Клейменов: «Брать легионеров в «Спартак» нужно только в поле»
Продолжаем публикацию интервью с тренером вратарей «Спартака» Валерием Клеймёновым.
У нас вратарей есть своя маленькая семейка
- По ходу лечения Артема Реброва мы нередко с ним общались. Какая ситуация с ним сейчас? Нет ли опасности в том, что он, в случае возможной замены Песьякова, окажется не готов в силу того, что постоянно сидит в запасе и не имеет никакой практики.
- Артем сейчас готов на все 100 процентов. Тренируется в полном объеме без ограничений. Не испытывает никаких проблем. В плане игровой практики – да, здесь есть нюансы. Не играл давно. Но, он уже в таком возрасте, да к тому же имея столь солидный багаж опыта за спиной… Я уверен, что Артему достаточно 30-40 минут игры, чтобы без проблем наверстать все, что нужно. Знаю это по себе.
- Может ему есть смысл поиграть за молодежный состав?
- Мы просто не хотим этого делать. Молодежный состав играет на искусственном поле, поэтому выпускать Артема туда после операции на крестообразных связках – рискованно. Да и нередко бывает так, что когда играет молодежка, у нас проходит тренировка основной команды. И он там нужен.
- В Ярославле на Кубке России будет Сергей играть или Артем?
- Если честно, то мы еще этот вопрос даже не обсуждали.
- Существует мнение, что во взрослом футболе тренер вратарей в большей степени спарринг-партнер, нежели просто тренер. Так ли это на самом деле? И в чем, по вашему мнению, заключается основная задача современного тренера вратарей?
- Я думаю, что вы правы, говоря о том, что современный тренер вратарей должен не с кнутом ходить. Я стараюсь быть для наших вратарей скорее старшим товарищем и другом. Не хочу, чтобы меня боялись. Хочу, чтобы меня уважали. Причина проста: хороший вратарь – это штучный товар. Как, скажем, хороший хирург. Потому что, и в мире, и у нас в стране хирургов много, а именно хороших – единицы. И к ним записываются в очередь, чтобы сделать операцию.
- Все время припоминаю в таких случаях слова Владимира Маслаченко, который не раз любил мне при случае напомнить: пойми, мы же не такие, как все в футболе. Мы же уникальны, начиная с головы.
- И он был прав. Не случайно же говорят, что вратарь – это половина команды.
- Это - да, но все-таки – у вас сейчас в числе вратарей люди разные, психология у них разная, уровень таланта. Есть молодой Митрюшкин, есть возрастной Дикань, есть Песьяков, который все время в основном составе и Ребров, который пока только сидит в запасе. Видите, сколько нюансов?
- Ну, конечно, все эти нюансы или факторы нельзя не иметь ввиду. Допустим, как построить работу в физическом плане. Если тому же Андрею Диканю нужно дать что-то поменьше в виде нагрузки, в зависимости от той ситуации, в какой он находится по физическим параметрам, то Антону – чуть побольше. Или же обратить внимание Антона на технические элементы - игру ногами, на выходах. Много нюансов. А вот в чисто психологическом плане, в общении между собой… Скажу так: у нас сложилась своя маленькая семейка. Мы все вместе. На тренировках могут подшутить - и они надо мной, и я над ними. Вот такая непринужденная рабочая обстановка. В хорошем плане. Но без панибратства.
- И кто входит сейчас в эту семейку?
- Песьяков, Ребров, Дикань, Митрюшкин. Четверо. Не считая меня, конечно.
- А те, кто выступает за молодежный состав или «Спартак-2»?
- Если они нам нужны, то мы с согласия тренеров вратарей тех команд, с Ринатом Дасаевым всегда обсудим этот вопрос. Никаких проблем тут нет.
Мы будем опираться только на российских вратарей
- Вот вы напомнили про Рината, а я вам адресую вопрос одного из болельщиков «Спартака»: как часто приходится общаться с Дасаевым, каковы ваши взаимоотношения?
- Мы общаемся каждый день. Обсуждаем многое. В том числе, конечно, проблемы наших спартаковских команд. Это, как я считаю, скорее больше похоже на нормальные, хорошие и дружеские отношения, чем просто на профессиональные.
- Принимаете ли вы участие в селекции «Спартака»? Речь, прежде всего, идет о просмотре молодых вратарей для клуба. Как организован этот процесс?
- За селекцию у нас полностью отвечает селекционный отдел. Что касается именно вратарей, то мое участие, конечно, необходимо. Я смотрю и первый дивизион, и второй на протяжении всего сезона. Если появляется необходимость, то я даю свою личную характеристику тому человеку, тому вратарю, который нас мог бы заинтересовать. Как я вижу его возможности, его потенциал. А селекционный отдел потом уже делает свою работу вместе с руководством клуба. Покупать кого-то или нет. Но еще с прошлого года мы пришли в «Спартаке» к тому, что будем опираться только на свои кадры.
- И о покупке зарубежных вратарей в таком случае речь не идет тем более?
- Совершенно верно. Мы будем опираться только на российских вратарей.
- Даже, если «Спартаку» вдруг предоставится возможность заполучить в свои ряды очень сильного зарубежного вратаря? То есть, болельщик, автор вопроса интересуется: правильным ли путем идет клуб, сделав ставку только на российских вратарей? В другие линии ведь берутся и весьма охотно легионеры из разных стран.
- Я считаю, что, если брать легионера, то - только в поле. Там он должен приносить свою пользу команде. Вратарь – это достаточно зависимая фигура. Он может выручить одну, две игры, но не постоянно же. Не случайно порой говорят: если у вас хорошая оборона, то и вратарь будет выручать. И он будет хороший. Если вся команда обороняется плохо, то и вратарь станет выглядеть ни шатко – ни валко. Вот посмотрите: пошла черная полоса у ЦСКА. Что там случилось внутри – не знаю, но когда команда начала выглядеть не очень, то и Игорь Акинфеев, который обычно выручает, вроде как предстал перед нами не таким, каким был. Пошли уже такие разговоры… А по мне, так прежний Игорь никуда не делся. Он остался Акинфеевым, надежным человеком. Просто команда стала обороняться по-другому. С ошибками, шероховатостями.
О том, что Беленов ушел, не жалеем ни мы, ни он
- Как долго «вели» в «Спартаке» Беленова? Кем и как принималось решение о его приглашении и о расставании с ним? Вы лично не пожалели о том, что Александр покинул «Спартак?
- Мы не пожалели. А, что касается Беленова, то, насколько я знаю, Александр рад тому, что мы его и взяли, и потом отпустили. Инициатива в его приглашении была моя. Мы играли в Турции с белгородским «Салютом», где он был вратарем. Отыграли 0:0, при этом Беленов произвел на нас хорошее впечатление. И, когда возник срочный вопрос, кого брать на замену уходившего Джанаева, я выдвинул кандидатуру Беленова. Посоветовались с Карпиным, с Поповым и пришли к выводу, что его стоит взять. Я могу сейчас какие-то детали и не помнить, но вроде как Саша отыграл один матч в Грозном, мы там уступили 0:2, но к нему никаких претензий не возникло. После этого в «Спартаке» появился Андрей Дикань. Играл как бог и царь, поэтому Беленову по сути не находилось места в основном составе, а сидеть в запасе он не хотел. Что делать? Посоветовавшись все вместе, мы решили, что Александра можно отпустить. Без игровой практики вратаря из него не получится. И не факт, что, если бы Беленов просидел за спиной Андрея еще где-то года полтора, в течение которых Дикань был основным вратарем, мы бы увидели того самого Сашу, который сейчас защищает ворота «Кубани». Он потом и сам говорил в интервью, что был рад попаданию в «Спартак», где узнал, что такое профессиональное отношение к делу, как готовиться к тренировкам, к играм и так далее.
- Советская школа вратарей всегда считалась сильнейшей в мире. Как, допустим, та же итальянская. Однако за последние годы ни из России, ни из Италии не появилось фигуры, которая могла бы привлечь к себе внимание или громко заявить о себе. В чем тут причина на ваш взгляд, спрашивает один из посетителей нашего портала.
- У меня тогда к вам встречный вопрос: а хорошие полевые российские игроки того же уровня, о котором идет речь, у нас появились?
- Ну, этот вопрос надо бы адресовать тому болельщику, но поскольку это невозможно, отвечать придется мне. Во-первых, я считаю, что Акинфеев – это вратарь, которым может гордиться российская вратарская школа.
- Согласен.
- И во-вторых, касательно полевых игроков. Как мне кажется, в свое время именно с легкой руки Гуса Хиддинка, бывшего в сборной страны больше менеджером, нежели тренером, за рубеж отправилась целая группа футболистов. В том числе в Англию. Павлюченко, Аршавин и прочие. В целом у них, конечно, многое не получилось, хотя попытка прорыва была сделана. Почему они не вышли там на новый качественный уровень? Менталитет, уровень игры, недостаточно профессиональное отношение к делу, неготовность постоянно держать себя в игровом тонусе и быть готовым к жесткой конкуренции или еще в чем? Боюсь, что правильный ответ мы получил еще не скоро. Да и вряд ли он может быть применим к каждой конкретной персоне конкретно. Но я считаю, что и упомянутые мною Павлюченко и Аршавин были игроками, способными заиграть в Англии.
- Возможно.
- Но, давайте не забывать, что и выбор вратарей в мире гораздо меньший, нежели полевых игроков, да и стоят они на рынке значительно дешевле.
- В советское время был более жесткий отбор. Это раз. Далее. При развале Советского союза развалилось многое, тот же футбол. Если мы вспомним ту же Москву, кто в то время поселился в манежах ЦСКА, «Динамо»? Торговцы. Маленьким ребятам для тренировок места там уже не находилось. И эта ситуация была не один год, а несколько. То поколение просто выпало из футбола. Вот мы и пожинаем плоды рынков в манежах. Да, сейчас молодые ребята стали появляться, но им нужно время, чтобы окрепнуть.