Борис Раппопорт: «Дай Бог, чтобы кто-нибудь из моих игроков вышел на уровень Широкова»
После награждения призеров городских соревнований среди детско-юношеских и молодежных команд тренер молодежной команды СДЮШОР «Зенит» Борис Раппопорт рассказал о перспективах молодых игроков.
– Чем сегодня отличается подготовка молодых футболистов от подготовки игроков прошлых лет?
– В принципе, по количеству тренировочного времени подготовка не изменилась: школа работает шесть раз в неделю с одним выходным днем; пять тренировочных занятий, шестой день – игровой. Остальное зависит от квалификации тренера, от того, как он работает. Время бежит… Я меняюсь, остальные меняются. Вносятся коррективы в учебно-тренировочный процесс. Если сравнивать с тем, что было лет десять-пятнадцать назад, то сейчас, конечно, все по-другому.
– Вы своих ребят учите быть осторожнее со словами? Вспоминается недавняя ситуация с Романом Широковым…
– Знаете, мы воспитываем ребят. Они сейчас достаточно грамотные, умные, учатся в институтах, кто-то школу заканчивает. Понимаете, для того, чтобы у человека поменялся менталитет, требуется время. К сожалению, это не всегда зависит от воспитания в школе. Я думаю, что когда Широков был игроком юношеской команды, он был другим человеком. С годами, учитывая его популярность, рост его мастерства, финансовое благополучие, он поменялся. Поэтому я не могу предугадать, что будет с этими ребятами, если кто-то из них выйдет на уровень Широкова. Может, они тоже поменяют свой менталитет. Но на сегодняшний день – ребята нормальные, достаточно воспитанные, грамотные, культурные. Мы работали без внутренних конфликтов, у нас всегда все было нормально. Дай Бог, чтобы кто-нибудь из них вышел на уровень Широкова. Я даже готов простить, если игрок будет иногда несдержан.
– Считаете справедливым наказание Романа комитетом по этике?
– Если вдаваться в чистоту русского языка, то слово «клоун» никак нельзя назвать оскорбительным. Завтра кто-нибудь, из тех клоунов, которые работают в цирке, может обидеться и сказать, мол, что ж вы нас так опускаете, оказывается, «клоун» – это уже оскорбительно. Но мы понимаем, что Роман имел в виду не клоуна, который выходит на арену цирка, а клоуна, который портит футбольное зрелище. Могу с ним в некотором роде согласиться. Но дело в том, что сегодня игроки на поле допускают не меньше ошибок, чем судьи. И можете себе представить, если бы какой-нибудь судья назвал Широкова клоуном за то, что он не забил мяч с пяти метров? Я думаю, Широков бы обиделся и то же самое, наверное, стал бы говорить. Могу сказать, что очень люблю этого футболиста. Он очень талантливый игрок и, наверное, лидер сборной, один из лидеров «Зенита», но все равно, эмоции нужно сдерживать. Все это эмоциональный выплеск.
– Наверняка вы смотрели игру против Сербии. Широков перед матчем сказал, что нам будут попадаться соперники схожего уровня. Насколько хорошую игру показала команда в товарищеской встрече?
– Надо понимать, какие задачи ставились перед этой игрой. В принципе, всегда ставится задача победить в любой игре: товарищеской, официальной. С этой точки зрения команда свою задачу не выполнила – она не выиграла. А раз не выиграла, значит, уже какой-то определенный негатив есть. Думаю, что Капелло об этом говорил. Но состав команды и тактика могли быть выбраны с прицелом подготовки к чемпионату мира. Были какие-то моменты, которые были опробованы тренером. Главным оценщиком игры должен быть Фабио Капелло, который поведет команду на чемпионат мира, который представляет, чего хочет от матча и чего хочет в дальнейшем. Мы как болельщики, да и он сам, конечно, желали победы, но не получилось. Само качество игры было, на мой взгляд, было средним. Во всяком случае, я потом смотрел стыковую игру Украина – Франция, и там был совершенно другой уровень игры. Как играли украинцы, на каких скоростях, с каким эмоциональным зарядом. Но все-таки мы проводили товарищеский матч, а они определяли, кто поедет на чемпионат мира. Это очень важно. Трудно сказать, как бы сыграла с Украиной наша команда. Было бы интересно, если бы мы попали в одну группу.
– Если идея объединенного чемпионата воплотится в жизнь, мы можем увидеть, как будут играть наши команды с украинцами.
