31 мин.

Георгий Черданцев: «Комментаторы очень одинокие люди, потому что многое мы переживаем внутри себя». Часть 2

Настоящий футбол есть только в Англии

― Однако вас по-прежнему можно назвать одним из главных специалистов-экспертов по Серии А…

― Стоп. Стоп. Стоп. Это уже давно не так. Я вообще не очень люблю, когда меня называют специалистом или экспертом. Футбольный эксперт – это, например, известный тренер. Он может быть экспертом. А я комментатор, телеведущий. Я могу вести прямой эфир любой сложности и любой продолжительности. Думаю, в России не так много ведущих такой квалификации. Вот в этом я действительно профессионал. А футбол… Мои знания об Италии сейчас гораздо ниже чем, например, знания болельщика, который чаще смотрит итальянский чемпионат. Или вот мой коллега Нобель Арустамян знает про Италию раз в сто больше меня.

Надо понимать, что в век развитого интернета любой болельщик «Ювентуса» или «Интера» знает о своей команде гораздо больше, чем комментатор. Поэтому сейчас задача комментатора, который работает тот или иной чемпионат, несколько изменилась. Он должен, в первую очередь, делать все для того, чтобы зрителю не было скучно. Иногда я специально провокационные вещи говорю, чтобы болельщикам было, о чем поспорить, что обсудить. Это необходимая мера, поскольку очень тяжело работать одну и ту же команду по несколько раз в неделю, учитывая тот факт, что все о ней уже всё знают, да и ты сам уже все по много раз рассказал. Футбол, конечно, очень вариативная игра, но не настолько, чтобы с командой каждый тур происходило что-то принципиально новое. Я не знаю, как справляется с этим Геннадий Орлов, который из тура в тур работает одну и ту же команду, по-моему, это очень сложно. 

Так что относительно Италии я могу назвать себя специалистом лишь отчасти, просто вследствие большого объема матчей, которые я комментирую. Моё главное преимущество – знание языка и возможность всё-таки прочесть быстро перед матчем какую-то информацию по-итальянски. Однако, подготовленность в матчасти уже больше не является отличительной особенностью комментатора и не может быть его главной фишкой. Главная фишка комментатора сегодня это его личность, харизма, которые и делают его мнение интересным для публики или  нет.

― Ну, вопрос в общем-то от этого не меняется,  чего ждать от Серии А в предстоящем сезоне? Продолжится ли  гегемония «Ювентуса» и сможет ли ему составить конкуренцию «Милан»?


― Нет, все конкуренты «Ювентуса» уступают по стабильности состава, финансам…Плюс у всех потенциальных конкурентов новые тренеры, кроме «Милана», конечно. Но лично я в Аллегри не верю, хотя если придёт Хонда – это значительно увеличит шанс «Милана» за что-то побороться и поцепляться, но во всех остальных компонентах «Ювентус» всех сильнее, и сейчас с приобретениями Льоренте и Тевеса они укрепили, наконец, нападение, выведя его на нормальный европейский уровень. Я думаю, «Ювентус» с таким составом в следующем году должен рассчитывать на полуфинал Лиги чемпионов. А в остальном… в общем, я думаю, что в Италии, как и везде, есть совершенно чёткая иерархия клубов, так что ожидать чего-то такого нового сверхъестественного не приходиться.

― А «Наполи»? 


― «Наполи» хорошая команда, но все будет зависеть от Бенитеса, потому что «Интер» он уничтожил буквально за полгода. Я не думаю, что «Наполи», продав Кавани и приобретя целую россыпь футболистов, что-то потерял. Игуаин подходящий для них нападающий. Но изначально, не видя, как они играют, я бы не стал котировать шансы «Наполи» очень высоко. Как и «Интер», потому что Маццарри – человек для провинциальной команды. Я не думаю, что он способен работать  в топ-клубе, потому что с «Наполи» он то и дело проигрывал ключевые матчи, а тренер, который приходит в большой клуб с такими амбициями, как «Интер», должен  уметь выигрывать, он должен быть тренером-победителем по своему духу. Маццарри, как мне кажется, таковым не является.

― А как вы оцените перспективы итальянских клубов в Европе?

― А тут все то же, что и с российскими клубами. Просто надо понимать место в общей иерархии. Италия свои позиции в европейском футболе утратила очень надолго.  Я не буду говорить «навсегда». Потому что никогда не говори «никогда», правда, ведь? Но в обозримом будущем  я не вижу оснований для возвращения Италии в топ-3 чемпионатов  по рейтингу УЕФА, как это было совсем недавно. 

Настоящий футбол есть только в Англии. Футбол как культура, как бизнес, как вообще спорт, существует только в Англии.

Поэтому итальянские клубы должны котироваться фаворитами в Лиге Европы, а в Лиге чемпионов выход в четвертьфинал могут считать для себя удачей. Может быть, это немного дико звучит, но расклад сил в Европе сейчас именно такой. Не надо забывать, что Италия сейчас находится в колоссальном экономическом кризисе. Я в первый раз попал в Италию в 89-м году, я видел своими глазами, как страна поднималась, становилась одной из процветающих экономик мира, и как всё это превратилось в очень тяжёлую ситуацию, в которой сейчас она находится, а футбол – это ведь очень точное отражение того, что происходит в стране.

