Мифология. Как создавался первый национальный чемпионат. Часть 1
Если вы думаете, что первый чемпионат Беларуси по футболу создавался с трудом, то это, конечно, неправда. На самом деле он создавался с трудом огромным, пройдя через бурю сложностей, раздоров и непониманий.
К 1991 году уже были прецеденты в лице выхода литовских и грузинских команд из системы чемпионатов СССР и создания своих первенств. Но – все же – это был не совсем схожий прецедент, ведь таким образом грузины и литовцы самоизолировались в границах своих пока еще советских социалистических республик. Они не могли проводить полноценные товарищеские матчи с зарубежными командами, участвовать в еврокубках, продавать игроков за валюту (а это было в то время ой как важно!).
Кроме того, совершенно очевидно, что грузинский и литовский футбол с принятием такого решения ослаб. Особенно это касается «Жальгириса»: представители Вильнюса потеряли возможность играть с крепкими советскими командами, а тогдашний чемпионат Литвы можно было бы смело сравнить с первенством коллективов физкультуры. «Жальгирису» там было попросту тесно, и в итоге весь основной состав, принимавший участие в чемпионате СССР, разъехался по разным клубам: венская «Аустрия», московский «Локомотив» и тому подобное.
Минское «Динамо» пока еще доигрывало сезон в высшей лиге чемпионата СССР. Ни о каком национальном чемпионате никто не задумывался. Ну, вышли из вышки «Жальгирис», «Динамо» тбилисское, другие клубы – их вполне можно заменить каким-нибудь «Металлистом» или «Черноморцем». И так все и происходило. До сентября 1991 года.
На самом деле, в создании национальных чемпионатов крайне велика доля именно политических решений, нежели футбольных. Совершенно очевидно, что сам по себе футбольный чемпионат можно было бы сохранить даже в условиях независимых государств. Допустим, назывался бы он чемпионатом СНГ и все. Подавляющее большинство футбольных людей – тренеров, болельщиков, функционеров, имеющих отношение к высшей лиге чемпионата СССР – было против национальных чемпионатов, любых. Впрочем, были и те, кто определился «за». Но о них – чуть ниже.
Почему я выделил именно сентябрь 1991? Очень просто: именно 10 сентября 1991 года прозвучало громкое заявление о выходе украинских команд из чемпионата СССР. Пусть не сразу, пусть со следующего сезона – но о выходе.
Что такое чемпионат СССР без киевского «Динамо», без «Шахтера», «Днепра», «Черноморца»? Отрезанный ломоть. Самое интересное, что руководители тех же «Шахтера» и «Черноморца», а также небольших клубов первой и второй лиг чемпионата СССР были против создания национального чемпионата и за однозначное сохранение системы существующих лиг. Но кто их спрашивал и слушал? Усердствовали другие: представители киевского «Динамо», Федерации футбола Украины, а также националисты.
И именно тогда появляется первое мнение о возможном чемпионате Беларуси. Цитируем Владимира Бережкова, «Прессбол» №36 от 17.09.1991: «Уважаемый Евгений Феликсович (Шунтов, глава Федерации футбола Беларуси – прим. автора)! О каком национальном чемпионате Беларуси можно вести речь, если у нас существует только одна(!) профессиональная команда высокого класса. Или вы хотите прочно внедрить на своей территории термин «футбол для служебного пользования»? В таком случае рано или поздно хозрасчетный спорткомбинат «Динамо» выселит футбол со своего стадиона, потому что попросту не продаст на матч ни одного билета. Каемся, у нас в этом плане тоже возникнут проблемы: писать будет не о чем и люди перестанут покупать «Прессбол». Конец цитаты.
Оставим в сторонке вопрос о продажах культовой в то время и легендарной сейчас газеты, ведь долгое время тираж все-таки не снижался, достигнув пика в 70 тысяч экземпляров именно к середине 1992 года. Обратимся к вопросу о единственной профессиональной команде.
В целом, конечно, Владимир Петрович был прав, команд уровня «Динамо» в Беларуси на тот момент не было. Было пять команд во второй лиге – могилевский «Днепр», витебский КИМ, гродненский «Химик», гомельский «Гомсельмаш» и брестское «Динамо». К слову, в 1991 году КИМ и «Химик» должны были вылететь в чемпионат БССР, но государственные и футбольные преобразования сказались – в итоге Гродно и Витебск все равно оказались среди белорусских команд.
А также был целый чемпионат БССР среди коллективов физической культуры, где в последние годы царил молодечненский «Металлург» под чутким руководством Геннадия Карпенко и Сергея Боровского. «Металлург» в 1991 выиграл не только чемпионат и кубок БССР, но и кубок СССР среди команд КФК – так называемый «Кубок миллионов». Именно тогда его впервые выиграла белорусская команда.
