6 мин.

Cовсем африканский пост - Афробит и его король Fela Kuti

 

фото

После сладкоголосых Los Panchos самое время перекинуться на другой континент с совершенно другой  природой  и музыкой - для контраста. 

Вот  Нигерия - тоже красота неописуемая, хотя эта красота не уберегла страну от страданий.

Абеокута - город, который был основан англичанами в начале XIX века для освобожденных рабов...

фото

Здесь и родился  Фела Кути - легенда афробита. О нем очень красиво пишут:

Дед Фелы был признанным композитором, его отец - пастор-пианист, а мать - националистический лидер. В конце пятидесятых Фела на четыре года перебрался в Лондон, где в Тринити-Колледже обучался игре на трубе и теории музыки.

В середине 60-х Фела знакомится с барабанщиком Тони Алленом и  играли они тогда по-американски звучащий джаз.

К концу 60-х Фела с Тони отходят от джаза и разрабатывают свой собственный саунд, который был гибридом джаза и тогдашней танцевальной музыки high life и juju, где так же активно звучали и электрогитары.

( Juju переводится как «амулет», «заклинание» или «колдовство». Так называли длинные барабанные проигрыши в поп-песнях, которые исполнялись на огромных лежащих на боку деревянных, так называемых, «говорящих» барабанах)

В 1970 году Фела формирует музыкальный коллектив Africa 70, тематика песен которого была политической. Как следствие - карьера постоянно прерывалась насилием правительства по отношению к его музыкантам, семье и к нему лично.

На его записи регулярно накладывались запреты, а на организованную им коммуну Республика Калакута совершались полицейские рейды. Во время одного из таких рейдов коммуна была разрушена, а пожилая мать Кути была убита – солдаты выбросили ее из окна. Фела был сторонником идей панафриканизма и социализма и выступал за создание единой африканской республики.

Афробит был для Кути не просто музыкой - он говорил что «музыка – это оружие». Вся его жизнь была творческим противостоянием и борьбой.

                                                    Colonial Mentality - Fela Kuti 

                         

Тони Аллен соединил многослойный традиционный бит с американским джазом, потом добавились ритм-н-блюз и фанк. Впрочем, что именно и как он сделал, сказать сложно, но получился у него ненавязчивый, многослойный, в высшей степени расслабленный и очень моторный бит – один из самых оригинальных в 70-х годах. 

(В фанке акцентируются четные доли, в афробите - первая )

Он практически не меняется по своему ходу, он соткан вполне однородно - то есть он минималистичен, но слушать его можно бесконечно. Он напевает странно устроенную многоголосую бесконечную мелодию ритма - получается нечто вроде эротического танца метронома.

Таким образом, афро-бит возник как мощная музыкальная сила  благодаря фантастическому перкуссионисту Тони Аллену, отменным басовым партиям, вокалу в стиле вопроса-ответа, хору на подпевках, состоявшему из двадцати замечательных танцовщиц и, конечно, самому Феле, который по очереди играл на тенор-саксофоне, альт-саксофоне и клавишных. 

В сопровождении своего состоящего из сорока человек ансамбля, Фела стал известен под названием Egypt-80. Он был звездой, с которой всегда было трудно  иметь дело. Его обвиняли в расизме, сумасбродном сексизме, самонадеянном эгоизме - на все обвинения он лишь пожимал плечами и ничего не опровергал.

(В 1986 году он развелся со своими 28 женами, заявив: “Ни один мужик не имеет права владеть женской п****й”).

Его песни, спетые на пиджин-инглише, сохранили свою привлекательность благодаря их юмору и острому языку. Но его музыка никогда не была ориентирована на танцплощадки, а длинные полемические рассуждения на сцене, препирательства с завороженной публикой в сигаретном дыму, стали легендарными.

                                        Beasts of no nation” (“Звери без племени”)

                             

                                                     Fela Kuti - Guestion Jam Answer

                             

                                                         Tony Allen - Secret Agent

                             

                                                                    Fela Kuti - V.I.P

                                           

Сейчас афробит вырос в огромное музыкальное древо, пустившее корни на всех континентах, став глобальным музыкальным стилем. Влияние афробита можно услышать в  альбомах  джазовых артистов, групп, играющих пост-рок и инди-рок. 

Сыновья Кути – Сеун Кути и Феми Кути также играют афробит и тоже политически активны. Сеун Кути участвовал в движении Окупай Нигерия и протестах против президента Джонатана Гудлака. Последний альбом Сеуна Кути и ансамбля Egypt 80 называется From Africa with Fury: Rise.   

                              

Феми Кути, как и его младший брат также с горечью говорит о проблемах родного континента. «Моя музыка говорит о том, что борьба не закончена. Африке предстоит пройти еще очень долгий путь, но борьба продолжается». «Я не думаю, что мы можем говорить о независимости», говорит Феми. «Независимость – это когда  нет зависимости ни от кого. Ни одна африканская страна не является по-настоящему независимой. Мы очень зависимы, если мы все еще просим, просим, просим». 

                             

Канадцы из Торонто The Souljazz Orchestra играют смесь афробита, соула, сальсы и других латиноамериканских стилей. Названия их композиций Molotov, Kapital, Insurrection, Ya Basta! - говорят сами за себя...

                            

                        Австралийцы тоже не отстали -  Public Opinion AfroOrchestra

                            

Жизнь Фелы была полна противостояния и тяжелых условий и, когда в 1987 он впал в кому, конец наступил быстро. Во время его похорон Лагос замер. Фела был и остается символом реальностей постколониальной Африки. Не было такой системы, которая могла бы сломить его сопротивление, как не было и такой силы, которая разорвала бы его связь с народом...

                                                               Gentleman (1973)

                             

 Fela Kuti - The best of the black president!

фото

Полная биографияhttp://www.peoples.ru/art/music/national/fela_kuti/