У них нет ничего, ни инфраструктуры, ни денег, ничего. У них есть только любовь к футболу и энтузиазм. И то не во всех городах.  Посмотрите – полупустые стадионы на большинстве матчей.  Вообще, это миф о том, что в Италии футбол любят все поголовно.

Настоящий футбол есть только в Англии. Футбол как культура, как бизнес, как вообще спорт, существует только в Англии. Пятый дивизион показывают по телевизору. Я сам видел трансляцию. А есть еще несколько дивизионов ниже. Рейнджерс, пусть это не Англия, а соседняя Шотландия, вылетел в региональный дивизион, и на матч молодежного состава, та могут играть по регламенту иностранцы и ребята старше 21 года, ходит 40 тысяч. Это немыслимо где бы то ни было еще!

Германия, конечно, сделала  колоссальный шаг вперёд, им помог чемпионат мира, они построили стадионы, они преобразили инфраструктуру, они сделали дешёвый вход на стадион. Если бы там билеты стоили по 50-60 евро, как в Англии, я бы посмотрел, сколько бы они собирали зрителей. Уверяю, что его было бы в 2 раза меньше, как минимум. К тому же в Германии, по последним данным больше четверти населения – иммигранты новой волны, если не ошибаюсь. Демографию нельзя сбрасывать со счетов, когда мы анализируем интерес к футболу в той или иной стране, она тоже важна. А об этом вообще сейчас никто не говорит. Мы же не смотрим, кто эти люди, которые на стадионе, а ведь иммигранты с юга, конечно, привносят в северные страны совершенно другую культуру боления.

― Ну они же жители этой страны...

― Конечно, это бесспорно и об этом речь вообще не идет. Но дело в том, что такая аудитория сформировалась за счёт новых людей, которых в данной стране 30-40 лет назад не было. Если, грубо говоря, всю Англию вывезти в Соединённые Штаты Америки и заселить полностью несколько городов, то в этих городах будут на футболе аншлаги. И сейчас на «Лос-Анджелес Гэлакси» ходит по 40000, потому что  в южных штатах очень большая латиноамериканская диаспора, которая априори футбол любит, интересуется им испокон веков, вот и всё. 

― Недавно Берлускони вынесли обвинительный приговор, отразиться ли это как-нибудь на «Милане»?

Отразится. «Милан» – сложная история. Это тема для отдельного разговора. Это же была гениальная идея через футбол, через инвестиции в футбольный клуб, через успехи «Милана» подтянуть электорат. Это же настоящая политика.
Смотрите: я прихожу в клуб в кризисный момент, спасаю его от краха (Берлускони пришел в Милан, когда клуб был на грани банкротства) и мы сразу у всех начинаем выигрывать. Я говорю: смотрите, если вы меня выберете и я сейчас приду в правительство, то  сразу выведу страну из кризиса, как футбольный клуб. И народ верит, потому что успехи футбольного клуба показывают по телевизору, а клуб в самом деле выигрывает еврокубки. Это же очень сложная, тонкая игра, не имеющая прямого отношения к футболу. Я не знаю, кого эта идея осенила: лично Берлускони, Галлиани, или совместными усилиями додумались, но у Берлускони изначально интерес был не футбольный, а политический. 

«Милан» – сложная история. Это тема для отдельного разговора. Это же была гениальная идея через футбол, через инвестиции в футбольный клуб, через успехи «Милана» подтянуть электорат.

Берлускони замечательно эту карту разыграл. Но сейчас в этом клубе существуют интересы его семьи, разные интересы. Я читаю прессу, слежу, мне это интересно. Знаю, что 2 года назад у них были очень сложные переговоры внутри семьи. Там же есть его дочь, какие-то еще родственники, «пятая вода на киселе», там много инвесторов, они все – семья. И вот сидят они своей чисто итальянской семьей и обсуждают. И у них нет единого мнения, в каком направлении развивать клуб.  И они все имеют право голоса. Поэтому, это не его личный клуб, где он один  принимает решения, всё гораздо сложнее.

― На итальянский футбол вообще это  дело окажет какой-либо влияние?

― Нет, на итальянский футбол больше окажет влияние, я надеюсь, возвращение в обойму «Фиорентины», «Наполи». Я думаю, что история Берлускони – локальная история «Милана». И пример для других, это как раз не Берлускони, а «Ювентус», который первым наконец-то построил на свои деньги нормальный стадион, подав всем пример. «Ювентус» выигрывает титулы и без каких-то сумасшедших инвестиций пытается что-то сделать в Европе. Другое дело, что столько денег, сколько у семьи Аньелли мало у кого есть.  Поэтому, здесь конечно все не в равных условиях.

