Клубный патриотизм и перестрой-ка
Вы знаете, уважаемые читатели, когда наступает период трансферных сделок, точнее, когда это касается твоей любимой команды, я всегда испытываю противоречивые чувства. С одной стороны сегодняшний профессиональный футбол – это бизнес, в условиях которого плакаться на клубный патриотизм просто глупо. Мы не в СССР живём, когда переход игроков на пике карьеры из одного великого советского клуба в другой был делом крайне сложным. Спросите у Александра Бубнова, каково ему было, когда он менял московское «Динамо» на «Спартак». Ну, если он вам не расскажет, то можно найти его интервью об этом.
Такие переходы производились только с высочайшего дозволения, тем более отъезд в иностранный клуб. Да и тот был возможен только в конце советской эпохи. Игроки могли вырасти до уровня «Спартака» или киевского «Динамо», дойти до уровня сборной, и дальше их ждал только спад карьеры. То, что болельщики привыкли видеть в то тоталитарное время одни и те же лица в одних и тех же футболках на протяжении многих-многих лет, ещё не говорит о клубном патриотизме футболистов. Думаю и Ловчев с Рейнгольдом в душе мечтали попробовать себя в каком-нибудь «Манчестере» или «Ювентусе», возможно, даже в бразильском «Сантосе», который во времена Пеле блистал не хуже нынешней «Барселоны».
Так что, тешить себя тем, что в нашей стране раньше существовали некие благородные люди, всю жизнь мечтающие играть за один единственный клуб, по-моему, слишком наивно. Тем более, в наше время. Я их вообще не вижу. И не смешите меня примерами с Титовым и Джерардом. Первый больше напоминает анекдот про неуловимого Джо, второй – остался в родной команде скорее из-за страха, чем из-за любви к своей команде. Даже всеми уважаемый Сергей Семак успел поиграть на высшем уровне в трёх различных российских клубах, что по нашим меркам уже немало. Бизнес – он и в Африке бизнес… Но так ведь тоже нельзя! Я про эпопею с Александром Кокориным, который за последний месяц побывал аж в четырёх разных командах: «Динамо», «Анжи» «до», «Анжи» «после», «Динамо» с пришедшим в него Ротенбергом или –бергами. Я считаю, что это четыре разные команды, если кто-то считает иначе, имеет на это полное право.
Следом за Кокориным в списке «рекордсменов» идёт Игорь Денисов, который за столь короткий период примерял футболку пока трёх команд. Но тут уже и вправду разные команды. У них даже названия отличаются. Стоит ли обвинять в таких сделках футболистов при таком, пожалуй, самом весёлом трансферном периоде в России? Я бы не стал. Потому что бизнес бизнесом, а отсталость отсталостью. Даже при большом количестве денег. Настоящих футбольных менеджеров в стране ровно один человек, и для российского клубного футбола этого крайне не достаточно!
Дан Петреску, конечно, сейчас выглядит счастливчиком. Такие были в «Динамо» кадровые проблемы, не давали денег на новых игроков, и тут на тебе! Свалилось или свалились. Но наличие именитых новичков – ещё не команда. Тут перестройка небольшая потребуется. Да и насколько долго продлится динамовское счастье, пока неизвестно. Весь наш футбол меняется, как погода в Санкт-Петербурге. Хочу дам денег, хочу не дам. То сборная России даёт результат, то не даёт. То Фабио Капелло хороший тренер, то как-то не очень.
А болельщику ничего не остаётся делать, как принять всё, что происходит, за данность. Болельщик может прийти на стадион, что-то покричать или вообще на стадион не ходить - ничего от этого в нашем футболе не изменится. Болельщик не может построить школу по ликвидации безграмотности в футбольном менеджменте, болельщик не может изменить регламент так, чтобы не было смешных на весь мир сделок – это дела для серьёзных дядей. Тут ещё одна перестроечка нужна. А поди ж ты этих дядей, перестрой-ка…