Три «К». Илья Казаков – о том, почему наши клубы приглашают тренеров из ближнего зарубежья
Руководители российских клубов обозначили новый тренд Премьер-лиги – приглашение тренеров из ближнего зарубежья. Вслед за появлением Юрия Калитвинцева в «Волге» и Леонида Кучука в «Локомотиве» «Краснодар» доверили Олегу Кононову.
Леонид Викторович заходит в кафе в майке ослепительно-желтого цвета, и я, не пряча улыбки, поднимаюсь ему навстречу.
- У нас в футболе теперь, как на «Тур де Франс»? Лидерам такие футболки выдают?
Слуцкий смеется. Точь-в-точь как мальчишка, который в нем до сих пор живет. По мне, так это один из главных ответов на вопрос, почему тренер так заметно прогрессирует всю свою карьеру. Просто ему интересно - жить, тренировать, общаться, учиться, слушать, смотреть. Словно он по-прежнему чувствует в себе ту детскую радость от нового дня, которую мы так часто теряем, взрослея.
До матча «Ростова» с «Волгой» еще часов пять, но, даже если бы Божович с Дзюбой успели вернуться на чистое первое место к нашей встрече, настроение Леонида Викторовича вряд ли стало бы хуже. Хороший старт. Очки, набранные в тяжелых матчах с «Рубином», «Локомотивом» и «Кубанью». Плюс свежая память о недавнем чемпионстве.
- Хороший график, - продолжаю я. - Лобановский подсчитал: чтобы гарантированно быть в призерах, надо набрать 67% очков. А ЦСКА пока идет даже с опережением.
Он улыбается, но уже иначе – по-взрослому, спокойно. Упоминание Лобановского, вероятно, порождает в его голове какую-то ассоциацию, и теперь наступает его очередь задать вопрос:
- Читал?
Так легко понять, что он имеет в виду, когда интернет под рукой.
- Естественно. Основательно, аргументированно и в меру резко.
Речь о свежем интервью Раймонда Верхейена, специалиста по физподготовке, уничижительно отозвавшегося о российском тренерском цехе. После слов Слуцкого о Верхейене вряд ли кто-то отныне будет считать новоиспеченного чемпиона мягким тренером.
- Ладно бы он со стороны такое сказал. Но когда ты сюда приезжаешь, здесь зарабатываешь, а потом все это, уехав, в спину говоришь - непорядочно.
Я представляю реакцию бюро Объединения отечественных тренеров на слова Верхейена. Прежде подобное бурление мог вызвать разве что Бубнов. Но Александр Викторович давно идет в первых рядах системной и бессистемной оппозиции. Резок, откровенен и предсказуем. А тут новый критик. Нежданный-негаданный. Только что приложивший Мойеса и его «Манчестер Юнайтед». Затем - тренеров-россиян, включая наших гуру.
Мы поговорили о матче в Белфасте. О Денисове в «Анжи». О друзьях и знакомых. О подарке Слуцкого своему штабу. Даже о Высоцком. И конечно же о чемпионате.
- Есть вопрос – может, поможешь, - сказал я. - Не могу понять: тенденция это или еще нет? В Премьер-лигу пошли тренеры с постсоветского пространства. Не самые известные. Калитвинцев, Кучук, Кононов. Почему именно они, почему такой вектор, если только это не цепь случайностей. Ладно румыны-сербы-поляки-хорваты. О топ-тренерах вообще даже говорить нечего. Но почему белорусы-украинцы? Киевское «Динамо» сколько лет после Лобановского безуспешно пытается доказать, что только украинец может вернуть клубу былое величие. А в Белоруссии Гончаренко вроде бы как на голову сильнее коллег. Так почему оттуда, уже трое?
Леонид Викторович посерьезнел. Основательно посерьезнел. Задумался. - Я не знаю, тенденция ли это... - он говорил медленнее обычного, рассуждая вслух. - Я знаю Кучука, я с ним общался, но я вообще не знаком с Кононовым.
- Но хотя бы понятно, почему приглашают именно их? Даже не конкретно Кучука, Калитвинцева, Кононова, а тренеров с таким бэкграундом и паспортом?
Слуцкий качает головой. - Нет, я не знаю.
Журналистское любопытство. Невозможность не задавать вопросы. В любом разговоре.
***
Несколько лет назад мне показалось, в нашем чемпионате существует мода на тренеров. Или на тренерские тренды. Только свои и в крепком возрасте, только иностранцы, даешь молодежь, ставка на восточноевропейцев... И все это волнами, заметными, даже если особо не приглядываться.
Например, еще недавно в Премьер-лиге работали серб, черногорец, два румына, добавьте поляка Кубицки, сменившего Юрана в «Сибири», - вот вам и тенденция. Но в ней хотя бы многое объяснимо. Кубицки уже трудился в Новосибирске, Божович с Муслином в России сойдут за своих, а Петреску с Мунтяну - доказательство успешной работы их агентов, умеющих капитализировать профессиональные качества подопечных в конкретные предложения.
Кучук, Кононов и Калитвинцев - принципиально новые люди в сегодняшнем российском футболе. Без видимых пересечений с ним, хотя появление Калитвинцева в «Волге» должно напоминать другой недавний выбор клуба. Что он, что Черышев играли в Нижнем еще во времена местного «Локомотива». Пожалуй, самые известные игроки из многочисленной плеяды легендарного Бормана. Которые, недолго поиграв у этого тренера, покинули город и возвращались в него разве что на каникулах. Да и то, вероятно, только Черышев. Калитвинцев все-таки волгоградец, пусть и ставший со временем киевлянином.
Можно было бы предположить, что в этом выборе сплелось несколько факторов: сравнительная дешевизна их услуг, отсутствие связей и информированности о подоплеке происходящего в Премьер-лиге, большая амбициозность в силу перехода в более сильный чемпионат и клуб. Но опять-таки это обязательно обернется гаданием на кофейной гуще. Не зная, кто предлагал эти кандидатуры, с кем точно они конкурировали перед назначением, нереально угадать - тенденция ли это или пока только удивительное совпадение.
Черчесова предлагали на совете директоров наравне с Кучуком, Писарев вроде бы как очень хотел оказаться в «Краснодаре» или «Волге», однако все это не срослось. И вопрос - могли ли?
У конкурентов «трех «К», относящихся к отечественному цеху, были вроде те же самые преимущества - незамыленность в скандалах и дрязгах, адекватные финансовые запросы, в том числе и по трансферной активности, и сверхстремление работать именно на родине. Сергей Овчинников, когда им по ходу того сезона интересовалась «Мордовия», и вовсе предлагал клубу отработать остаток чемпионата бесплатно, расплатившись с ним только в случае решения задачи по сохранению места в Премьер-лиге. Не срослось. Ни в одном из этих вариантов. Интересно - почему?
Если бы «Крылья», спешно ища замену Гаджиеву, тоже привезли тренера из братской республики, это была бы катастрофа. Но Самара, выбирая из Перевертайло, Осинькина, Аленичева и Гордеева, договорилась с первым. Иностранных фамилий там не было. Однако это тоже не тенденция. Или даже без «тоже».
Текст: Илья Казаков
Фото: Сергей Дроняев, sport.1tv.com.ua
Как жить дальше кавказским клубам? Как врач ЦСКА Александр Ярдошвили работал на «скорой помощи»? Жив ли еще «Сатурн»? Как изменился Александр Еременко за годы в «Динамо»? Какие дорогостоящие покупки совершал «Реал»? Почему Сергей Галицкий похож на Рината Ахметова? Карьера Рауля в цитатах - об этом и многом другом читайте в новом номере еженедельника «Футбол».
Присоединяйтесь к еженедельнику «Футбол» в соцсетях: