Ротор – бренд? Или попрошайка в переходе?
Ниже – много букв. Но их стоит осилить. Я планировал, что текст на эту тему появится у нас несколько позже, где-то недели через две. Но болельщик Ротора под ником cheetos прислал очень любопытную статью, которую я на ваш суд и выношу. Редактура была минимальной, ничего принципиально существенного по смыслу высказанного она, надеюсь, не затронула, ибо не могла. Итак, текст Никиты.
Я позволил себе порассуждать на тему околофутбола, но того, что относится к другой стороне силы. Пока что темной для нас. Финансовой.
Скорее всего, это можно прочитать как анализ рыночной ситуации, а можно как перечень вопросов, на которые каждый может дать себе ответы. У меня эти ответы вышли такими.
Когда-то в былые и куда более славные времена у волгоградского Ротора был неисчерпаемый источник финансирования и доходов, точнее 2 таких источника: первый – Иван Петрович Шабунин, который перестал быть губернатором Волгоградской области в 1997 году. Второй – законодательно на тот момент закрепленная, а самое главное - не облагаемая налогами для спортивных обществ возможность вести бурную финансовую деятельность.
Ротор зарабатывал силами Горюнова и лоббистов во всех административных структурах огромные деньги на такого рода деятельности: сигареты, алкоголь, недвижимость, земля. Продавалось все. Все это приносило огромные деньги. Самолет, квартиры, премиальные, деньги на покупку игроков. Возможность финансово привлекать игроков решила спор даже с киевским Динамо при приобретении Олега Веретенникова (как о том, по крайней мере, сообщает пресса того времени).
Льготы на финансовую деятельность сохранились сейчас и в Америке, что и стало причиной приобретения Михаилом Прохоровым клуба NBA. Там эта система еще дышит и работает. Наиболее успешные финансисты, работающие в клубах MLS, NHL, NBA и т.д. являются наиболее значимыми сотрудниками этих организаций, так как их деятельность и есть основа успехов на спортивных площадках Нового Света.
У нас эти времена прошли, и теперь только в Татарстане (но и не в тех объемах, что были в середине нулевых) спортивными организациями реализуются Камазы, но и там лавочка почти прикрыта. Уникс, АкБарс, Рубин, Зенит-Казань, Kamaz-masters – чемпионы страны, обладатели Европейских и международных титулов, взращенные именно Камским автомобильным заводом, ну и грамотно выстроенной республиканской финансовой политикой в области спорта.
Горюнов в свое время мог смело и с гордостью «патриота» говорить: «На футболках будет написано «РОТОР» и только «РОТОР»». Пришедший к власти Максюта, как гласят исключительно слухи, предлагал Владимиру Дмитриевичу успокоить его бурный нрав и пустить на майки «Лукойл», а заодно и в систему управления клубом и его активами. Но Горюнов сохранял уверенность в собственной силе, не просчитав еще, что грядут времена, когда такой финансовой свободы у него не будет. Менеджер из него без административной поддержки все же никакой, в политике у самого ничего не вышло, и, как показывают годы, ничему не научила эта ситуация бывшего владельца клуба сине-голубых цветов. Пришлось спешно избавляться от мертвого к середине 2000 годов актива под названием «Ротор». Пришедший к управлению депутат гос.думы Михеев Олег оказался куда более прагматичным человеком, решавшим исключительно свои личные финансовые вопросы, как известно, не самым законным способом.
Теперь в Волгограде есть отличный ватерпольный клуб «Лукойл-Спартак», дворец водных видов спорта, титулы чемпиона страны и Лиги чемпионов, к слову… ФКà2010 год. ФК «Волгоград» -- «Ротор». Вот тот самый момент, когда мы впервые услышали о том, что нужен спонсор. И вот именно отсюда и начинается «История о том, как Ротор денег ищет».
Понятно, что находящийся в крайне подвешенном состоянии г-н Бровко имел куда более важные личные проблемы, нежели привлечение средств на развитие футбола в регионе. Сказал «гоп», но не перепрыгнул. Он очень не крепко сидел в кресле губернатора, откуда вскоре и был низвергнут. Г-на Максина ввиду непонятности его личности и вопроса о том, как ту самую личность занесло в Ротор, мы так вообще упоминать не станем.
Наскоро собранные игроки вылетают во второй дивизион.
РОХУС ШОХ.
РРШ с Нечаем начинают наводить порядок в клубе. Порядок этот далек от идеального, но клуб встает на рельсы выхода из второго дивизиона. Игроки с душой подходят к процессу, Центральный собирает раз в 2 недели 10, 12, 13, 14, 15, 16000 болельщиков – неслыханно для 2-го дивизиона и почти всей премьер-лиги в новейшей истории страны. Журналисты центральных спортивных изданий восхищены такими показателями. К маю 2012 года прошло уже почти 3 года с первых слов о том, что нужен спонсор, но спонсора все нет. Пока что финансовая возможность позволяет войти в ФНЛ с достойным составом, к тому же профессиональные связи Шоха и других работников клуба явно сокращают стоимость селекции, подсобила и областная власть – больше не надо платить за то, чтобы играть на стадионе. Волгоград получил ЧМ-2018, стадион в ходе прокурорской проверки достается Федерации и области и вот-вот уже начнется его реконструкция. Ждем.
Сезон в ФНЛ оказался весьма затратным для области, коммерческой поддержки все нет и нет. Есть реклама от группы компаний «Сервис-продукт», но это рекламодатель, это не спонсор. Денег явно мало. Клуб весной 13-го года входит в штопор. Вторые с конца по итогам 2-го круга, надо что-то менять. Проводится селекция, в ходе которой под сине-голубыми знаменами появляется чуть ли не сборная ФНЛ: Ламанж, Войдель. Остаются Ставпец и Фомин. Деньги потрачены, но они не приносят выгоды: болельщик и тот перестал приносить хоть что-то в кассы Центрального.
Областной бюджет, тем временем, влезает еще глубже в дефицит. Огромные долги перед кредиторами, коммунальщиками и всеми-всеми-всеми. Мягко говоря, не до Ротора. А все, что связывает Ротор с реальным миром – это грядущие бабки на проведение ЧМ-2018. Чуть раньше с Ротором, в кой-то веки, в дружбу входит Николай Чувальский, который фактически становится главой Волгограда. Под знамена Олимпии перекочевывает почти вся волжская Энергия, а клуб по «распоряжению» администрации города проводит массовый субботник в пределах ЦПКиО и Центрального, система Ротора слегка поворачивает в сторону города от области, налаживая параллельный диалог и с теми, и с этими, которые между собой не очень дружат. Не знаю, чем это закончится, но Чувальскому пост удержать не удалось, и теперь в его планах возглавить на волгоградских просторах отделение политической партии «Родина» и заручиться поддержкой Дмитрия Рогозина – а это, ребята, «ГОСОБОРОНЗАКАЗ», в работе которого и Тракторный и Баррикады все еще играют весьма значимую роль. Повлияет ли это как-то на футбол Олимпии и Ротора, гадать не буду, но вектор денежных метаний FCRV прослеживается. Осталась ли у Нечая и Шоха надежда на Чувальского не ясно, но, возможно, что и да. Хотя с другой стороны, это может быть симптомом моей, возможно развивающейся, шизофрении.
Ротор продолжает свое пике, пока что, до 7.10.2013 г. И уже все более громогласны выкрики о том, что просто нет денег. Из моих рассуждений, приведенных выше, можно, пожалуй, дать им обоснование.
Спортивную надежду в нас вселить призван Федор Щербаченко. Еще раз пожелаем ему в этом удачи.
Но я все же пишу несколько не о спорте. Почти 4 года клуб при разных владельцах, управляющих и администрациях ищет деньги в лице спонсора.
Такой срок безуспешной работы в любом направлении приводит к одному простому выводу: кто-то не тот делает что-то не так.
Не те, в данном случае, Нечай и Шох, не так – все, что касается денежного вопроса. Давайте подумаем вот над чем. Что такое «Ротор». Нет, не ФК «Ротор». Это громадина, которая ест огромное количество денег, которых у нее не так уж и много и, вообще, они не ее, взамен выдающая раз в 10 дней шоу, прямо скажем, низкого пока что качества на Центральном стадионе Волгограда. Как благоприятный социальный фактор прокатывает слабо.
Т.е., приходя просить к кому-либо денег, руководители клуба или те, кто это делает, выступают в качестве, простите, но нищего-попрошайки в переходе в лохмотьях, который хочет вызвать жалость и получить за нее денег. Много нерусских денег. Сколько из читающих эту статью людей с фанатической эйфорией ходят по переходам и раздают всем свои неважно как заработанные личные средства? Не думаю, что так уж и много.
Что такое Ротор еще? Ротор – это невероятно важный и значимый элемент социальной структуры региона (ОГРОМНОГО РЕГИОНА, правда никому не интересного и не нужного, в котором ОЧЕНЬ ХРЕНОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА и крайне низкий показатель доверия власти) и Федеральной политики, которая четко привозит нам Универсиады, Сочи, Чемпионаты мира по всему на свете.
Что такое социальная политика? Правильно! Это огромнейшие бабки. Бабки бюджетные и не бюджетные.
Для того чтобы вас приняли на работу в хорошую компанию с хорошей зарплатой, или для того чтобы заключить хорошую сделку, вам нужно что-то иметь: хорошо выглядеть и пахнуть, быть хорошо одетым, опрятным, иметь аксессуар из разряда хорошие часы, портфель, телефон, иметь образование, навыки, здравую настойчивость. Вы должны понравиться тому человеку, от которого вы хотите всего-навсего получать деньги. Для того чтобы быть успешным, нужно соответствовать установленным критериям успешности.
Соответствует ли таким критериям волгоградский Ротор? Мой ответ – нет. Почему Мегафон, Panasonic, Ростелеком, Сбербанк и все-все-все хотят заполучить к своему логотипу такое модное Sochi2014.ru? (я опущу здесь госконтракты для Мегафона и Ростелекома). Потому что Сочи – это Олимпиада – это невероятный социально-рекламный бум. Это одна из лучших площадок для рекламных вложений, которая просто потому, что она Олимпиада, является важной, заметной и огромной. Panasonic – хорошая компания? Олимпиада – событие, которое выглядит презентабельно? Да!
Как выглядит Ротор? Не очень. Деньги нужно зарабатывать, а не просить и брать. Почему Ротор не может стать одним большим и развитым медийным поводом? Почему нельзя проводить регулярные социальные акции, улучшая имидж клуба, почему нельзя запустить ветвь наружной, интернет, btl, да какой угодно социальной рекламы через административные каналы?? Почему нельзя реализовывать клубную продукцию не в глухом отдельчике в Европе, и не в жопе мира, простите Южном павильоне? Почему нельзя сделать розу Ротора желаемым сувениром для туристов? Почему нельзя развесить щиты «История Ротора», «Они нереально крутые и имеют отношение к Ротору»? Почему нельзя проводить массовые зарядки с жителями региона силами игроков? Почему нельзя нанять нормальных пресс-аташе и маркетологов? Почему нельзя проводить акции и розыгрыши от клуба? Почему не выпустить линию одежды ФК «Ротор» и не начать реализовывать ее в Спортмастере, Высшей лиге, Умбро – по всей стране? Почему Пивовар не может запустить линию продукции «Ротор»?
ПОЧЕМУ НЕ СТАТЬ УЗНАВАЕМЫМИ? Да все можно! Много, всего и сразу! И тогда, при повышении узнаваемости бренда, при его состоятельности, люди, у которых есть деньги, захотят вложить их в такой бренд, который принесет им соответствующую выгоду. Почему нельзя просчитать рыночные интересы конкретных организаций в регионе, которые планируют развиваться в нем? Почему своими силами, имея на то «престижное лицо», ни привести такую организацию в администрацию и не сказать: «Ребят, мы Ротор, за нами миллионы людей, которые нас знают, а это Игорь Петрович, который хочет построить завод в Урюпинске. Давайте, он нам денег даст, «прорекламируется» за счет наших каналов и наработок, а вы дайте ему скидос на землю, а он вам еще и бюджет поднимать будет, а мы будем тогда играть лучше, будем ваш основной электорат – бабушек - через дорогу переводить, к нам люди будут относиться хорошо, а мы скажем, что это вы все сделали, чтоб они за вас голосовали все».
И это лишь один описанный инструмент, а их тысячи! И разработать такую программу возможно, и сделать это можно быстро и качественно, были бы люди и желание. Люди есть. А у вас есть желание, господа руководители ФК «Ротор»? Или вы будете продолжать поиски в переходах?
Этот материал написан специально для единого фан-портала болельщиков «Ротора» http://rotor-volgograd.ru/
Но поразило меня другое, а во всех проф клубах футболисты сами должны себе делать зарплатную карточку? Особенно иностранцы, которым сделать это в два раза сложнее