7 мин.

Несчастливы вместе. Алексей Андронов – о кризисе кавказских клубов

Еще не так давно болельщики четырех кавказских команд Премьер-лиги – «Алании», «Терека», «Анжи» и нальчикского «Спартака» – в шутку именовали себя «Объединением АТАС», купались в лучах ненависти со стороны в основном московских коллег и с интересом наблюдали за выяснением отношений любимых клубов в виртуальном «чемпионате СКФО». Иных уж нет, а те далече.

«Алания» вслед за нальчикским «Спартаком» покинула Премьер-лигу, но, казалось, выруливающий на передовые позиции в российском футболе «Анжи» компенсирует потерю того самого виртуального чемпионата. Да и «Терек» в прошлом сезоне предстал бодрым, хорошо обученным и тоже, как виделось, готовится к возвращению в еврокубки. Жизнь оказалась прозаичнее прожектов и ожиданий – и после 7-го тура в РФПЛ (напомню, это больше 1/5 чемпионата) кавказская пара опережает только абсолютно безнадежную «Томь», занимает 14–15 места и всерьез рискует отправиться, если не в компанию к «Алании» (владикавказцы снова рвутся в Премьер-лигу), то уж к «Спартаку» из Нальчика и «Ангушту». И если «Анжи» еще хоть как-то выглядит «львом, прилегшим отдохнуть», то «Терек» старт чемпионата провалил и все свои прежние сильные черты потерял. Стоило ли менять Станислава Черчесова (быстро и уверенно поставившего на ноги «Амкар») на Юрия Красножана, наверное, сможет рассказать только человек, принимавший это решение. Думается, однако, ожидания этого человека – а речь, конечно, о главе Чеченской Республики Рамзане Кадырове – сегодняшний «Терек» не оправдывает и на 50%.

***

Громкое в спортивном плане банкротство «Анжи» (оговоримся – в его первой редакции имени Сулеймана Керимова) – разумеется, одна из центральных тем обсуждения не только у нас. В Европе хихикают над примером Александра Кокорина, прогулявшегося в трансферное окно туда-обратно и не сыгравшего за «Анжи» ни одного матча. Теперь начнут обсуждать «ковровую селекцию» «Динамо», скупающего игроков из Махачкалы тройками. Но о «Динамо» – ранее или позднее, сегодня о махачкалинцах. Смена идеологии, разумеется, не означает, что теперь «Анжи» станет поставщиком очков, да и Гаджи Гаджиев наверняка слепит команду, даже если останется с совсем средними или слабыми игроками. Но проект «Анжи» гораздо более значим, нежели просто футбольный клуб, – и в этом его основное отличие от «Малаги», потерпевшей похожее крушение и по похожим, кстати, причинам. Отличие только в том, что «Анжи» был элементарно перегружен персоналом на всех фронтах, а испанцы вели себя скромнее. За достаточно короткое время махачкалинская команда стала визитной карточкой региона. Притом что в регион накатывала наездами и проводила там едва ли не меньше времени, чем футболисты, приезжающие в столицу Дагестана как гости. Публика поверила Это'О, Буссуфа, Диарра и прочим заезжим звездам, повалила на стадион и стала вслед за Константином Ремчуковым «троллить» соперников в твиттерах. Публика, причем совершенно особенная – проживающая в Европе, – стала посещать выездные матчи «Анжи», я сам был свидетелем того, как в Берн и Ганновер приезжали дагестанцы из самых разных уголков континента, притом что в дороге им приходилось проводить более суток. Конечно, клуб сейчас (и вполне законно и резонно) будет говорить, что в проданных абонементах нет указания на обязательное присутствие на поле Виллиана, Денисова и Кокорина, и болельщицкое желание «Верните наши деньги!» не более чем блажь. Однако настроения болельщиков не изменишь – они чувствуют себя обманутыми. Да, в общем-то, обмануты и мы с вами – ведь это нам все тот же Ремчуков говорил: «Многим старым грандам не нравятся амбиции «Анжи» на первенство. Но мы пришли по факту. Серьезно. К этому надо относиться спокойнее, без истерики». Теперь очень трудно заставить себя без истерики отнестись к тому, что «Анжи» пытается покупать динамовских дублеров.Проект клуба, построенного на частные деньги, клуба, который очень многие (и я тоже!) считали «свежим ветром» в российском футболе, взорвался, не просуществовав и трех лет. И это очень обидно. ЦСКА, «Спартак» и «Краснодар» Сергея Галицкого – вот и вся «частность» российского футбола. И непонятно, кто и когда теперь бросит им перчатку, у олигархов все меньше желания связываться со странной затеей «поиграть в футбол», а когда они слышат, какие зарплаты и трансферные суммы приходится платить, – должно быть, смеются в голос. Кстати, «переформатирование» «Анжи» – серьезный удар и по перспективам объединенного чемпионата и их инициативной группе.

