5 мин.

Самый правдивый пост - «Опасный поворот»

  Опасные повороты поджидают нас не только на дороге в прямом смысле, но и в жизни... Даже не знаю, какие опаснее - те или эти, но разобраться хотелось бы. Какая правда нам нужна? Да и вообще - что есть правда?

фото

У Д. Б. Пристли  есть поразительная пьеса - "Опасный поворот", которая принесла  ему международную известность и ознаменовала начало долгой театральной карьеры Пристли - драматурга и режиссера.

В этой пьесе писатель полностью овладел темой, которая станет отныне главной в его многогранном творчестве. Так в чем главный секрет  "Опасного поворота"? А давайте посмотрим...

У нас пьесу экранизировал Владимир Басов и снял замечательный трехсерийный фильм, не отпускающий вас до самого конца...

Должен сказать, что весь актерский ансамбль на редкость удачно подобран - начиная с Юрия Яковлева (Роберт) и заканчивая самим Басовым (Стэнтон). Все-таки  как хорошо у нас  умели экранизировать зарубежную классику - я как-то не припомню неудачных фильмов по самым известным произведениям. У "них" наша классика так хорошо не получается на мой субъективный взгляд.

А у нас  было  ещё и  "Чисто английское убийство", "Театр" по Моэму и Холмс у нас самый лучший! Да много чего можно вспомнить...а пока:

                                                               "Опасный поворот"

                                            

фото

На экране  - уютная атмосфера викторианской Англии, а действующие лица выглядят столь же достойными представителями своего класса, который будто бы остался в стороне от всех исторических перемен.

Замкнутое и неизменное на протяжении всех актов пространство - гостиная в особняке процветающих издателей Кэпленов - лишь усиливает ощущение незыблемости этого мирка, этого социального круга.

Но, вдруг случается тот самый поворотный момент, за которым пропасть...)

Камешек порождает лавину, чинная атмосфера разряжается ударами грома.

В пьесе роль этого камешка играет музыкальная шкатулка, принадлежавшая покойному Мартину, еще одному члену семейства. Ее открывают..."Ящик Пандоры" сразу на ум приходит...                                              

 

                     

фото

                                         Происходит ряд удивительных превращений...

Гостеприимная и обаятельная хозяйка салона оказывается  красивой  самкой, хладнокровно обманывающей мужа с его же братом.             

     А вот и образцовая, прямо с рождественской картинки сошедшая, супружеская пара:

                   

фото

И на наших глазах  идиллия распадается: муж - законченный невропат с извращенными наклонностями, а за обликом жены с личиком херувима скрывается рано опустошенная душа -  лживая и циничная.

                                                 (запись не очень, но послушать стоит)

                            

Но наиболее разительная перемена происходит с персонажем, который  на сцене не появляется, однако играет в действии чрезвычайно важную роль, - Мартином Кэпленом, бесспорным кумиром всего общества, жертвой собственного благородства (позаимствовал, как подозревают, некую сумму из издательской кассы и покончил жизнь самоубийством, дабы спасти репутацию семейного дела).

И вот на место бережно лелеемого мифа - ум, честь, щедрость и прочие почитаемые  достоинства - приходит  отталкивающая реальность - чудовищное себялюбие, наркомания, распутство и презрение ко всему роду людскому.

Надо сказать, что, изображая столь резкие переходы, Пристли нигде не унижается до трюка, избегает любых броских эффектов. Да и вообще сенсационные разоблачения утрачивают под пером писателя малейший оттенок внешнего драматизма - подаются как нечто весьма обыденное, даже шутейное (в финале эта интонация будет остроумно обыграна и объяснена).

Поэтому детективный на вид сюжет утрачивает основной жанровый признак - острую интригу. Действия, как динамики событий, в пьесе вообще нет. Нет и развивающихся характеров, вместо них фигуры, застывшие в полной неподвижности, - подходящий объект для исследования социальной среды...

Нет действия - нет детектива.

Нет характеров - нет психологической драмы.

Чем же поддерживается тогда внутренняя энергия пьесы? Очевидным несовпадением того что мы видим  с тем, что есть на самом деле.

Контраст получается столь разительным, что Роберт Кэплен - единственная цельная личность без "скелетов в шкафу" среди тех, кого он считал своим  близким кругом - не выдерживает обрушившейся на него правды:

                         

фото

...и кончает жизнь самоубийством.

                                                                           Трагедия?

Могла бы быть, но не случилась: у последней черты драматург останавливается, за финалом следует эпилог, из которого становится ясно, что все происшедшее - игра, ничего не было, показано только, как могло бы быть, начни все эти люди и впрямь называть вещи своими именами. А так - все остается таким же на вид благополучным, как и было: ложь по-прежнему сходит за правду, а иллюзии так и остаются иллюзиями...

                                                                  Все могло быть иначе

                              

Сам автор ( мне кажется) свое понимание правды передал нам словами еще одной героини пьесы - Олуэн:

Так всегда ли нужно  докапываться до правды, как это сделал Роберт или все-таки пусть "скелеты" пылятся в своих шкафах?

 Вот и думайте:)  

фото

Н.Анастасьев - http://www.russofile.ru/articles/article_4.php