Антиклерикал. Как Тата Мартино меняет «Барселону»
Станислав Рынкевич рассказывает о том, как новому тренеру «Барсы» приходится бороться с религиозным отношением болельщиков к футбольному стилю его предшественников.
Фото: Fotobank/Getty Images/David Ramos
Все-таки антураж матчей на «Камп Ноу» еще не совсем соответствует духу времени. Скажем, всем известный гимн болельщики должны петь в полной темноте со свечками в руках (как вариант, приложение «Свечка» в айфоне). Под распев «Барса! Барса! Ба-а-а-арса!» на поле выносится икона Йохана Кройффа. На большом экране транслируют свежее видеообращение Пепа Гвардиолы.
Раньше «Барселона» имела ярковыраженную национальную идентичность – Каталония вам не Испания. Глобализация и высокоскоростной Интернет изрядно потрепали этот образ, и теперь «сине-гранатовые» идентифицируются, в первую очередь, своим игровым стилем. Стилем, к которому относятся по-религиозному трепетно.
Когда по итогам матча с «Райо Вальекано» оказалось, что «Барселона» впервые за пятилетку уступила во владении мячом, новому главному тренеру команды стали задавать довольно нахальные вопросы. Уж не заходит ли он слишком далеко со своей Реформацией? Уж не грешит ли против Священного Голландского Писания? Руки прочь от тики-таки, Тата, ты даже не Тито.
Где еще с таким пристрастием обсуждалась родословная тренера сразу после его назначения? Людям было мало услышать о том, что в плане футбольной философии Херардо Мартино – очный студент у Марсело Бьелсы и заочный у Кройффа с ван Галом. Нет, они переживали, что он не каталонец и не голландец, а «чужак». Вот вам и сказки про ДНК «Барселоны».
То, что детище Гвардиолы-Вилановы нуждается в (капитальном?) ремонте, стало понятно после шумного и мучительного поражения от будущей команды Гвардиолы.
«Когда они проиграли 0:7 «Баварии» по итогам двух матчей, стало понятно, что что-то сломалось. Или же они просто вымотались, поскольку эти парни играют в футбол без остановки в клубах и в сборных. Или же они уперлись лбами в кирпичную стену. Не думаю, что они прямо уж сильно изменятся, но кое-какие изменения Тата внесет, поскольку во второй половине прошлого сезона они выглядели совсем не так, как мы привыкли», – говорил перед матчем Лиги чемпионов тренер «Селтика» Нил Леннон.
«Селтик» – своеобразная лакмусовая бумажка для игры «Барселоны», поскольку год назад каталонцы уехали с одного из самых громких стадионов Европы проигравшими. Через год они тоже выглядели не слишком здорово, сталкивались с трудностями преодоления чужой обороны, но в итоге остался один маленький нюанс – «Барса» одержала победу. Как и во всех предыдущих матчах сезона (вынося за скобки Суперкубок Испании).
Так кого же «блауграна» получила в качестве тренера? Революционера или почитателя прежнего стиля?
«Я предпочитаю владение мячом, атакующий футбол с большим количеством игроков на половине поля соперника. Люблю рисковать, и чтобы защитники оглядывались назад, потому что между ними и вратарем 40 метров свободного пространства. Защитники не должны отказываться от игры в мяч, если надо идти вперед, пусть идут, если надо играть на фланги, пусть играют на фланги. И мяч не должен подниматься в воздух без весомой причины», – рассказывал о своей философии Мартино в мае 2012-го, когда о его грядущем назначении вряд ли кто-то даже фантазировал.
Эти доступно изложенные принципы аргентинец стал воплощать с первых же дней работы в новом клубе. Недаром вопрос о центральном защитнике поднимался так часто и тренерским штабом в том числе, с этого начинался ворох тактических изменений. Не дождавшись подкрепления, Мартино стал работать с тем, что есть.
Центральные защитники еще активнее участвуют в созидании атак. Жерар Пике выходит за пределы центрального круга, туда, где у других команд располагаются центральные полузащитники, и высматривает направление для начала потенциального взятия ворот. Серджи Бускетс в это время старается быть поблизости, чтобы подстраховать партнера. Отдав передачу, Пике необязательно возвращается назад, он может пойти и ближе к штрафной, что ему нравилось еще со времен молодежных команд.
Из своего ареала обитания выдавлены Хави и Иньеста – они мигрируют ближе к штрафной площади соперника и «перегружают» середину поля для создания свободного пространства на флангах. Не раз и не два Хави в этом сезоне эпизодически оказывался в роли центрфорварда. При этом, мяч на фланги отправляется посредством длинных диагональных передач из любой подходящей точки, будь мяч в ногах у Бускетса, Пике или уже обозначенной пары полузащитников.