Заглавная фраза романа Льва Толстого «Анна Каренина» «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» многими критиками и литературоведами считается неверной по сути. Но к нашей истории она прекрасно подходит. «Терек» сейчас тоже несчастен, притом что у него свой путь. Он не пытался играть в «светскость», как его сосед. Гуллит не пробыл в Грозном и полгода, зато там отлично себя чувствовали прожженные Грозный, Байдачный и Черчесов. «Терек» не влезал на трансферный рынок со стремлением немедленно выплатить безусловные отступные любой мировой звезде, не выписывал «помощников» сэра Алекса и вообще стремился явно соответствовать региону, в котором (и для жителей которого) он играет. В отличие от желавшего казаться всем (и прежде всего самому себе) дагестанцем Это'О, это просто была часть работы, за которую ему платили большие деньги. Так вот, в отличие от Это'О, защитник «Терека» Антонио Феррейра (пусть и с ошибками, но самостоятельно пишущий в все том же твиттере по-русски) – уже давно более чеченец, чем с жаром подававшийся Жерар Депардье. «Терек» старательно шел по лестнице развития вверх, а не прыгая через ступеньки и пролеты, и в прошлом сезоне команда Черчесова была уважаема и отмечаема всеми. Она играла без ажура и махачкалинской экспрессии, но играла четко, со знанием и пониманием своего маневра и поставленной задачи. Это была совершенно «тренерская» команда – да что я вам рассказываю, пересмотрите игру «Амкар» - «Спартак» и найдите, как в популярной загадке, 10 отличий.

***

Сегодня «Терек» более всего похож на когда-то быстрый и успешный гоночный автомобиль, из рук мастера попавший в руки «гаражного Кулибина». Я таких примеров видел массу – со временем машина теряет свою мощь и силу, настоящие детали меняются на что придется, и со временем только внешний вид (а перекрашивать машину новому владельцу обычно лень) напоминает о былом величии. Никаких упреков Юрию Красножану: приходить в «чужую» команду и пытаться ее модифицировать – очень трудно. Это не вполне удается даже Хосепу Гваридоле, а ведь похожие истории где-то случаются каждый год (еще посмотрим, что получится у Дэвида Мойеса). Вопрос, который на самом деле некому задать: что же все-таки случилось у «Терека» с Черчесовым? Фразу Рамзана Кадырова о «неподаче руки молодому чеченскому парню» трудно принимать за основание к оставке – тогда получается, что в Грозном важнее внешние эффекты, чем собственно футбольный процесс. Смена тренера в «Анжи» уже случилась, в «Тереке» она, скорее всего, не за горами. Если махачкалинцы буквально фонтанировали на информационном поле, то грозненцы живут, если не в инфоблокаде, то, во всяком случае, в атмосфере четкой дозированности информации. Разумеется, никакой твиттер ей не путь, и все идет в массы только через Хайдара Алханова. Что происходит в «Тереке» на самом деле, мы можем только догадываться. Но точно знаем, что кавказское дерби в 7-м туре чемпионата России превратилось в «дерби двух несчастий». Не от великого, но от достойного до смешного получился очень короткий путь, обратная дорога будет куда более долгой и трудной.

Текст: Алексей Андронов

Фото: Сергей Дроняев

 

Как жить дальше кавказским клубам? Как врач ЦСКА Александр Ярдошвили работал на «скорой помощи»? Жив ли еще «Сатурн»? Как изменился Александр Еременко за годы в «Динамо»? Какие дорогостоящие покупки совершал «Реал»? Почему Сергей Галицкий похож на Рината Ахметова? Карьера Рауля в цитатах - об этом и многом другом читайте в новом номере еженедельника «Футбол».

Присоединяйтесь к еженедельнику «Футбол» в соцсетях: