Распродажа закрыта. Илья Казаков – о перестройке в «Динамо»
«Динамо» в последние годы превратилось в основного поставщика молодых талантов конкурентам. Но после смены руководства в клубе может произойти и корректировка курса: и бело-голубые будут не только продавать, но и покупать.
В Англии, с ее класическим национальным юмором, доходящим до сарказма, сейчас модно иронизировать над «Ливерпулем». Вроде бы один из лучших клубов мира: титулы, болельщики, уважение, – а шуток над «красными» нескончаемое множество. Словно это не «Ливерпуль», больше которого выигрывали немногие, а колхозная команда какая-то.
Шуток много, а тема одна – отсутствие новых побед. Фото Де Хеа, вроде бы не имеющего к мерсисайдцам никакого отношения, и надпись через весь экран: «С того дня, как «Ливерпуль» последний раз стал чемпионом Англии, Давид Де Хеа родился, вырос, подписал контракт с «Юнайтед» и выиграл Премьер-лигу».
Жестко – в силу навязчивости образа. Троллят ведь не «МанСити», не «Тоттенхэм», не «Челси», а запутавшийся в поисках былого величия «Ливерпуль». Даже «Арсеналу» достается меньше, пусть это «меньше» и не настолько существенно, чтобы Венгер и компания спали спокойно.
С 1990 года утекло много воды. С 1976-го – еще больше. Последний год, когда московское «Динамо» было чемпионом. Когда случится новый взлет, сказать невозможно. Дважды за последнее время москвичи намекали: почему бы и нет? Но все так быстро меняется в этом клубе. Нет уже того состава, который брал бронзу в 2008-м. И все теперь совершенно иначе, чем поздней осенью 2011-го, когда команда играла так, что мы ахали: не русская ли это «Барселона»?
Уход Кокорина, а чуть ранее Соловьева показал – «Динамо» отдает своих реальных или потенциальных звезд прямым конкурентам. Это не новость, конечно: Комбаровы, Семшов, Кержаков, Данни, Габулов уходили схожим образом. Чтобы не рыться на полках в поисках калькулятора, признаем так: от продажи своих молодых игроков бело-голубые заработали в последне время больше, чем кто бы то ни было в России. Хороший бизнес, только если бы это было бизнесом. Никто в «Динамо» не заявлял о готовности стать клубом-фермой вроде «Аякса»: выростил игрока до определенного уровня, получил предложение – и выгодно продал. Заяви это, идентефицируй команду именно так, вопросов к ней было бы меньше. А то каждый новый громкий трансфер выглядит спонтанным и скандальным.
Если бы клуб захотел осознанно зарабатывать на своих игроках, атмосфера была бы иной. Не факт, что более здоровой, просто иной. Но противоречия и «Динамо» – постоянные неразлучники. Шутка ли, в клубе произошла вторая смена президента за короткое время. Новый президент это ведь и новая стратегия, даже если он пришел вроде бы не революционным путем. Исаев, Соловьев, теперь Роттенберг. Совершенно разные на первый взгляд личности. Что теперь ждет «Динамо»? Каким будет курс?
В первом большом интервью после вступлении в должность Борис Роттенберг-старший сказал, что будь он в клубе раньше, Кокорина в «Анжи» не отпустил бы.
Фраза, диссонирующая со словами теперь уже вице-президента Геннадия Соловьева: «После потерь Кокорина и Соловьева ставка будет делаться на молодежь».
Вышесказанное сразу резануло слух: можно подумать, что Кокорин с Соловьевым были ветеранами. Одному двадцать три, другому двадцать. «Ставка теперь будет делаться на молодежь»… «Теперь» – думаю, вот ключевое слово в этом заявлении.
Не зная досконально, насколько все это правда, но уверяют: Петреску, только появившись в «Динамо», начал настаивать на приобретениях новых игроков. Причем не на перспективу, а для основы. Однако то руководство клуба сразу дало понять: футболисты вроде Янтшера команде уже не нужны. Есть костяк и есть отличная молодежь, в большинстве своем входящая в разные юношеские и молодежные сборные страны. Работая с дублем, Силкин, затем Хохлов и Ковардаев регулярно давали результат: были высокие места и был качественный выпуск. Гранат, Комбаровы, Кокорин, Смолов, Шунин, Юсупов – все они приходили во взрослую команду из резервной. Все доросли до первой или хотя бы молодежной сборной.
Тем не менее Петреску к молодым повернулся не сразу. Может быть, ему комфортнее было работать с теми, кто постарше. Может быть, приглядывался, не спешил. Но Чичерин и тот же Соловьев появились в составе, когда исход сезона для «Динамо» был уже ясен.
Точно так же этим июнем Петреску продемонстрировал публике, молодежью какого уровня он располагает: Зобнин, Юсупов, Соломатин, Соболев – все они отыграли отменно.
А ведь есть еще Отставнов, Панюков, Живоглядов. Последний, по оценкам специалистов, – потенциально игрок национальной сборной. А Панюков, удивительно скоростной и настырный, вполне может заменить через некоторое время Кокорина.
Точнее, так думалось – пока не стало известно о смене власти в «Динамо». Возможно, о грядущей смене собственника. И как следствие, о серьезных планах на ближайшее будущее команды, в котором может не оказаться ни талантливых молодых, ни румынского тренера. Если предположить, что в люкс-базе в Новогорске может заселиться на правах хозяина Дик Адвокат, то примерно понятно, каким будет селекционный вектор «Динамо». Если в этом самом люксе по-прежнему будет обитать Петреску, наверняка и он при новых финансовых возможностях клуба захочет усилить состав в режиме реального времени, а не на перспективу.
Молодежь у «Динамо» есть – талантливая и уже чуть обстрелянная Премьер-лигой. Нет понимания, как с ней поступят. Станет ли клуб настоящей фабрикой по производству талантов, кого потом станут доводить до ума другие, или сделает ставку на дорогостоящих звезд, когда по законам капиталистического рынка играть станут те, у кого больший контракт?
Нет понимания и в вопросе, как повлияет на это поколение молодых уход Кокорина. Мы не знаем всей правды, но если поверить слухам, что после травмы форвард проходил трехнедельное лечение за границей за свой счет, становится понятно – почему в итоге игрок решил поменять команду. Непросто воспринимать действительность, когда в тебе видят не звезду, а все еще дублера, и относятся соответствующим образом.
Словом, «Динамо» в стадии перемен. Новое руководство, новые догадки, преобразования, планы.
Шанс для молодежи. Понимать бы еще – какой именно шанс.
Илья Казаков
Фото: Сергей Дроняев, Getty Images
Кто поменял политику «Динамо»? Почему Гус Хиддинк ушел из «Анжи», и сможет ли Самуэль Это’О стать играющим тренером? Какие вопросы задает французский чемпионат? Who is mister Rene Meulensteen? Остановить поезд, не пропустить ни одного матча, выкопать могилы на поле - на что только не готовы пойти люди ради футбола. А вам слабо? Как поживает шотландская Премьер-лига без «Рейнджерс»? Кто они, герои Кубка Либертадорес? Что увидеть в Барселоне, кроме «Камп Ноу»? Все это и многое другое - в новом номере еженедельника «Футбол».
Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях: