Особенности физического воспитания в зарубежных университетах
Большое внимание уделяется физическому воспитанию студентов, что является одним из главных ориентиров в структурировании современного, затрагивающего разнообразие всех сторон человеческих возможностей образования.
Университет Монаша обладает целой системой, отвечающей за эффективное внедрение инноваций в области спорта в программу учащихся. Студентам предлагается альтернатива выбора тех или иных видов спорта, которые они могут включить в специально разработанный план индивидуального обучения.
Каждый из видов спорта, включенных в учебную программу университета, представлен рядом опытных (имеющих специальную подготовку, с учетом всех особенностей университетских требований) инструкторов, тренеров, преподавателей, отвечающих за теоретический курс, без которого ни один из студентов не имеет право быть допущенным к практической деятельности. Занятия физической культурой являются обязательной составляющей учебного плана на протяжении всего обучения в университете.
Одной из главных особенностей программного построения физического воспитания в университете считается наличие дополнительных часов в учебном плане, рассчитанных на выявление студентов с наиболее ярко выраженными способностями к дальнейшему профессиональному обучению в области спорта.
Особенно важную роль в планомерном развитии спорта в университете Монаша играет вовлечение студентов в массовые спортивные мероприятия, что обеспечивает заинтересованность в спорте как можно большего количества учащихся. Это является основой сложной системы, нацеленной на популяризацию и укоренение физического воспитания как культуры.
Каждый год университет Монаша принимает участие в главных национальных и межнациональных спортивных мероприятиях.TeamMONASH (Команда университета Монаша) состоит из членов сообщества Монаша, представляющих университет на различного рода соревнованиях. Команда включает в себя: студентов, персонал, выпускников, а также семьи и друзей студентов.
В календарь спортивных мероприятий университета входят такие события, как: Portsea Swim Classic (один из самых масштабных заплывов на открытой воде в Австралии); Traralgon Marathon («Traralgon» Марафон); Chancellor's Cup Golf Оау (Кубок по гольфу «Chancellor's»); Mega Swim (командные соревнования по плаванию); GLOBAL Walk/Run (ходьба на 3 км или бег на 5 км); Around the Вау in а Оау bike ride (велосипедная гонка на дистанции 250, 210, 100 и 50 км).
Американская система физического воспитания отвечает нормам и ценностям австралийской, но перед ней стоит более глобальная задача, направленная не только на оздоровление населения и достижение высоких результатов в области профессионального и любительского спорта, но и ориентированная на устранение, казалось бы, совершенно чуждых спорту проблем.
Америка - многонациональная страна, государственным языком которой является английский, и многочисленные национальные меньшинства должны общаться мирным путем с представителями совершенно иных в культурном отношении сообществ. Естественно, что таким общим языком, кроме английского, может быть еще и спортивный.
В поисках ответа на такие извечные для Америки проблемы, как расизм, дифференцированность религии, разжигающих все новые и новые конфликты между приверженцами того или иного вероисповедания, нетерпимость к иностранным воздействиям на язык и культуру страны, а также засилье иммигрантами со всего света, ищущими лучшей жизни, социальные работники натолкнулись на предельно простое и в то же время эффективное решение. Долгие годы размышляя над тем, что же все-таки может стать тем понятным, доступным для всех языком, который положит конец нескончаемым разногласиям, они в результате выбрали спорт.
Итак, развитый спорт в Америке есть не только основа здорового образа жизни и так называемый «генератор чемпионов», но и способ всеобщего единения вне зависимости от религиозных убеждений, культурных ценностей и языка. Вот почему введение в университетах обязательных занятий физической культурой, дружеских соревнований, массовых акций, посвященных сплочению коллектива, всевозможных секций и прочих мероприятий, посвященных укреплению спортивного духа, имеет большое значение не только для конкретных людей, но и для всей страны в целом.
Система физического воспитания университетов Австралии и Америки прошла длительный путь развития в демократическом обществе и в рыночной конкурентной среде. Можно с высокой степенью уверенности считать, что ее главная задача - воспроизведение в новых поколениях специалистов навыков здорового образа жизни, сплоченности и терпимости и воспитание того, что традиционно называется физической культурой. Этот стиль жизни, предполагающий осознанную заботу о своем здоровье и отсутствие вредных привычек, востребован обществом. Поэтому рыночные рычаги коммерческой конкуренции также подталкивают университеты в этом направлении. Мы видим широкий спектр различных спортивных мероприятий, призванный охватить всех (подавляющее большинство) студентов и привить им вкус и желание к занятиям физической культурой. Этот набор мероприятий стремится удовлетворить учащихся с самым разным уровнем физической подготовки, сделать так, чтобы занятия физической культурой стали для них жизненной потребностью. Тех же, чей уровень физических данных достаточно высок, занятия в университете привлекают к любительскому спорту. Ведь сегодня уже не надо никого убеждать, что занятия спортом формируют в будущих специалистах отличные волевые качества, которые потом будут востребованы у них как руководителей бизнеса и производства.
Российская система физического воспитания в университетах уже 20 лет развивается вместе с самими университетами в рыночных условиях.В целом она декларирует те же ценности. С поправкой на существенно различный уровень оснащения и финансирования наши университеты стремятся делать то же самое. Однако наследие советской системы физического воспитания достаточно велико. Главной ее целью была подготовка практически всех молодых людей к службе в армии, а девушек - к достаточно непростому быту, к заботам о детях, с которыми они должны были уметь справляться как с помощью мужчин, так и самостоятельно.
Массовость советской модели физической культуры была благом на определенном этапе исторического развития, но не предполагала никакой дифференцированности и при переходе к рыночным условиям стала давать сбои. Тяжело привлечь к занятиям физической культурой студентов, если они осознанно пришли обучаться специальности и их семьи вносят за их обучение реальную плату, а занятия физической культурой представляют собой некое подобие «сдачи норм ГТО», как это было в СССР и странах соцлагеря.
Нельзя абстрагироваться от того факта, что все более комфортные условия жизни, урбанизация снижают общий уровень физического развития студентов. Нормы, которые были «средними» для пришедших из деревни парней, близко знакомых с физическим трудом, вдруг становятся «неподъемными» для рафинированных выпускников спецшкол.
Переломить эту тенденцию становится задачей современного физического воспитания и в России и во всем мире. Нам не нужны сейчас многомиллионные армии солдат, но физические и морально здоровые, социально активные, терпимые к окружающим граждане (что особенно важно в современной многонациональной России) являются целью любого динамично развивающегося общества - с древности и до наших дней.
Автор: М.Д. Захарова
Основным источником для написания данной статьи стал сайт: : http://waucondastore.com/category/means-of-education/