Высокое расположение Хави и Иньесты на поле позволяет им активнее участвовать в командном прессинге. Когда команда теряет мяч, им приходится покрывать меньшее расстояние до соперника, что экономит силы и нивелирует разницу в атлетизме и физической подготовке.
Экономия сил – один из важнейших постулатов стратегии Мартино. Тренер не хочет оказаться в прошлогодней ситуации, когда к решающим матчам сезона Месси и Бускетс оказались травмированы, а Хави едва передвигался по полю. Состав ротируется так, как никогда прежде, вплоть до регулярных замен Месси по ходу матча. Выездные матчи со средними командами выигрываются «малой кровью». Недаром, после матча с «Альмерией», на фоне довольно невыразительной событийности игры, Мартино рассыпался в комплиментах игрокам за «цельность» выступления. Команда контролировала игру от начала и до конца, потратив минимум ресурсов.
Тренерский штаб работает на сохранение энергии футболистов и за пределами официальных матчей. Совместно с тренером по физподготовке Элвио Паолорросо Тата разработал программу, по которой групповые тренировки стали интенсивнее и дольше, а после них отдельные игроки работают по индивидуальной программе.
Все это должно обеспечивать постоянный прессинг во время игр, а также быстрый переход из обороны в атаку через серию коротких передач – саму суть verticalidado, вертикального футбола «Барселоны».
Затронули эти изменения и Виктора Вальдеса, у которого по итогам матча как-то насчитали 20 попыток длинных передач вперед. Виктор отмечал эту тенденцию, как и переход с зональной защиты на персональную, как положительную. Учитывая, как Вальдес играет с самого начала сезона, сомневаться не приходится, что новизна ему по душе: «Лично мне нравится, как мы теперь работаем. У каждого своя зона ответственности, а у голкипера стало больше свободы».
Разумеется, у каждой системы есть свои минусы. Когда практически все футболисты твоей команды располагаются на половине поля соперника, неудачный прессинг может обернуться смертоносной контратакой, которую останавливать придется одному голкиперу.
«Когда мяч потерян, то у нас есть проблемы как при игре в зону, так и персонально. Но это проблема не столько системы игры, сколько физической готовности. Физический аспект мы изменить не можем, поэтому будем лучше работать. Нашим защитникам приходится слишком много бегать. Всем надо играть увереннее, чтобы они бегали меньше», – отметил Мартино после двух пропущенных мячей от «Севильи».
Стоит ли переживать из-за процента владения мячом, если передачи зачастую идут поперек поля? Стоит ли расстраиваться, что соперник отдал больше точных передач, если счет на табло 4:0 в твою пользу? В конце концов, тики-така – это лишь крайняя форма той футбольной идеи, которая так сильно пустила корни в столице Каталонии. И даже новое ее прочтение другим тренером не должно восприниматься как богохульство.
«У футбола Кройффа и футбола ван Гала было немало отличий, но их идеал был общим – мощный прессинг, основанная на контроле мяча игра, со схемой 4-3-3, которая может становиться 3-4-3. Мартино, игравший под руководством Бьелсы, является приверженцем южноамериканского аналога того же футбола, пусть он и редко задействовал тройку центральных защитников», – размышлял на страницах Guardian тактический гуру Джонатан Уилсон.
«Тата не пытается устроить революцию. Он хочет уделить больше внимания защитникам, поддерживать философию и не изобретать велосипед. Безумством было бы отбрасывать творение Гвардиолы, но некоторые вещи нуждаются в перестройке. И дело не в предсказуемости. Когда я иду посмотреть на Пако де Лусию, я знаю, что от него ждать. Но это не значит, что он не будет импровизировать», – выступил на прошлой неделе на радио Cadena SER Сесар Луис Менотти.
Вне зависимости оттого, почему «Барселона» уступила место на европейском троне – из-за кризиса идеи, болезни тренера или вымотанности футболистов – новый подход будет полезен как для нее самой, так и для болельщиков по всему миру. Тики-таку в ее прошлом образе пора оставить в клубном музее, аккурат между двумя кубками Лиги чемпионов. Пусть на «Камп Ноу» вместо молитв и песнопений раздается дерзкий, рискованный и оглушительный рок-н-ролл.
«В прошлом году мы владели мячом 66% времени, а сейчас 65.8%. Если вы хотите сказать, что из-за этих 0.2% я все тут поменял, то ради бога. Что же касается длинных передач, то я еще помню, как за этот клуб выступал Рафа Маркес», – слова тренера, у которого, как и у его футболистов, есть 2 комплекта формы на сезон: светлый пиджак на домашние матчи, зеленое поло на выездные. Имидж – ничто.
Болельщики «Барселоны» очень хотят изменений, но чтоб при этом ничего не менялось.
А Тата Мартино ничего и не меняет, внося при этом нужные изменения.