Сергея Сердюкова, главным достижением которого в футболе стала женитьба на сестре-близнеце жены Романа Павлюченко). В итоге в России до 38 лет был востребован Мартин Кушев и по-прежнему играет в высшей лиге Якубко – как будто мало в России своих здоровенных мужиков, кое-как играющих в футбол.
Возможно, проблема здесь какая-то системная, общая для всех командных видов спорта – тема дефицита мышц и неумения результативно пользоваться корпусом периодически всплывает и в отношении российских хоккеистов или баскетболистов (впрочем, тут я недостаточно компетентен и могу быть кругом неправ). Возможно, ее можно обобщить и дальше: архетипичная история российского футбола – это растраченный попусту и без толку талант, несостоявшееся, так и не сбывшееся величие. Бракамонте же выжимал из своего роста, каркаса и координации все, что мог – и, согласитесь, в этом тоже есть спортивная красота:
Бракамонте выжимал из своего роста, каркаса и координации все, что мог
Во-вторых, Бракамонте воспринимался ярким, хотя и не был звездой. Он особенно, очень характерно выглядел (его шевелюру всегда любили спортивные фотографы) – его легко было узнать и с мячом, и без мяча. Он не боялся выделяться (правда, я слышал, что в Аргентине процент длинноволосых мужчин некоторое время назад был самым большим в мире), даже когда его дела шли не так хорошо – и в результате становился спортивной звездой без звездных результатов (как это удалось Джоуи Бартону или Полу Биссонетту, только без твиттера). Мне никогда не было понятно, почему российские футболисты второго плана не стараются хоть как-то заявить о себе – внешностью, какими-то необычными действиями, всем тем, что формирует бренд спортсмена. Если знаешь, что не можешь уже заслужить известность игрой – почему бы не использовать что-то еще? У Бракамонте это получалось.
Ну и самое главное, наверное – Бракамонте всегда оставался удивительно расслабленным и доброжелательным. Его любили использовать на мероприятиях для болельщиков ФК «Москва», зная, что он понравится и детям, и кому угодно. У него всегда получаются забавные, любопытные интервью, с ним получаются интересные репортажи. Ну и, конечно, сложно представить себе российского футболиста, который мог бы в шутку навести украшенный драгоценностями автомат Рамзана Кадырова на него самого (не зная, что он заряжен). Эктор, кстати, с большой теплотой вспоминает Грозный – возможно, просто потому, что он находил друзей всегда и везде, ценил разных людей и разные города, находил достоинства у любых тренеров (он один из немногих с уважением отзывался о способностях тренера Петракова, хотя и написал про него песню «Тюрьма Петракова»).
В недавнем интервью Бракамонте рассказывал о том, что хочет стать тренером и возглавить сборную России после Слуцкого. Раньше, впрочем, у него было другое, куда более выполнимое (и, возможно, более серьезное) желание – открыть свой бар в Аргентине и самому исполнять там песни. Все знают, что Бракамонте с юности поет под гитару, чем радовал одноклубников, начиная еще с «Боки»; мне, правда, музыкальный талант Эктора представляется тоже несколько ограниченным – но с его умением использовать то, что есть, быть ярким и оставаться солнечно расслабленным – почему бы и нет. Бракамонте – не икона, не легенда и не кто-то, кого будет очень не хватать в футболе; но он, определенно, отличная ролевая модель.
В конце концов, иногда здорово наблюдать за большими страстями и высоковольтными дугами таланта, но есть неистребимое очарование и в людях, которые умеют полностью выложиться на работе в меру своих обычных человеческих сил – и так же хорошо потом отдохнуть.
Бракамонте поет на русском языке – песню, похоже, он перевел сам.
Бракамонте поет по-испански.
Фото: РИА Новости/Владимир Сергеев
их в нашем футболе мало :) потому и ценятся.
Вообще, имиджу "Москвы" (как и "Рубина", насколько я понимаю) серьезно мешало то, что телекамеры всегда показывали пустую восточную трибуну (солнечную), а при этом западная могла быть практически полной.