– Во-первых, я не верю, что это воплотиться, тем более нужно учитывать недавнее заявление Платини. Насколько я знаю, Виталий Мутко тоже относится к этому не с большим пониманием, а он – министр спорта. Те люди, которые из благих побуждений пытаются реализовать эту идею, все-таки не объяснили, в чем ее главный смысл. Футбол в Украине и России, на мой взгляд, развивается нормально. И если организаторы турнира скажут нам о том, что матч «Металлист» – «Зенит», соберет больше, чем «Зенит» – «Кубань», то очень сомневаюсь, что так оно и будет. Если скажут, что накал борьбы будет выше, чем в российском или украинском чемпионате (там тоже есть около пяти команд; у нас сейчас побольше, во многих турах сейчас сложно предугадать результат), то, наверное, стоит придумать какие-нибудь турниры. Напомню, что после развала СССР был большой интерес к зимним турнирам, которые проводились СНГ. Собиралось много зрителей. Туда приезжал и «Спартак», и «Шахтер». А потом почему-то к этим турнирам стал пропадать интерес, встречи стали проводить дублирующие составы. В результате от этого отказались, стали играть молодежные команды. Это тоже говорит о многом. Время уходит. У людей может присутствовать некая ностальгия по чемпионату СССР. Мы, кстати говоря, в свое время, наверное, недооценивали уровень советского футбола. Многообразие футбольных талантов, игровых схем, борьбы говорит о том, что это был серьезнейший чемпионат. Но дважды нельзя войти в одну реку. И сегодня, как бы ни хотели организаторы поднять интерес к играм, такого интереса не будет. Конечно, если бы «Зенит» встретился на этапе плей-офф с «Шахтером», то был бы полный стадион. Но далеко не факт, что в объединенном чемпионате, если его получится провести, зрительский интерес будет выше, чем в России и Украине сегодня. К тому же, не объяснили, кто и как будет иметь право участвовать в Лиге Чемпионов, Лиге Европы, как будет происходить обмен между командами, покидающими лигу. Поэтому я пока не отношусь к этому серьезно.
– Напоследок еще вопрос о ваших ребятах. Может ли кто-то из них в будущем сыграть за национальную команду?
– Почему бы и нет. СДЮШОР «Зенит» проводит хорошую политику. Заканчивает парень школу, ему лет семнадцать. Нужно работать дальше. И школа дает возможность в течение двух-трех лет выйти на другой уровень. Возможно, появятся футболисты, а такие у нас уже есть, которые смогут заиграть дальше. Сегодня предугадать судьбу футболиста тяжело. Я им в определенной степени сочувствую. Десяток лет тому назад попасть в «Зенит» или другие команды Премьер-Лиги было значительно проще. Сегодня «Зенит» рискует оказаться без питерских футболистов, потому что у тех, кто отвечает за эту команду, задача – текущая победа, и нет вопроса, что команда будет выигрывать в перспективе. Думаю, Андрей Аршавин, да и он сам это понимает, если бы начинал сегодня, то мог бы не пробиться. То же самое касается и Денисова, и Быстрова, и Малафеева. Когда появляется соблазн не готовить игрока, а купить готового, к сожалению, ребята оказываются в тяжелом положении. Поэтому чем больше будет питерских команд более низкого класса, тем больше будет шансов у наших игроков. Хотя, например, Ионов, воспитанник нашей школы, сначала через «Кубань», потом «Анжи», попал в сборную. Сейчас играет в «Динамо». Такой путь тоже возможен. Хотелось бы, чтобы большинство наших ребят играли в «Зените». Но сегодня пробиться через такую конкуренцию бывает просто нереально. Хотя ребят много. Должен сказать, что последние игроки, которые зарекомендовали себя в «Зените» – 84-го года. Это Денисов, Быстров, Власов, Ионов 89-го года. А дальше 90-й, 91-й год, с которым выигрывали все соревнования среди юношей. И сегодня в «Зените» практически никого не осталось: Канунников в «Амкаре», Сергей Петров в «Краснодаре», Башкиров в «Томи», Матяш в «Динамо» СПб. Бывает, конечно, что какой-то год неурожайный, но вот чтобы пять-шесть лет никого не было – это нереально. Это просто не дали ребятам выйти на уровень. Руководителям клубов нужно думать о том, как дать шанс пробиться нашим игрокам.
Юлия Воробьева
Если Вам понравился данный материал, оцените его плюсиком, репостом, просто подпишитесь на наш блог.
Вконтакте: "Футбольный Петербург"
хорошее поколение
но, чтобы поколение молодых заиграло, как ни парадоксально, нужен спад в Зените, когда особого результата ждать не будут
а при постоянном ожидании каждый год золота и выхода из группы ЛЧ молодежь так и не заиграет