Москвич, Навальный

― И так как мы затронули политику, можете вы себя назвать активным участником политической жизни нашей страны?

― Нет. Я сопереживаю, как избиратель, как разумный человек, но в политической  жизни не участвую. У меня есть другие интересы и занятия.

― Вы как-то упомянули, что на выборах мэра будете голосовать за москвича.

― Да, я об этом сказал, но я сказал об этом в твиттере, а всё сказанное в твиттере надо делить пополам, потому что, как правило, твит – это эмоциональное восприятие действительности, а стереть то, что написал уже поздно, если передумал - скриншот уже кто-то сделал. 

Это вообще такая опасная вещь, этот твиттер, хотя я очень его люблю. Творческая штука, но его нельзя недооценивать. Это личное СМИ.

Что касается москвича, то да, я – москвич. Я тут родился,  вырос, здесь родилась и выросла моя жена, здесь вырос и родился мой ребёнок, вернее, растёт.  Мы – москвичи.

Вот сейчас, допустим, обсуждается новый проект в «Лужниках», и говорят «москвичи считают что…», мне хочется спросить: какие москвичи? Я - москвич, я – житель Хамовников, на территории которого находятся Лужники, но у нас с женой, жителей Хамовников, никто не спросил по поводу стадиона, а говорят, что "москвичи считают".

Не существует кандидатов в мэры или президенты, которые скажут: «Я не буду бороться с коррупцией. Я буду поощрять коррупцию, воровать, зажимать бизнес, уничтожать конкурентов и доверять все ключевые государственные посты своим друзьям»

Этот стадион для меня родной. «Лужники» находятся в километре от моего дома. Я здесь живу, я в «Лужниках» в футбол начинал играть на полях, которые ещё тогда были зелёные, поэтому мне не всё равно, что там будет.

Поэтому, когда я говорил про москвича, я имел в виду, что местному человеку, нам, живущим в этом районе с начала 50-х, например, больше понятно, что нужно этому району и как его разивать, чем человеку со стороны. Хотя, безусловно, москвич москвичу рознь. Вот Юрий Михайлович Лужков - москвич, но, как выяснилось, это не уберегло мой родной город от демографической и градостроительной катастрофы. Вот все сейчас жалуются на миграционную проблему, а она ведь сформировалась не вчера, а благодаря бездарной и коррупционной политике, которая велась давным-давно. О внешнем виде города и точечных застройках я вообще молчу. Некоторые исторические места просто уничтожены!

― Не могу не затронуть  ещё один политический вопрос, потому что главный тренд последних недель общественно-политической жизни страны – это дело Алексея Навального. Каково ваше мнение по этому вопросу и как вы считаете, нужны ли России такие люди, как Алексей Навальный?

― Конечно, для нормальной политической жизни в стране нужны разные точки зрения, по поводу того, как страна должна развиваться, относительно внутренней и внешней политики, потому что к нормальному пониманию о том, как надо жить в такой большой стране, можно прийти только в диалоге. Есть разные мнения по одному и тому же поводу. Поэтому наличие в стране людей разумных, состоявшихся, харизматичных, которые имеют свою точку зрения относительно ключевых вопросов настоящего и будущего страны – нормальное явление. И они должны быть услышаны, должны иметь возможность высказывать свою точку зрения, вступать в полемику, иметь равный с остальными доступ к СМИ.

Что касается конкретно господина Навального, то я пока не очень понимаю, какие действия и какие достижения в его жизни и деятельности заставляют его окружение и его самого претендовать на лидерство. Вот это мне остаётся непонятным.

Теперь, что касается мэра Москвы.  Прежде всего, мне кажется, что у многих есть глубокое заблуждение относительно того, что выборы мэра это выборы политика. Выборы мэра это выборы мэра, главного по хозяйству. У нас все-таки интервью о футболе, а не о политике, поэтому приведу такой пример. Вот Дмитрий Аленичев молодец, он тренирует тульский «Арсенал». Я готов поспорить, что из Дмитрия Анатольевича будет хороший тренер, и он правильно делает, что начинает с малого, он начинает снизу. Вот я и думаю, что политик тоже должен двигаться снизу вверх.

Москва – это фактически государство, это слишком масштабно, это слишком сложно, это слишком ответственно. Человек готов к такой ответственности? Или не готов? И что он будет делать, когда прорвёт канализацию? Ведь человек может быть готов на словах, но мы видели массу примеров в спорте и в футболе, когда талантливый тренер, попадая в супер-клуб, сгорал, переоценив свои возможности и не справившись с ответственностью. В контексте нашего разговора - возглавить Москву, это сродни тому, что получить работу тренером в топ-клубе. Меня не может увлечь лозунг борьбы с коррупцией, потому что это настолько общее место. Любой, кто хочет стать начальником, скажет: «Я буду бороться с коррупцией». Не существует кандидатов в мэры или президенты, которые скажут: «Я не буду бороться с коррупцией. Я буду поощрять коррупцию, воровать, зажимать бизнес, уничтожать конкурентов и доверять все ключевые государственные посты своим друзьям». Нет таких.  Я не видел такой предвыборной программы.

Москва – это фактически государство, это слишком масштабно, это слишком сложно, это слишком ответственно. Человек готов к такой ответственности? Или не готов? И что он будет делать, когда прорвёт канализацию?

Поэтому, мне кажется, что в данной ситуации надо действовать поступательно и начинать с тульского «Арсенала». Нужны разные люди с разной точкой зрения, но ответственность превыше всего. Если бы у нас были примеры: «Смотрите, вот здесь я отвечал за тысячу человек, и они были довольны, а здесь уже 10 тысяч человек, и все счастливы, и вот теперь я готов отвечать за жизнь 15-и миллионнов». Это логично. Здесь кстати, очень близкая история со спортом.  Ведь даже такой гениальный человек как Моуринью тоже не сразу пришел в «Челси». Поработал помощником, потом переводчиком в "Барселоне", только потом стал главным в «Порту». То есть, будучи  изначально не таким как все, Моуринью шёл поступательно. Вот и всё. Только в этом дело.

Является ли Навальный гением – я не знаю. Никто не знает. В политике можно проверить только делами и годами, а самое неприятное то, что в политике любое неверное решение отражается на жизни многих людей. В политике нет возможности тренироваться.

ЦСКА - "Мольде". Одиночество

― Какой бы вы назвали самый необычный случай, который произошёл с вами в эфире?

У меня такая короткая память на все эти вещи. У меня память избирательная, я плохо запоминаю мелочи, поэтому всегда сложно отвечать на вопрос «вспомните забавный случай из вашей жизни». Но вот самый неожиданный случай стал поворотным в моей карьере. С чего началась моя комментаторская карьера? С того, что в 99-м году один из основателей и тогдашний директор НТВ+  Алексей Иванович Бурков доверил мне матч в Лиге чемпионов на федеральном канале ЦСКА – «Мольде».

Это был мой первый матч на стадионе, тем более на федеральном ТВ, я очень волновался, но ЦСКА выиграл 2:0, я вроде бы справился, не помню, в общем, Бурков сказал: «Всё хорошо, молодец». Ну и отлично. И вот ответный матч.  Комментировать должен был, кажется, Маслаченко. Вдруг звонит в день игры Бурков и говорит: «Готовься, приезжай в телецентр, будешь комментировать ответную игру». Еду. И комментирую на НТВ под картинку, а это уже совершенно другая история. Владимир Никитович как-то сказал, что комментировать со стадиона и под картинку – два совершенно разных жанра.  Маленький монитор, ни черта не видишь, интернета тогда почти никакого не было, у тебя есть только состав. Никакой больше информации. И вот я комментирую это. Как ты помнишь, там происходит 0:1, потом 0:2, и общий счёт 2:2. Опыта у меня нет, и я начинаю нервничать: как дальше комментировать такую провальную игру - не понятно.  И я что-то продолжаю комментировать, не помню, что именно, там ещё Марека Холли удалили… ЦСКА в меньшинстве, норвежцы давят, забивают третий, я в растерянности. Понимаю, что это провал. И мой и ЦСКА. Вдруг открывается дверь. А когда открывается дверь в студию, значит, произошло ЧП.  Дверь передо мной, и я вижу, входит человек с тревожным выражением лица, а в руках у него листок бумаги. Я понимаю, что мне, наверное, передают какую-то записку. В которой, скорее всего, написано, что можно на работу больше не приходить…

У Iron Maiden есть такая песня The Loneliness of the Long Distance Runner - «Одиночество бегуна на длинной дистанции». Это про нас. Комментаторы – очень одинокие люди, потому что мы многое переживаем внутри себя.

А счёт уже был 4:0 в пользу норвежцев. Я открываю листок, а там рукой редактора написано крупными буквами: «Звонил Бурков, просил тебе передать, чтобы ты немедленно перестал их учить играть в футбол".  А Бурков, как я знал, звонил в аппаратную во время эфира только в экстренных случаях. Я думаю: «Ну всё, на этом можно заканчивать карьеру». На следующий день я не хотел приходить на работу, но всё-таки пришлось ехать по каким-то там делам.  Первый, кого я вижу, выйдя из лифта, конечно же, был Бурков, нос в нос с ним сталкиваемся. А он такой радостный, говорит: «О, привет! Молодец, классно отработал, матч-то сложный был очень, только что же ты начал кого-то там учить? Ты бы хоть что-то в это деле понимал! Ты же по мячу, наверное, попасть не можешь, а учишь». Я обиделся, говорю: «Ну как это не могу, я конечно не за сборную играл, но всё-таки чемпион Москвы, многократный серебряный, бронзовый призёр…» Он говорит: «А ты что, в футбол играл?» Я отвечаю: «Ну да, до 18 лет играл, занимался, в профессионалы, конечно, не попал, но играл нормально».  Он сказал: «А, так ты футболом занимался? Ну, тогда извини, вопросов нет, молодец!» Пожал мне руку, и я понял, что стал комментатором. Светлая память Алексею Ивановичу, он очень рано ушел из жизни, а эта история - яркий пример того, как в жизни одного человека, в данном случае меня, всё зависело от реакции отдельно взятого другого человека на один-единственный эпизод в моей жизни. К счастью, она была положительной. Поэтому, если говорить об эфирных случаях, то эта история самая запоминающаяся, потому что на этом всё могло и закончиться.

― А вы помните первую СМС, которая вам пришла после памятного матча Россия-Голландия?

Наверное, самое обидное, что мне не пришло никакой СМС. Вообще. По-моему, родственники не написали. Там же у стадиона плохая связь, а когда я отошёл от стадиона, по московскому времени было уже слишком поздно.  Я пошёл пешком, стадион находится на окраине города, мне не с кем было пойти, транспорта не было. Ночь, гробовая тишина, никого. Иду вдоль железной дороги, кромешная тьма, уставший, такой репортаж отнимает массу сил, выплёскиваешь огромное количество энергии… В отличие от спортсменов, артистов, людей, которые работают на живую аудиторию у нас нет обратной реакции. Поэтому я не знал, что люди в России толпами вышли на улицу, празднуют. Я вообще не знал – хорошо я отработал, плохо, не знал ничего. Не знал ничего вообще. До тех пор пока не увидел на следующий день на Ютубе нарезку с полумиллионом просмотров.

У Iron Maiden есть такая песня The Loneliness of the Long Distance Runner - «Одиночество бегуна на длинной дистанции». Это про нас. Комментаторы – очень одинокие люди, потому что мы многое переживаем внутри себя. Тяжело приходится нашим женам, потому что все свои творческие проблемы мы вываливаем на них. Ругать за неудачный репортаж – никто не ругает, а хвалить, как-то тоже не очень принято… Ну так, по-дружески, конечно друг друга подбадриваем. Когда человек действительно здорово отработал, я могу СМС коллеге послать, потому что сам знаю, что мне этого не хватает, когда я комментирую какие-то большие матчи.

Это на самом деле очень важно, когда ты получаешь оценку своей работы от человека, мнением которого дорожишь. Эта оценка все равно важна, даже когда ты вроде сам уже научился чувствовать, хорошо ты отработал или не очень, все равно важно знать от профессионала, удачной была работа на конкретном матче или нет. Вот раз Василий Уткин вдруг прислал какой-то комплимент, в другой раз коллега Журавель написал что-то типа: "Смотрели с твоим комментарием - было круто!" Что сказать, прочтешь такое - приятно! Но это редко бывает, а так мой главный критик – мама. Причем она звонит, если ей репортаж не понравился, а папа наоборот - когда понравился. Он вообще меня никогда даже в детстве не ругал.

― А отзывы в твиттере как-то влияют на вас?

Они влияют очень плохо, я перестал читать. Я давно не читаю форум «НТВ Плюс». Не захожу туда года три. Перестал читать комментарии на крупных спортивных порталах. Это ведь чистой воды психология. Что ищет человек публичной профессии в комментариях? Конечно, же похвалу. Но Интернет-сообщество так устроено, что комментарии в подавляющем своем числе это сливной бачок негативных эмоций пишущего. Можно читать комментарии к политическим статьям, прогнозу погоды и как правило 9 из 10 будут негативные. В спорте тоже самое. Тем более, что мы знаем, что средний возраст посетителей интернета и тех, кто оставляет комментарии – школьники младшего и среднего возраста. Я думаю, рано или поздно на эту тему будут научные работы. Факт в том, что большинство комментариев либо негативны либо оскорбительны. Я не мазохист. В интернете сидят и пишут "каменты" люди, которые настроены негативно к окружающему миру или тролли. Им отвечать или на них реагировать, значит, сделать их скудную жизнь наполненной событиями: ответил дядя из телевизора! У меня есть ресурсы в социальных сетях, где я практически огражден от людей младшего школьного возраста, где люди могут мне писать что-то адекватное, но они мне почти ничего не пишут, потому что взрослые люди пишут только по делам. Поэтому я давным-давно форумы не читаю, ничего там не пишу и в твиттере кнопку "на связи" практически никогда не нажимаю. Ради чего это читать? В большинстве случаев ты только ухудшаешь себе настроение. А похвалить и так, есть кому.

"Квазар". Доказательства

― Недавно вышло нашумевшее интервью Артема Хачатуряна. Вы читали его?

Я читал внимательно и диву давался: либо дело в том, что есть вот гонщики такие безбашенные, которым всё по барабану, либо человек недалекого ума. Есть еще и третий вариант, что он никому в общем-то не интересен. То есть, человек говорит что-то, но, в принципе, людям, которых он задел, притом жестко – настолько всё это не интересно, что с ним никто не будет связываться, подавать в суд, тратить на это время, деньги. Нанимать ребят с бейсбольной битой… Ради чего? Тем более, что у такого шустрого парня, наверное, есть свои…

Дети должны быть осторожными. Если вы напишите в стенгазете, что директор вашей школы взяточник и ставит оценки за взятки, снимите сначала это на Айфон, у вас должны быть на руках доказательства, в противном случае это будет просто болтовня и вас же выгонят из школы.

Скорее всего, это обида на то, что не получилось в Спартаке и теперь для того, чтобы зарабатывать, приходится много работать. Но. Человек может сказать все что угодно. А доказательства? Может быть, человек работал, потом его выгнали, а Асхабадзе оставили. И теперь Асхабадзе генеральный директор. Что Хачатурян поведал миру? Что трансферы делаются так, а не сяк? Мы и так догадываемся. А кроме того, это не наша проблема, а тех, кто деньги дает, то есть акционеров. Что еще? Попов пьет водку? Ну и что? «Спартак» сейчас на первом месте, пускай дальше пьет водку. Карпин лучший тренер июля по голосованию болельщиков.  Чего хотел человек этим интервью добиться? Заявить о себе? Да, на него обратили внимание – молодец. Он хотел кого-то привлечь к ответу? Нет. По большому счету – это такой рискованный способ обратить на себя внимание. А если бы вот «Спартаку» или Карпину было не лень, и они подали бы в суд? За оскорбление чести и достоинства статья же есть. И тогда, как минимум он пришел бы на допрос к следователю. А это не особо приятная история.

Любой человек, который чувствует себя оскорбленным,  может подать в суд. Интернет – это СМИ. А Sports.ru – это официальное СМИ. Поэтому можно говорить все что угодно, но ты должен помнить об ответственности. Причем именно об ответственности в силу закона, а не понятийной или какой-то еще.

― А отношение к проекту "Квазар"?

То, что он делает, молодец, что делает, но что он нагородил…  Я не знаю, чем он мотивировал все эти вещи. Просто его пример не должен быть примером для подражания читающей аудитории юных лет. Дети должны быть осторожными. Если вы напишите в стенгазете, что директор вашей школы взяточник и ставит оценки за взятки, снимите сначала это на Айфон, у вас должны быть на руках доказательства, в противном случае это будет просто болтовня и вас же выгонят из школы. Как проект Квазар это круто, круто когда люди что-то делают, это всегда лучше, чем когда они ничего не делают. Все остальное надо делить на 150 или на 200 и знать его мотивацию. Я не знаю его мотивации.

"Металлика". Начало

― Я знаю, что раньше у вас на звонке стоял Джо Сатриани - Flying In A Blue Dream. Не поменяли мелодию?

Не поменял. Соло очень звонкое. Мне звонят часто, а если ставить тихую музыку, то телефон не слышно, а там такое соло пронзительное, акцентированное. Я сразу слышу и понимаю, звонит мой телефон, а не какой-то еще.

― На «Маяке» вы недавно рассказывали о Хэтфилде, которому исполнилось 50. Металлика и Черданцев. С чего это началось?

― Это началось в 1984-м году. Мне мой одноклассник дал кассету, на одной стороне был AC/DC Back in Black, а на другой Metallica Ride the Lightning. Мы много слушали музыки в школе, я одноклассник Саши Нуждина, всем известного dj и ведущего Радио Максимум. Все мы слушали Битлз, потому что мы учились в школе на Парке Культуры, у нас были  продвинутые родители, которые слушали хорошую музыку. Но когда мы стали взрослее, каждому хотелось  что-то современное привнести в свою жизнь. И Саша Нуждин был один из апологетов New Wave, он продвигал в массы Wham! Duran Duran, Depeche Mode, а я примкнул к другому крылу, соответственно Scorpions, Judas Priest, Iron Maiden.

Я учился в школе с детьми, у которых родители имели возможность ездить за рубеж и они привозили всякую музыку, собственно, с этого начиналось идеологическое разрушение Советского Союза - с завоза сюда нелегальной музыки, в том числе. И мы обменивались записями в школе, и потом как ни странно у меня были продвинутые в музыкальном плане товарищи по футбольной команде, хотя я играл в футбол в пролетарском, криминально-адском районе Лосиный остров.

Я послушал Металлику, и меня зацепило. Не тяжесть, а то, что в этом жестком риффовом каркасе существует мелодия, существуют мелодичные соло, переходы интересные.

Это  был тяжелый район, тяжелая команда, почти все ребята регулярно имели приводы в милицию, кого-то в конце концов посадили, а нападающий наш один в 90-е погиб в перестрелке, в общем, я уж не знаю, как они в Лосином Острове  всё это доставали в 80-е, но у нас в команде всегда была самая свежая, самая современная музыка, а поскольку хэви-метал исконно музыка неблагополучных слоев населения, через футбольную команду всякие металические новинки тоже проникали в мою жизнь.

