Обречённый анклав
Каждая национальная футбольная федерация является анклавом, то есть, суверенным государством внутри другого государства, как, например, Сан-Марино или Лесото. Такая ситуация сложилась благодаря регламенту ФИФА, в котором чётко прописано, что государственные структуры не имеют право вмешиваться в дела футбольные. И в случае нарушения суверенитета, как в ООН, могут последовать жёсткие санкции. Таким образом, внутри Российской Федерации существует другое независимое государство — Российский Футбольный Союз — со своим президентом в качестве главы. На бумаге.
Наверное, было бы более логичным, если бы сейчас и формально, и фактически наш футбол возглавлял Виталий Мутко. Кстати, не стоит забывать, что покинул он свой пост не из-за ФИФА, а по требованию тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева — государственным чиновникам запрещалось возглавлять любые спортивные федерации. Это была российская инициатива. Да какая разница? В принципе, ему в любом случае пришлось бы уйти. Либо пожертвовать интересами всего российского спорта и туризма ради одного футбола. Выбор Виталия Леонтьевича понятен.
Итак, после Мутко мы пережили уже двое выборов в РФС. Сейчас это «государство» возглавляет Николай Толстых. Повторюсь: на бумаге. Почему так? Несмотря на все его прекрасные деловые качества, позволяющие до некоторой степени разгрести «авгиевы конюшни» после предыдущего президента, есть несколько сомнительных моментов.
При всей смехотворности фигуры Фурсенко стоит признать, что Сергей Александрович был президентом более независимым, чем Толстых. Возможно, так только кажется, но давайте просто сравним их деятельность. Не по количеству сделанного, а по независимости. И по количеству начальников, стоящих над ними, фактических, а не формальных. Сдаётся мне, что цепочка до Кремля у Толстых длиннее, чем у Фурсенко. Фурсенко свою отставку с кем обсуждал? А Толстых, если ему всё надоест, к кому пойдёт? Понятно, да?
Последние выборы в президенты РФС были очень конкурентными. Только выиграл ли их Толстых? Дело в том, что его за ручку водил Мутко везде и всюду. На переговоры с Капелло, и вроде как с Манчини, упорно брали с собой Николая Александровича, представляя его, как будущего президента РФС. Откуда до выборов была такая уверенность? Видимо, Виталий Леонтьевич аккуратно подсчитал предвыборный расклад. Как минимум.
И вот, Николай Толстых — лигитимный президент РФС. А кто ведёт переговоры о новым контракте с Капелло? Говорят, у Толстых с Капелло очень натянутые отношения. Конечно, переговоры друг с другом они не ведут. Да и откуда у РФС сейчас возьмётся 10 миллионов условных единиц при таких-то долгах? Контракт с нашей стороны уже подписан, а кто обеспечивает его финансовую часть — большой секрет.
Смотрите что получается: переговоры идут в обход президента РФС, то есть, фактически в обход всего футбольного союза, и наша сторона готова выплатить солидный гонорар тренеру, пускай и лучшему в мире, который при любых раскладах нашу сборную чемпионом Мира не сделает никак.
Ну, хорошо, допустим станем мы каким-то чудом чемпионами Мира, а что нам это даст? Что нам дало третье место на чемпионате Европы в 2008-м, когда гуляла вся Москва? Прошла эйфория, интерес к футболу постепенно снизился, а после громкой неудачи по попаданию в Южную Африку он и вовсе резко упал. Новых стадионов не появилось, денежки, потраченные в эпоху Хиддинка, уплыли. Мы вернулись на исходную позицию, в ожидании нового тренера-спасителя, с счастливой готовностью переплатить. Только Абрамович на этот раз платить отказался. Ну, да ладно. Главное, чтобы победила наша сборная, и будет тогда наш народ счастлив! Правда, не совсем как волейболист Спиридонов, а до тех пор пока реально не почувствует, что ему холодно.
Сейчас после получения права на проведение чемпионата Мира в нашей стране, мы почему-то уверены, что новые стадионы, которых ещё нет, обязательно дадут нам толчок в развитии. Только почему-то никто не задаётся вопросом: а что будет после проведения ЧМ-2018? Сколько стоит обслуживание нового стадиона, и потянет ли его, скажем, Саранск, и нужен ли он ему? А Сочи, в котором останутся олимпийские объекты, судьба которых тоже слишком туманна после проведения Олимпийских Игр? А ещё будет трасса Формулы-1! Вот, скажите: нужен будет современный стадион городу, у которого и команды-то своей нет, да ещё с кучей других грандиозных спортивных объектов? Если нужен, то срочно ищите в этих местах нефть! Потому что региональный бюджет это всё просто не потянет!
По-хорошему, все эти проблемы со стадионами и контрактами должен решать РФС. Но мы-то понимаем, что проблема гораздо шире и глобальнее. А теперь ответьте, пожалуйста, на ещё один вопрос: какой интерес может быть у населения страны к футболу, если сам РФС проблемы футбола не решает? Более того, всё приходится делать из-под палки, и растрачиваются огромные бюджетные деньги!
Мы хотим людям любовь к футболу привить, насильно выжимая из этих людей соки. Какая уж тут может быть любовь? Был бы РФС по-настоящему независимым, возможно, у нас сейчас всего того, что имеем, не было бы. А то, что будет построено, разве стоит невзгод обычных российских граждан, из которых большинство к футболу в лучшем случае равнодушно?