9 мин.

Репортаж из горячей точки, или Последний день трансферов

Журналист английского Vice.com Клайв Мартин провел последний день трансферного окна около «Эмирейтс» вместе с группой болельщиков, предвкушающих подписание Месута Озила.

Перевод его репортажа – в блоге «Two Ars and Arsh»

Последний день трансферного окна – самый безумный в футбольном календаре:

Многие медиа, такие, например, как «Sky Sports News» цепко хватаются за эту тему и превращают ее из бюрократической бумажной волокиты в что-то вроде национального праздника для троллей, plastic fans (болельщик, который не особо интересуется командой, но посещает ее матчи в периоды больших успехов – примеч. переводчика), «несгибаемых» (практически футбольные фетишисты – примеч. переводчика) и статистических нердов.

Люди берут выходной, чтобы поучаствовать в этом безумии – они звонят в газеты и сообщают об игроках, которых они якобы видели в аэропортах и на станциях ремонта авто. Этот день превращает ранее неизвестных никому журналистов вроде Джима Уайта или Энди Бёртона в медиа-звезд и является, на сегодня, пожалуй, днем важнее, чем День финала Кубка.

Соучастниками всей этой вакханалии являются люди, которые управляют футбольными клубами – зачастую они непроходимо, сказочно глупы, железно уверены в своем мастерстве ведения переговоров и конкурентоспособности. Сами же создают себе проблемы, переговорщики. А создают они ее так – бездельничая два месяца и отложив все на последний момент, они на 24 часа превращают английский футбол в долину хаоса, где в невероятном потоке событий возможно абсолютно все.

Большую часть декады «Арсенал» ковал репутацию скромного покупателя, в тени  нефтяных миллиардеров. Они построили на свои (!!!) деньги роскошный «Эмирейтс Стэдиум», а это было трындец как дорого! Озил явно добавит «Арсеналу» болельщиков и немного креатива в полузащите. Его покупка может являться заявлением о серьезных намерениях  и сигналом о том, что Времена Больших Побед возвращаются. Подписание кого-то более мелкого взамен Месута вполне могло привести к беспорядкам на улицах Северного Лондона.

Приехав к «Эмирейтс» в сумерках, я увидел небольшую, но задорную группу фанатов «Арсенала», которые собрались около стадиона. Будучи болельщиком «Челси», я ощущал себя слегка странно рядом с этими людьми, я находился на чужой волне и чувствовал себя неловко. Я был здесь, в тылу врага, но в то же время разделял ту самую внутреннюю надежду, которую явно испытывали канониры. Они выглядели так, как будто ждали рождения ребенка.

Толпа в основном состояла из молодых людей в спортивной одежде, которые вместе стояли на ступеньках и читали слухи из «Твиттера», время от времени подходя друг к другу и тревожно сообщая новости, наподобие: «Танкерди Палмери пишет, что «МЮ» только что отправил серьезное предложение».

Они выглядели вполне счастливыми, но счастливыми скорее из-за «проклятия фэна», заключающегося в том, что они получают удовольствие от взаимных мучений подобного рода.

Среди фанатов работает команда репортеров из «Sky Sports». Мы смотрим их сюжеты по ТВ и нам кажется, что они всегда работают в режиме нон-стоп, но нет, они выглядят такими же потерянными, как и все остальные. Просто пара крепких парней, которых прежде всего заботит целостность их камер.

Ведущим был мужчина по имени Герант Хьюз. Первую часть вечера он провел с телефоном, буквально приклеенным к уху: разговаривая с представителями клуба театрально громко, он напомнил мне мою маму, звонящую Деду Морозу с просьбой не беспокоить нас в этом году.

Он походил на молодого приветливого директора школы или на мэра Куимби из «Симпсонов», а его манера держаться совершенно не гармонировала с толпой нервных рудбоев, которая начала собираться позади него.

Но это была его работа – жонглировать слухами и генерировать контент весь вечер, - однако если этот формат и хорош для ведущих в студии, то для уличного журналиста он является нелогичнен и просто ужасен.

Время от времени камера переезжала на другую сторону стадиона, а толпа устремлялась за ней. Настигая камеру, гунеры начинали скандировать Red Army! Red Army! Red Army!

Вот к камере приближается Хьюз – и люди толпятся вокруг него в надежде, что он сейчас сообщит о покупке Озила, как о свершившемся факте. Репортер говорит: «Отойдемте, ребята, я не могу говорить об этом рядом с камерой», но никто не выказывает желания послушаться его.

Геранд словно глашатай, который вот-вот объявит о коронации нового императора. Но каждый раз он говорит лишь общие слова: «Терпение есть добродетель, и я уверен, что у фанатов «Арсенала» его достаточно». После этих слов болельщики разочарованно отходят от Хьюза и продолжают читать ленту «Твиттера».

Эта скука продолжается пару часов при странном отсутствии новостей. То, что изначально казалось невероятно заманчивым и увлекательным, на деле оказывается довольно утомительным и толпа начинает понемногу расходиться.

Чем дольше откладывали официальное объявление, тем больше рос страх среди людей. «Твиттер» заполонили люди, пишущие - «Конечно, он уже должен быть подписан» или «Должно быть, так какая-то проблема». Бедняга Геральт Хьюз выглядит мрачно – теперь он словно лидер бойскаутов, которого обскакал ребенок. За какие-то полчаса он превратился в глазах болельщиков из посла с благими вестями в винтик репрессивной машины, которая препятствует успеху «Арсенала».

В конце концов, в него даже кинули жестяную банку – ведь он казался фанатам самым приближенным к трансферным делам человеком. На самом деле Хьюз пострадал ни за что, примерно как работники «Ресторанчиков на колесах», чьи дома жгут анархисты лишь за то, что они работают в Венсминстерском совете.

Трансферная сага затягивается до темноты, и настроение толпы портится все больше. Все выглядят грустными или расстроенными (а иногда и грустными, и расстроенными одновременно, если вы можете себе это представить), хотя один человек и принес картофелину (spud)  и с ее помощью насмехался над соседями - проигравшим накануне в Дерби «Тоттенхэмом».

Мне кажется, прелесть футбола, во многом, заключается в его эмоциональной вовлеченности – ее, например, вполне достаточно, чтобы человек потратил большую часть вечера понедельника на то, чтобы добиться показа картофелины на ТВ с целью досадить фанату «Тоттенхэма», с которым он, возможно, никогда не встретится.

И вот момент настал. Новость, которую все так ждали, пришла спустя 4,5 часа с момента, как я приехал к стадиону «Эмирейтс». Герант объявил толпе, что дело сделано, причем сделал это до официального телевключения.  

И они сразу полюбили его – он стал для них героем, он стал их медиапророком, Моисем с микрофоном, если хотите.

Камера выхватывала фанатов, которые танцевали все вместе, танцевали, напевая слова любой песни, которую могли вспомнить, и восторженно крича «Озил – гуннер» в бетонные стены домов и хмурое лондонское небо над головой.

Как правило, такие мероприятия обычно сопровождаются погромами в знак гражданского неповиновения, глупости и, отчасти, хулиганской натуры футбольных фанатов. Но, честно скажу, ничего такого не было. Просто выплеск чистой, безудержной радости, которая не характерна для Лондона (а уж тем более для фанатов «Арсенала»). Смеялись даже полисмены.

А потом все решили сесть и посидеть на середине дороги, просто потому, что они ненавидят «Тоттенхэм». На улице не было ни одного фаната «шпор», который смог бы оценить это шоу, только пара работников перерабатывающего предприятия и наша камера. Многие люди считают последний день трансферного окна символом коммерциализации футбола, но, мне кажется, что благодаря этому дню рождается настоящее, подлинное духовное единение. Вот оно, здесь, на этой дороге.

С этого буйного праздника жизни я ушел, понимая, что трансферный дедлайн стал еще одной странной английской традицией, вслед за Morris Dancing, Glastonbury, Notting Hill Carnival и тем, как люди запускают кусочки сыра с горы. Дедлайн безумен во всей Европе, но именно англичане, кажется, наиболее склонны превносить в него истерию и страсть. Некоторые думают, что мы предпочитаем такие зрелища самому футболу, - что ж, возможно это и так, потому что, несмотря на весь шик и блеск Премьер-лиги, на 90% эта игра состоит из кривых ударов Джонджо Шелви и перепасовки Скотта Паркера с самим собой.

В Британии сейчас не так много поводов для оптимизма, но футбол остается источником искренней радости для народа. Люди, вышедшие на улицы в понедельник, не были бандитами или несчастными ублюдками, которые хотят слушать нытье Стива Коллимора о судьях. Это были просто жители окрестных домов, болельщики местной команды, которые захотели сотворить что-то необычное этой ночью.

Это был радостное и удивительно бодрящее приключение, которое восстановило мою веру в футбол, как в силу добра, как в силу, которая создает и объединяет общество. И я говорю это, как гребанный фанат «Челси»

Оригинал

Материалы по теме:

Не Езилом единым. Итоги трансферного окна для Арсенала

Как я провел этим летом, или, если бы Мэтт Гроунинг болел за Арсенал