Арена Х. Как «Арена Химки» живет в дни игр
«Арена Химки» впервые в своей истории готовится принять матчи группового раунда Лиги чемпионов. Лучшие команды Европы приедут сюда, чтобы сыграть с ЦСКА. Еженедельник «Футбол» побывал на игре армейцев с «Кубанью» и увидел, как живет подмосковный стадион в день футбольного матча.
С утра пораньше
Подъезжая к «Арене Химки» за четыре часа до матча, удивляешься тому, что вокруг стадиона уже прогуливаются болельщики. Во второй раз удивляешься, когда понимаешь, что их тут ждут даже в это время. Игра ЦСКА и «Кубани» начинается в 13.30, но уже в 8.30 рядом с ареной разбивают палатки торговцы атрибутикой.
– Сегодня точно работают как минимум четыре точки. В день игры одна палатка может заработать до двухсот тысяч – это если встречаются ЦСКА и «Спартак». На играх вроде сегодняшней реально сделать 50–60 тысяч. А можно и девяносто, – рассказывает продавец Дмитрий. Ассортимент товаров у него достаточно широкий: здесь и футболки, и значки, и выпуск «Великих клубов» от еженедельника «Футбол», посвященный ЦСКА. Но охотнее всего болельщики покупают шарфы: обычные стоят 300, летние шелковые – 500 рублей.
Внутри стадиона тем временем тоже кипит жизнь. Специальная машина подстригает газон, чтобы высота травы соответствовала предписанной регламентом норме. Одновременно наносят разметку, и поле становится совсем «футбольным». На бровке расставляют аппаратуру телевизионщики, а уборщицы приводят в порядок техническую зону. Со стороны за происходящим наблюдает делегат матча Юрий Ключников – бывший арбитр, отработавший в высшем дивизионе шесть десятков матчей. Одетый в строгий костюм, он напоминает героев фильма «Люди в черном» еще больше, чем в годы судейства. Сходство дополняется тем фактом, что в день игры делегат не может давать никаких комментариев по своей работе. Хорошо еще, если им не выдают средства для стирания памяти у окружающих.
До начала предматчевого совещания Ключникову вручается увесистая кипа документов, включающая в себя акт о готовности стадиона, план эвакуации и многочисленные сертификаты. Совещание начинается в пресс-центре за три часа до игры. Здесь обычно происходит общение тренеров и журналистов, но в этот раз вопросы раздаются не из зала, а из президиума. Там восседают Ключников, инспектор матча Сергей Французов, а также резервный судья встречи Виталий Мешков.
По углам на вешалках висят комплекты игровых форм соперников. Перепутать красно-синие армейские цвета и желтые кубанские трудно, но бывают случаи, когда вокруг выбора экипировки разгораются нешуточные страсти. Тогда вопрос решают голосованием.
В зале сидят представители команд, а также руководители служб, участвующих в организации матча. Каждому раздается план мероприятия, в котором поминутно расписаны действия, начиная от приветственного слова и заканчивая выходом команд на построение. Также оговаривается, что голы в ворота гостей должны сопровождаться музыкой.
Совещание проходит в режиме блица.
– Сколько мест на стадионе? – спрашивает делегат.
– 18 636, – отвечают из зала.
– Сколько ожидается болельщиков?
– Около 10 тысяч.
– Сколько болельщиков гостей?
– До двухсот. Будет два автобуса.
Количество касс, входы на трибуны – все идет гладко до тех пор, пока Ключников не интересуется, что будет, если команды сойдутся стенка на стенку.
– Ну а что вы удивляетесь? Во Владикавказе провели совещание, поговорили, а потом «Алания» с «Динамо» стали драться – и было смятение, – поясняет делегат.
В итоге решают, что контролировать ситуацию должны сотрудники частного охранного предприятия. В их же обязанности будет входить сопровождение болельщика-страйкера, если таковой вдруг появится на поле. Обсуждают даже зону активности талисмана ЦСКА и конкурсы в перерыве матча.
После этого Французов представляет судейскую бригаду. Мешков, в свою очередь, просит работников клубов, которым разрешено присутствовать на скамейках запасных, держать себя в руках. Почему-то особенно это касается массажистов.
Огнеопасные баннеры
В 11.00 службы, ответственные за охрану правопорядка, – милиция, ЧОП и стюарды – проводят свои «совещания». Стюарды собираются на площадке у восточной трибуны, откуда открывается вид на канал имени Москвы.
– Первая задача у стюардов – информационная. Они должны везде ориентироваться и быть готовыми помочь людям, – рассказывает координатор службы стюардов Дмитрий Белавин. – Каждому на память раздадут схемы стадиона, ведь самая распространенная проблема у болельщиков связана как раз с билетами и входами: многие приезжают первый раз.
Всего на матче будут работать 120 стюардов. Расчет делается таким образом, чтобы на сто болельщиков приходился один «доброволец». В дальнейшем планируется изменить это соотношение в сторону увеличения. На каждой трибуне есть свои особенности: за VIP-зону отвечают люди постарше, к фанатам прикрепляют молодежь. На входы ставят девушек – чтобы до предела повысить степень доброжелательности. Всего в базе находятся 600 человек, которых не только тщательно отбирают, но и проверяют на предмет взаимоотношений с законом. К еврокубкам стюардов переоденут в яркие куртки – привычные жилеты постепенно уходят в прошлое.
Проход болельщиков на трибуны начинается в половине двенадцатого. Тогда же из недр арены «выныривает» пустой автобус ЦСКА: хозяева уже на месте. У 20-го входа время от времени «перетягивают канат» полиция и болельщики из числа «ультрас». Правоохранители досматривают все что можно: вытаскивают батарейки из мегафона, потом снимают крышку с барабана и долго-долго вглядываются внутрь. На трибуны они допускают только заводские баннеры, но у ребят оказываются с собой и самодельные. Найти точку соприкосновения удается только после вмешательства представителя ЦСКА и майора полиции.
– Часто приходится слышать жалобы, что на стадион трудно попасть из-за очередей. Турникеты пропускают человека за три секунды, арена способна заполниться менее чем за сорок минут, но есть и досмотровые мероприятия. Часто бывает так, что за полчаса до игры людей нет, а ближе к матчу выстраивается хвост, – сетует руководитель пресс-службы стадиона Жанна Купцова. – Несколько лет назад мы максимально расширили досмотровую зону, теперь у нас работают 99 металлодетекторов. А при желании клуба-арендатора можно сделать и так, чтобы штрихкоды с билетов считывались сразу на нескольких входах.
Желание клубов – во многих случаях ключевой вопрос. «Арена Химки» дает им оболочку, а вот как ее наполнить, ЦСКА и «Динамо» решают самостоятельно. Поэтому, например, детская комната работает только на матчах бело-голубых, а рекламные баннеры меняются в зависимости от названия «домашней» команды.
Праздник к нам приходит
В Подмосковье в этом году дважды приезжали представители УЕФА и компании TEAM Marketing – осматривали инфраструктуру стадиона. Поскольку арену строили в соответствии со всеми требованиями, серьезных нареканий не было. В ходе второго визита долго и мучительно выбиралось место для Клуба чемпионов – места, где должны располагаться гости УЕФА. Теперь в случае успешного выступления ЦСКА в Лиге чемпионов «Арена Химки» будет готова принять любую стадию турнира вплоть до полуфинала.
Одна из отличительных черт «Арены Химки» – огромная микст-зона, где в свободное от футбола время проходят выставки и мероприятия клубного формата. Причем клубы в данном случае имеются в виду не совсем футбольные. Не обделены пространством и раздевалки – по 240 квадратных метров каждая. В свое время они поразили даже делегацию из Футбольной ассоциации Англии. «Больше, чем на «Уэмбли»!» – восхищались представители туманного Альбиона.
Подмосковный стадион первым в России озаботился созданием разминочной зоны. Она расположена у выхода к полю и представляет собой закрытое помещение с искусственным газоном. Упражняться с мячом здесь не рекомендуется, но иногда такие попытки все-таки предпринимаются. Поэтому потолок перебирают после каждой игры.
Каждому арбитру выдается чип-карта, чтобы никто из посторонних не мог проникнуть в их комнату и заявить нечто вроде «Судья продажная!». На «Арене Химки» есть отдельная комната и для судей-женщин, но ею пока ни разу не пользовались. Самое интересное, что можно обнаружить в судейской, – весы для мяча, чем-то напоминающие те, что использовались раньше на базарах, и сложносоставная линейка для измерения высоты ворот. Здесь же в специальной сумочке лежат и готовые к использованию карточки. То есть популярное у болельщиков выражение «Судья, ты что, забыл дома карточки?» в принципе не может быть правдой.
Но зато, как и в раздевалках команд, на стене висит магнитная доска с фишками, благодаря чему арбитры могут разобрать игровой эпизод или даже поспорить на тему того, какая тактическая схема в современном футболе наиболее эффективна. Около входной двери есть еще один любопытный предмет – кнопка звонка. Ею судьи пользуются, если футболисты опаздывают на построение. В раздевалки команд поступает звуковой сигнал, что избавляет судью от необходимости самостоятельно «выкуривать» игроков из их убежищ. На поле участники матча выходят по отмашке оператора. Над выходом к полю имеется проекция, благодаря которой футболисты никогда не забудут, против кого они играют.
Вид из пресс-ложи
Пятый этаж «Арены Химки» знаком каждому журналисту. Поднявшись вверх по лестнице (лифты по настоянию клубов обслуживают только зону VIP) и отдышавшись где-то в подтрибунном помещении, работники СМИ оказываются в ложе прессы.
– Еще на этапе проектирования журналистам у нас достались, наверное, лучшие места, – признается Жанна Купцова. – В Московском регионе больше нет стадионов, где она располагалась бы строго по центру.
На противоположной, восточной, трибуне на этом уровне находятся бизнес-ложи. Всего их четырнадцать общей вместимостью 350 человек. Футбол там можно смотреть как из-за стекла, сидя в барном кресле, так и выйдя на балкончик. Но до сих пор клубам не удавалось реализовать все эти ложи на целый сезон.
Над пресс-ложей расположены VIP-сектора, включающие в себя зону гостеприимства – ресторан и переговорную. Самые важные персоны смотрят футбол с высоты 38 метров. Отсюда прекрасно видны тактические задумки тренеров, если таковые имеются, рассмотреть же мельчайшие подробности помогают мониторы. Еще выше находятся комментаторские кабины.
Козырек над трибунами сделан так хитро, что внутри арены не понимаешь, за счет чего он вообще держится. Все опоры «убраны» наверх. Зато отсюда можно разглядеть камеры, установленные английской компанией ProZone и делающие подсчет технико-тактических действий игроков. Не позже чем через сутки после матчей информация стекается на закрытый сервер, доступ к которому имеют лишь клубы. «Арена Химки» – первый стадион на территории СНГ, приютивший эту систему.
Но главное достоинство «Арены Химки» заключено в ее сердце – в футбольном газоне. В свое время руководители стадиона ездили за консультациями на арену голландского «АЗ», сопоставимую с подмосковным стадионом по части вместимости. Интересовались в первую очередь технологией ухода за газоном. Она у «Арены Химки» особенная: в основании поля лежат различные сорта песка – материала хорошо дренирующего, но сыпучего. Чтобы его стабилизировать, поле на 20 см в глубину «прошивается» синтетическими волокнами. Трава цепляется за эти волокна и становится более износостойкой. Сам газон не укладывают, как это принято, а выращивают – семена подсеивают в перерыве между матчами.
Подобная технология позволяет прилично сэкономить, хотя и считается более сложной. Для того чтобы птицы не растащили семена, арена на время превращается в джунгли – на стадионе включают «ястребиные» звуки. А специальные датчики в районе вратарской позволяют считывать информацию о состоянии поля.
Две башни
По углам трибуны А находятся высокие башни. Из той, что слева, осуществляется информационное сопровождение игры. Основные события здесь разворачиваются до начала матча и в его перерыве.
В небольшой комнате работают пять человек, один из которых отвечает за происходящее на табло, а еще один хозяйничает у микшерского пульта. «Музыку» заказывает клуб.
У окна с видом на поле располагается Игорь Плешаков – многолетний армейский диктор, ученик Валентина Валентинова. Свою карьеру он начал в 2002-м на играх хоккейного ЦСКА, а потом был приглашен и в футбол. Диктор, обслуживающий матчи «Динамо», обычно работает от поля.
– Номер четвертый. Сергей… – объявляет Игорь в микрофон, предлагая болельщикам сыграть в игру.
– Игнашевич! – хором отвечает ему стадион.
На столах лежат подробные сценарии мероприятия, но, несмотря на это, происходит накладка. После объявления составов на табло должны были показать ролик с участием Зорана Тошича, но его пропускают.
– Ведущий не объявил… Сказал, диктору надо быстрее проговаривать составы! – раздается по рации.
– Куда еще быстрее-то? Я и так без выражения читаю, – делано возмущается Игорь, вызывая взрыв смеха. Читать без выражения «золотой голос России» не может.
В правой башне все серьезнее – там следят за общественным порядком. В углу комнаты находится датчик, благодаря которому дежурный может связаться как с полицейскими на стадионе, так и вызвать наряд из Химок.
Благодаря 135 камерам и пульту на экраны мониторов выводится изображение с любой точки стадиона. Широкофокусные объективы позволяют разглядеть даже шнурки у болельщиков. В случае если кто-то не хочет жить честно, с экрана делается снимок, который затем распечатывается и передается в подтрибунных помещениях полицейским.
Но и здесь бывают промашки: определить метателя петарды на матче «Динамо» – «Зенит» помешало сильное задымление. После того эпизода за воротами возвели трехметровый стеклянный щит, который защищает… защитную сетку.
На этот раз обходится без серьезных эксцессов: собравшихся в комнате полицейских чинов беспокоит «свистун» с фанатской трибуны, подражающий арбитру, да оператор, на котором поначалу не удается разглядеть манишку компании-телевещателя. Какой-то парень предпринимает попытку перелезть с одной трибуны на другую, но срывается с забора и распарывает руку. На другой стороне его ласково встречают чоповцы.
В минуты затишья «режиссеры» переключаются на общий план, с которого удобно вести наблюдение за самой игрой. ЦСКА уверенно контролирует ход событий, но быстрый гол Ахмеда Мусы так и остается единственным в матче.
– Мы не относили этот матч к повышенной группе риска. Можно сказать, он прошел достаточно спокойно, – сообщает после игры заместитель гендиректора арены по безопасности Владимир Берестнев. – Полиция задержала пять человек – это низкий показатель. Бывает и двадцать, и тридцать.
А что творилось после «золотого» матча ЦСКА! Тогда на поле прыгали даже с центральных трибун, а Вагнер Лав залез на крышу. Так что игроки порой тоже ведут себя неадекватно.
После финального свистка «околофутбольные» данные стекаются к делегату матча, который заполняет рапорт и отправляет его по факсу из своего офиса. А стадион начинает готовиться к следующему матчу.
Текст: Ярослав Кулемин
Фотографии: Сергей Дроняев, Ярослав Кулемин/еженедельник «Футбол»
Что ждать от сборной России? Какую газировку завозил Невио Скала в «Спартак»? Почему появление в Черчесова в «Амкаре» – один из главных трансферов межсезонья? Какие тактические схемы применяют соперники наших команд в еврокубках и что интересного можно подчеркнуть в игре каждого из них? Что ждать от российских клубов в Лиге чемпионов и Лиге Европы? Как Бэйл переходил в «Реал» и что особенного было в трансфере Феллайни в «Манчестер Юнайтед»? Об это и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол»!
Присоединяйтесь к еженедельнику «Футбол» в соцсетях:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Вот интересно, сколько из этих денег идет напрямую клубам и сколько оседает в карманах торговцев атрибутикой?