В общем, какие-то командочки были, но, разумеется, замена ли это высшей лиге чемпионата СССР? Конечно же, нет. Потому опасения «Прессбола» были обоснованы.
Впрочем, это уже решать читателю. Следующим в хронологическом порядке является большое октябрьское интервью вышеупомянутого Евгения Феликсовича Шунтова «Прессболу». Что там есть интересного?
Наибольший интерес, конечно, представляет озвучивание возможных вариантов проведения футбольного первенства 1992 года:
- в составе возможного осколка чемпионата СССР под названием Суперлига-92, где каждый регион будет иметь определенное количество команд. Причем это количество будет строго постоянным.
- одна из зон второй лиги чемпионата СССР будет чисто белорусской, из 16 команд, т.е. примут участие команды тогдашней второй лиги, дубль минского «Динамо», а также 10 команд из чемпионата БССР.
- ну, и, собственно, национальный чемпионат из тех же 16 команд.
Вообще, стоит заметить, интервью крайне любопытное, если найдете – обязательно почитайте. Находится оно в «Прессболе» за номером 40, от 15 октября 1991 года.
С тех пор в прессе началась яркая полемика о национальном чемпионате. В том же «Прессболе» можно было прочитать разные точки зрения: мнение Зенона Позняка о неизбежном создании суверенного первенства и о помощи новым командам; мнение Сергея Новикова о кочкодромах и отсутствии полноценной базы даже у команд второй союзной лиги; мнение солигорского болельщика Георгия Тарасевича о суверенном чемпионате как о мировой норме и о неуместной иронии «Прессбола» в этом вопросе. А также мнения непосредственно динамовских игроков и тренеров – Андрей Сацункевич и Михаил Вергеенко выражали опасения по поводу создания национального чемпионата, отдавая предпочтение чемпионату СССР.
Разные люди – разные мнения. С чем-то можно было соглашаться, с чем-то нет, кому-то можно было бы оппонировать на страницах печатных изданий.
Тем временем к декабрю был практически решен вопрос о создании белорусской зоны второй лиги чемпионата СССР. Тогда еще была возможность сохранить футбольный чемпионат СССР, потому термина «национальное первенство» еще не звучало, хотя все и понимали, что имеется в виду. Эта зона должна была состоять из 16 команд: дубля минского «Динамо», всех пяти команд второй лиги чемпионата СССР сезона-91, а также десяти клубов чемпионата БССР, причем не только самых успешных в спортивном плане, но и наиболее обеспеченных.
Но зоны зонами, а уже к началу декабря 1991 года становилось совершенно понятно, что свои чемпионаты будут проводить не только Украина, но и Россия. Фактически ни о каком чемпионате СССР не могло быть и речи, поскольку с трудом можно было говорить и о дальнейшем наличии такой страны, как СССР. Из всех возможных соперников минского «Динамо» оставались лишь «Памир», «Пахтакор» да «Арарат».
Потому на конференции специалистов футбола Беларуси, прошедшей 10 декабря 1991 года, основной позицией было проведение собственного национального чемпионата. Такую позицию выражали, к примеру, Геннадий Карпенко, Валерий Стрельцов, Юрий Курненин. Главный тренер минского «Динамо» Михаил Вергеенко спокойно отнесся к идее национального чемпионата, но сам выразил позицию о том, что для «Динамо» было бы предпочтительнее играть в более сильной по уровню наднациональной лиге. Однако по итогу было принято решение о проведении с 1992 года национального чемпионата.
А вскоре определились и с участниками будущей первой лиги чемпионата Беларуси. Ими стали: «Динамо» (Минск), «Днепр» (Могилев), «Динамо» (Брест), КИМ (Витебск), «Химик» (Гродно), «Гомсельмаш» (Гомель), «Металлург» (Молодечно), «Торпедо» (Могилев), СКБ-«Локомотив» (Витебск), «Торпедо» (Минск), «Шахтер» (Солигорск), «Строитель» (Старые Дороги), «Трактор» (Бобруйск), БЕЛАЗ (Жодино), «Обувщик» (Лида) и «Ведрич» (Речица). Первый чемпионат было решено делать переходным, в один круг, для будущего дальнейшего перехода на систему «осень-весна», которая в те времена очень импонировала руководству белорусского футбола.
Однако вопросы все равно оставались. И больше всего вопросов возникало по минскому «Динамо»…
Продолжение – во второй части на offside.by.
Слегка измененный и адаптированный оригинал
Тематическая иллюстрация взята из архивов «Прессбола»