1 мин.

Плакатное искусство. Как «Эвертон» и «Ливерпуль» выдали лучший матч английского сезона

Иван Калашников съездил в Ливерпуль на мерсисайдское дерби, в котором не нашлось места красной карточке, но нашлось – шести забитым голам.

К ливерпульским стадионам из города ведет одна дорога. В день дерби вдоль нее расставлены плакаты, на которых футболист в синем борется за мяч с футболистом в красном. Сверху надпись – «Добро пожаловать в самый успешный футбольный город Великобритании». Надпись не врет: «Эвертон» и «Ливерпуль» выиграли на двоих 27 чемпионских титулов. У Лондона и Манчестера меньше, хотя обычно их и не складывают – объединить «Арсенал» с «Тоттенхэмом» или «Юнайтед» с «Сити» мало кому придет в голову. А вот «Эвертон» с «Ливерпулем» – запросто.

Мерсисайдское дерби любят называть соседским и дружеским – из-за того, что соперничество между двумя клубами никогда не превращалось во вражду. Их фанаты даже в непростые 80-е не устраивали особо кровавых побоищ. Футболисты без проблем переходили из одной команды в другую. Клубы вместе поминали жертв трагедии на «Хиллсборо» и бойкотировали газету The Sun. Наконец, даже в отношении дерби действует джентльменское соглашение: первый матч в сезоне играется на «Гудисоне», второй – на «Энфилде».

Одна из причин – социальная однородность местных болельщиков. После закрытия доков и реформ Тэтчер Ливерпуль окончательно потерял статус второго города страны и пришел в упадок. Запущенная в начале века программа регенерации преобразила центр Ливерпуля, но до сих пор толком не добралась до его окраин. Районы, где находятся «Энфилд» и «Гудисон Парк», и сейчас можно смело назвать трущобами – днем там пустынно и тревожно; даже стоящая на холме башня Святого Руперта с герба «Эвертона», оказывается, была карцером для пьяниц и воров.

Живущих тут людей нельзя уверенно поделить на бедных и богатых, левых и правых или настоящих болельщиков и глорихантеров – только на красных и синих. Поэтому главные события в мерсисайдских дерби случаются на поле.

И это не только голы. Выездной сектор «Ливерпуля» громко отметил забитый мяч Коутиньо на 5-й минуте, почти сразу же утонул в ответном реве болельщиков «Эвертона», а потом выплыл обратно, отмечая хитрый штрафной Суареса сквозь стенку. Но все эти празднования и близко не сравнить со звуковым эффектом, который накрыл «Гудисон» после того, как Миральяс проткнул шипами ногу Суареса: сначала был коллективный выдох трибун, затем – крики фанатов «Ливерпуля» и, наконец, зловещее молчание в ожидании появления карточки из кармана Фила Дауда. Она оказалась желтой.

Сдается мне, Дауд был прав. В мерсисайдском дерби всегда найдется повод кого-нибудь удалить – между прочим, за всю историю премьер-лиги в этих матчах было показано рекордное число красных карточек (20); сравните это с северолондонским (10) или манчестерским дерби (5). Не выгнав Миральяса и закрыв глаза еще на пару нарушений, заслуживавших предупреждения, судья задал чуть более жесткий стандарт игры, показав при этом самую первую карточку за симуляцию – и после этого команды рубились уже до конца. В итоге больше всех фолом Миральяса возмущался врач «Ливерпуля», решивший прямо на поле потолкаться с Даудом и игроками «Эвертона».

После бурного первого тайма команды завелись еще на пару оборотов, но при этом продолжали показывать организованную игру – «Эвертон» легко перестроился после травмы Бейнса, а «Ливерпуль» смотрелся на удивление цельно без Старриджа и с Алленом в центре поля. Преимущество «Ливерпуля» было совершенно закономерным до того момента, когда Брендан Роджерс решил сделать две атакующие замены – после них команда, у которой и так было преимущество в атаке, разбалансировалась, а Лукаку, Миральяс и Баркли наконец-то получили свободу действий. Три гола в первые 20 минут, три гола в последние 20 минут – этот матч закончился так же лихо, как и начинался.

Фото: Fotobank/Liverpool FC/Andrew Powell

Обилие голов не должно сбивать с толку. Это дерби не было безоглядной беготней от ворот до ворот с оцепеневшей защитой – наоборот, пока шла игра, и «Эвертон», и «Ливерпуль» создавали и разрушали с выдумкой и энтузиазмом. Все шесть голов матча были забиты после стандартов, когда командам приходилось переключаться из динамичного режима в статичный. Было место и для персональных открытий: кроме обычных подозреваемых вроде Лукаку и Суареса, отличный матч получился у Джеймса Маккарти, а больше всех впечатлил Джон Фланаган, у которого явно лучше получается играть классического флангового защитника, чем латераля в схеме 3-5-2 – даже несмотря на проигранное единоборство в эпизоде с третьим голом «Эвертона». В фильме «Being: Liverpool», снятом перед началом прошлого сезона, Роджерс перед камерами обещал Фланагану большое будущее в родном клубе – судя по всему, оно потихоньку наступает.

Кроме удалений, у мерсисайдского дерби есть еще одна традиция – оно чаще других противостояний премьер-лиги заканчивалось со счетом 0:0. Иногда эти нули символизировали не лучшее состояние клубов: один трясло от перестроек на пути к восстановлению былого величия, другому приходилось экономить и играть от обороны; в результате дерби далеко не всегда получалось таким, каким должно быть – даже если оно дружеское. В этом году «Эвертон» и «Ливерпуль» выдали лучший матч сезона по качеству игры – и вполне могут заказывать к следующему дерби соответствующий плакат.