И вот в какой-то момент в поисках чего-нибудь новенького, я спросил у приятеля, который приехал от родителей из заграничной командировки,  что он может посоветовать. Он говорит: "Вот группа такая есть – Металлика". Я точно запомнил формулировку, что она четвертая в мире по тяжести. На первом месте, как он мне сообщил, была канадская группа Voivod, а кто взвешивал тяжесть, я так и не узнал. И вот я послушал Металлику, и меня зацепило. Не тяжесть, а то, что в этом жестком риффовом каркасе существует мелодия, существуют мелодичные соло, переходы интересные, что это не  сплошной жесткий один бесконечный рифф и нагромождение звуков. Потом это развивалось поступательно, и когда я смог себе это позволить, вступил в фан-клуб, теперь плачу взносы и собираюсь их платить, до тех пор пока с меня их будут требовать.

― А вообще увлечение рок-музыкой началось в то же время или раньше?

― У меня дома всегда играла классическая музыка и Битлз. Я Битлз к годам 7-и знал наизусть. Я даже до сих пор, хотя слушаю их гораздо реже, если включить песню, почти наверняка смогу сказать, какая следующая на альбоме. Мой папа настоящий битломан. До сих пор. Он поклонник персонально Джона Леннона, а также Льва Толстого и Спартака. При этом папа у меня доктор наук и профессор. Я очень ранний ребенок, отцу было 19 лет, когда я родился. Я родился в студенческой семье, когда мне было 5-6 лет, у дома нас собирался весь биологический факультет МГУ, где учились родители, то есть молодежь по 25 лет, ну плюс-минус. ОНи выпивали, слушали музыку, в общем, вели себя как нормальные студинты и аспиранты, так что я во всем этом рок-н-ролле и вырос.

― А играли на чем-то?

― Я играл все время на гитаре. Бренчал скорее. Но если не дано, то не дано. Вот у меня сын, которому четыре с половиной года, в сентябре идет в музыкальную школу, потому что у меня так сложилась жизнь, что я пошел в футбольную секцию в 7 лет,  а в музыкальную школу не пошел. Я до сих пор от мамы не смог добиться вменяемого объяснения, почему так произошло. Меня даже учительница пения в школе рекомендовала отдать в музыкальную школу, вызывала маму, говорила у ребенка есть способности. Но сейчас я свои способности демонстрирую в караоке. Я люблю спеть пару треков Валерия Кипелова.  Ну и My Way Синатры. Иногда не попадаю в ноты, я это слышу, у меня слух хороший, но если я окрылен и нахожусь на правильной волне, то могу зажечь зал. Конечно, то что я сейчас могу изобразить на гитаре, это не игра, а бренчание, но я до сих пор мечтаю, что рано или поздно у меня будет просторная квартира с отдельной комнатой, где я смогу поставить колонку, подключить туда гитару, и у меня будет время брать уроки игры на ней. Я осилю этот инструмент рано или поздно. Пусть еще через 20 лет.

Когда человек не интересуется ни футболом, ни рок-музыкой, я считаю, что девушки от такого парня должны просто бежать с дикой скоростью сразу же.

У меня есть товарищ, с которым мы учились на филфаке, он никакого отношения к спорту не имеет. Есть такая категория совершенно непонятных людей, которые не интересуются спортом. По-моему это трагедия. Особенно для парня. Как раз у меня друг из этой серии, но он хотя бы рок-музыкой увлекался, это как-то компенсирует полное неприятие спорта. Когда человек не интересуется ни футболом, ни рок-музыкой, я считаю, что девушки от такого парня должны просто бежать с дикой скоростью сразу же. Ну, хоть какой-нибудь музыкой. Но лучше все-таки роком, потому что у мальчишки должно быть такое непричесанное в жизни. В меру, но должно быть. Не может вся жизнь быть как на картинке.  Так вот товарищ мой - генеральный директор компании, которая шьет одежду, ну, то есть, он вообще из мира офисов. И у него еще есть три товарища, они руководители в своих компаниях. А рассказываю я это к тому, что они развлекаются тем, что тратят все свои деньги на аппаратуру, у них есть студия, они записали уже 3 альбома в стиле хард-рока 80-х. Раздают друзьям. Они полноценные люди, в меру пьющие, у них семьи, некоторые многодетные, но их досуг в том, что они на пятом дестяке играют после работы хард-рок, они на свои деньги снимают клубы, бесплатно зовут сотрудников своих компаний, которыми они руководят, собирают сотню-другую человек, для них играют и расходятся по домам. Это по-моему очень круто! У них бас-гитара, один гитарист, а хард-рок можно играть, когда есть ритм-гитара, поэтому теоретически я мог бы на паре треков подыграть, но они живут в другой части Москвы, Москва очень большой город, поэтому они живут в другом городе фактически, и мы никак не можем состыковаться, чтобы что-то сделать вместе. И мы уже договорились, что раз с гитарой сложно, то на следующем альбоме одну песню в качестве guest star я обязательно спою.   

Большая потеря    

― Самый запомнившийся концерт?

