Йохан Кройфф: «Мне нравится футбол». Глава 5
«Важно иметь тренеров, которые передавали бы своим подопечным любовь к футболу как искусству»
Серьезная ошибка многих тренеров, в большинстве своем теоретиков, а не практиков, состоит в том, что они думают, будто дети 7 – 8 лет не стремятся к победе. Это ужасное заблуждение! Как же они хотят победить! Даже больше, чем многие взрослые! Самые юные, как правило, – самые драчливые, а порой и самые жестокие. Вспомни сам: в детстве у тебя наверняка были друзья, которые плохо играли в футбол, и когда во дворе устраивали матч, ты всякий раз старался, чтобы они не попали к тебе в команду. В то же время ты всегда хотел, чтобы за тебя играл лучший, пусть даже он был твоим злейшим врагом или парнем, с которым у тебя были натянутые отношения. После матча вы с неумелым футболистом вновь становились лучшими друзьями, но на время игры ты стремился привлечь на свою сторону сильнейшего. Что это, как не желание выиграть? В то время как практически все тренеры убеждены в том, что детям нужно с самого начала прививать стремление к победе, их в первую очередь следует учить совсем другому: развивать их лучшие качества, исправлять дефекты и при этом не принижать их достоинства. Поэтому так важно иметь тренеров, которые передавали бы своим подопечным любовь к футболу как искусству. Нужно вернуться к истокам футбола, которые в большинстве случаев говорят нам о том, что этот фантастический вид спорта был изобретен для того, чтобы получать удовольствие в процессе игры, а не для того, чтобы тупо бегать туда-сюда, раздавая удары по ногам.
Самое эффективное оружие в игре – это совокупность техники и здравого смысла, Технике обучаются с самого раннего детства. Очень часто меня спрашивают: как можно научить этому детей, которые уже тренируются и играют за детские команды в различных официальных турнирах, но все еще способны к обучению? Помню, когда я работал главным тренером «Аякса», то иногда сам тренировал 10-летних мальчишек, но занимался с ними не на футбольном поле, а на пустой автостоянке. Почему? Потому что там можно многому научиться. Если ты играешь на футбольном поле, зеленом, мягком, великолепного качества, какими изобилует Голландия, сталкиваешься с соперником, падаешь на газон, то с тобой ровным счетом ничего не происходит: отряхнулся и побежал дальше. На автостоянке же все по-другому: если ты с кем-нибудь сталкиваешься, то падаешь на бетон, получаешь ссадины, царапины, тебе больно, порой даже идет кровь. И в этом случае ты должен шевелиться, учиться двигаться с большей скоростью и быстрее принимать решения относительно того, что тебе нужно делать с мячом или без него. Эта маленькая деталь тренировки – покрытие – обуславливает два или три очень важных аспекта реальной игры: выбор позиции, контроль мяча, скорость, концентрацию. В будущем все это пойдет на пользу и тебе, и твоей команде. Всего лишь сменив траву на бетон, оказавшись в непривычных условиях, ты развиваешь быстроту мышления, учишься успевать к мячу первым, не передерживать его и вовремя делать передачу партнеру. Подводя итог, таким образом ты отрабатываешь сразу три действия. Возможно, что мощные и крепкие игроки, в отличие от нас, слабых, никогда так не будут тренироваться. Но потом, когда обоим будет по 18 лет, разница между сильным и мной будет заключаться в том, что я сумею предугадать развитие событий, опередить его на скорости, и, наконец, процесс принятия решения у меня займет меньше времени, потому что, когда я формировался как игрок, я каждый раз отрабатывал эти дета-ли. В то время эти самые детали могли показаться второстепенными, но в реальной игре, когда настает момент истины, они оказываются фундаментальными.
По ходу моей карьеры профессионального футболиста эти детали не раз выручали меня в трудных ситуациях. Еще ребенком на тренировках я делал главный упор на технику, чтобы ликвидировать свое явное отставание в плане физической подготовленности от более массивных игроков, которые в то же время были и более медлительными. Я не хочу сказать, что я тренировался дольше остальных; просто я лучше и рациональнее использовал время, отведенное для занятий. Я всегда верил в то, что каждый недостаток имеет свои преимущества. Если я маленького роста, то должен быть более шустрым. Если я не обладаю физической мощью, то должен быть хитрым. Ничего другого мне просто не остается.
Плохо то, что молодые ребята, которые имеют отличные способности к созиданию, впоследствии теряют их, и теряют по вине тренеров. Поэтому так трудно найти сейчас таких футболистов, как Аймар и Савьола. В этом смысле трудно не согласиться со следующими словами Марко ван Бастена, игрока экстракласса, который был вынужден оставить футбол из-за серии травм: «Если представить, что в моей карьере было 10 тренеров, то кое-чему меня научил один из них, трое мне не навредили, и шесть остальных постоянно пытались мне нагадить». Мне, к счастью, повезло играть под руководством тренеров, которые ценили футбол. И хотя с точки зрения физических кондиций я не мог выполнить хорошо угловой удар, они всегда выпускали меня на поле. Из-за своей конституции я не был способен бить как следует по воротам из-за пределов штрафной площади; это был сущий кошмар, мяч порой даже не долетал до ворот. Но, исходя из этого, тренеры всячески пытались мне помочь преодолеть свои комплексы и ограничения; они включали в программу моей подготовки специальные занятия для развития мускулатуры, стимулирования скоростных качеств. И при этом они следили за тем, чтобы я не переутомился, выполняя эти упражнения. Они никогда не пытались изменить мой стиль, и я хорошо усвоил правило: этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Вся моя тренерская работа основывалась на анализе возможностей каждого игрока и совершенствовании его игрового стиля с тем, чтобы впоследствии он с максимальной отдачей мог вписаться и в команду, и в демонстрируемую ею игру.
Продолжение следует…
Оглавление
Глава 1. «Играть хорошо — это значит правильно выполнять все движения»
Глава 2. «Лучший способ научить ребенка играть в футбол — это не запрещать, а подсказывать»