― Таких два. Это концерт Металлики в Копенгагене, куда я поехал в 2009-м году, потому что выиграл встречу с группой. Они проводят для всех членов фан-клуба лотерею, выиграв в которой, можно встретиться с группой перед концертом, на который ты подаешь заявку, причем сделано разумно: один человек не может выиграть больше одной встречи в год. Мне повезло: группа не гарантирует, что на встречу придут все её участники, а тут пришли все, и мне с каждым удалось не только обменяться парой фраз и рукопожатием, но даже поболтать с Джеймсом минуты три. Я среди прочего спросил, сыграют ли они когда-нибудь живьем сложнейшую вещь с последнего альбома Suicide&Redemption, а Хетфилд говорит: "Тебя ждет сюрприз: мы сыграем её сегодня!" Таким образом я оказался на премьере… А еще бы концерт Металлики в Лондоне на О2-Арене. О2 тогда открыли арены в Лондоне и Берлине и предложили Металлике, которая тогда занималась промотированием альбома Death Magnetic, сыграть. А поскольку времени на реализацию билетов не было, это было очень спонтанное решение, они повесили на сайте объявление, где приглашали всех членов клуба, бесплатно. Ну, чтобы совсем не было бардака, 5 фунтов символическая плата, просто чтобы был входной билет для контроля. Я прилетел в Лондон, зашел за 5 фунтов в полный зал - аншлаг. Поскольку билеты не продавались физически, там давали какие-то бейджики, я прошел на танцпол, и это был самый уникальный танцпол, который я видел в жизни. Не знаю почему, но там было меньше людей, чем на любых концертах. Видимо, в силу того, что это для фан-клуба, все подумали, что будет давка и пошли на трибуны, а я наоборот всех перехитрил и пошел на танцпол.

Есть моменты, которые бывают раз в жизни. Раз в жизни ты можешь оказаться в метре от сцены на выступлении одной из величайших рок-групп в истории музыки. И ты стоишь, снимаешь и вдруг понимаешь, что у тебя этого нет.

18000 людей, зал три яруса, ни одного свободного места, а танцпол свободный! Сцена в центре, вокруг сцены немного людей. Места полно! Секьюрити там почти не было, это был не регулярный концерт, поэтому там все было проще, чем на обычных концертах. Все свои, явно отсекаются параноики, люди которые пришли со злыми намереньями, никакой давки, никакой толкучки. Я весь концерт простоял буквально в метре от сцены, и никто не мешал мне ни локтями, ни телефонами.

И на этом концерте Хэтфилд сказал такую фразу: «Выключите свои гребаные камеры, ваш ролик на Ютубе в плохом качестве не сделает вас знаменитым! Наслаждайтесь шоу!». Гениальная фраза абсолютно. Но он не понимает главного. Я не для того, чтобы выложить на Ютуб, снимал. Сейчас вот эти фотографии, сделанные мной с метра, висят у меня на стене. Шикарные журнальные фотографии, но мои. Это совершенно другое, чем вырезать из журнала, скачать из интернета. Есть такое выражение в телевидении и кино - capture the moment - ухватить момент. И поэтому многие люди, которые снимают на телефон, они не хотят это в Ютуб выложить, как сказал Хэтфилд, они хотят, как я, ухватить свой момент, на память.

Самое интересное в этой истории, что я камеру со всеми этими абсолютно эксклюзивными фото потерял. Забыл в такси...

Хорошо, что я был с другом. Я стоял в первом ряду, он во втором, все снимал как и я, почти один в один. И мы в полной эйфории, концерт был шикарный, садимся в такси, обмениваемся впечатлениями, приезжаем в отель, и вдруг я понимаю, что забыл в такси камеру. Я с трудом могу описать ощущения. Если бы у меня угнали машину, я бы так не переживал, тем более, что она застрахована. Это все равно, что угнали бы мои первые Жигули, купленные на все имевшиеся тогда деньги. Конец света, в общем.

Есть моменты, которые бывают раз в жизни. Раз в жизни ты можешь оказаться в метре от сцены на выступлении одной из величайших рок-групп в истории музыки. И ты стоишь, снимаешь и вдруг понимаешь, что у тебя этого нет. Как будто стерли память, и ты там не был. Я обзвонил все, я звонил в таксопарки, бюро находок – мне не вернули ничего. Мне объяснили, что кэбмены не воруют, потому что им не выгодно, потому что репутация, и так далее. Скорее всего, водитель просто не видел, камера небольшая, она была без чехла и скорее всего, люди, которые сели следующими просто взяли ее с собой. Представляешь, если они начали потом смотреть? Особенно обидно, если они не знают, что это вообще за чуваки на фотках. Но, слава Богу, рядом бы мой друг, фактически это были мои вторые глаза и я себя этим успокаиваю. Теперь смотрю на эти фото, как будто они сделаны мной.

Фото Михаила Елисеева и из личного архива Георгия Черданцева

Полную версию интервью вы можете прочитать в августовском номере журнала Football Tribune.

 

ССЫЛКА НА ПРОСМОТР ЖУРНАЛА ОНЛАЙН

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF (2)