Призрачный бомбардир. Необычный путь Сальваторе Скиллачи
Стадион "Ямаха" в экстазе. Болельщики «Джубило Ивато» радуются, обнимают друг друга, прыгают и кричат: «Тото!». Восторг трибун понятен, ведь мяч в ворота соперника забил любимец местной публики, итальянец Сальваторе Скиллачи. В J-лиге он просто неостановим и потому является лучшим бомбардиром чемпионата уже второй сезон. Настоящая звезда, сравниться с которой могли лишь единицы в японской лиге.
Но настоящее не особо радует итальянца, ведь, казалось бы, совсем недавно он был игроком «Ювентуса» и «Интера», а ещё чуть раньше играл на чемпионате мира, что проводился в родной Италии. Понять грусть итальянца можно, ведь он был очень трудолюбив и всегда слушался тренеров, но карьера сложилась как-то иначе.
О характере итальянца вообще стоит сказать отдельно. Он практически никогда ни с кем не ссорился и старался быть со всеми в ладах. Терпеливый, внимательный, вроде как тихий… Это отметили ещё тренеры «Мессины», а именно Зденек Земан и Франческо Скольо. Для него, к слову, эти люди далеко не последние, потому что именно они помогли ему по-настоящему раскрыться как нападающему. В своей книге «Ragazzo di latta» Сальваторе весьма тепло отзывается о Земане. Не обошлось без влияния отца, который пытался оградить сына от мафии, славившейся в Палермо. Сделать ему это удалось, отправив сына из первого клуба, «АМАТ Палермо», в сицилийскую «Мессину».
Впечатление Скиллачи производил двоякое. Представьте себе худого, прихрамывающего парня, который к тому же играл как-то «по-своему», из-за чего его партнёры не всегда понимали, кому он отдаст или куда пошлёт мяч. Трудно такому футболисту доверить место в старте. Но при этом Тото обладал просто невероятным умением забивать. Вколачивать в ворота даже абсурдные, непонятные, «корявые» мячи. И забивал эти мячи Скиллачи с завидным постоянством. И в этом было его противоречие. Тото не играл красиво, не было в нём чего-то поистине выдающегося и невероятного. Но каждый раз, забивая гол, он словно стремился доказать обратное.
В 1989-ом году случилось так и вовсе знаменательное событие. Играя в атаке, Скиллачи забивает аж 23 гола в серии B итальянского чемпионата. И этот успех можно считать настоящей вишенкой на торте, так как итальянец вытащил команду с низов, из С2. Его движение к вершинам футбольного олимпа заметили лишь тогда, хотя Тото стабильно забивал и раньше. Клубы серии А словно игнорировали его, боясь того, что парень слишком хрупкий. И основания опасаться того, что Тото сломается, были. Анджело Кьянелло, первый тренер бомбардира, даже называл подопечного «костяной ногой». К тому же игра на поле вызывала множество вопросов и сомнений. Одно то, что журналист Джанни де Феличе озаглавил свою критическую статью "Тото, ты мне неприятен!", говорит о многом.
Но всё же переход Скиллачи в один из грандов состоялся. Решил рискнуть «Ювентус», и в итоге он оказывается на том самом Олимпе, о котором в юности не смел даже мечтать. И как тут не упомянуть Дино Дзоффа, который помог новому футболисту!
В том сезоне южанин забил 15 голов, уступив в бомбардирской гонке таким культовым личностям как Марадона, Баджо и Ван Бастен. И если уж итальянец попадает в «Ювентус» и исправно забивает, то рано или поздно он непременно окажется в сборной. Так и случилось, хотя на Скиллачи как на основного нападающего не рассчитывали. Забавно то, что сам Роберто Баджо поначалу тоже сидел на скамейке…
1990-ом году как раз проводили чемпионат мира. И где? На родине Тото! Конечно, итальянцы были сверхмотивированы, а защитная линия Squadra Azzurra была просто сказочной. Тут капитан «Милана» Барези, который славился своей неуступчивостью. Рядом Джузеппе Бергоми, получивший прозвище «Дядька», и его одноклубник Рикардо Ферри. Тогда же в сборной играл сын знаменитого Чезаре Мальдини. Несмотря на монструозную защиту, на чемпионате итальянцы всё же испытывали проблемы. Проблемы, правда, были связаны не с защитой, а с атакой. Ни Виалли, ни Карневале так и не показали чего-либо дельного, а вот запасные Баджо и Скиллачи, напротив, продемонстрировали людям всё, что умели.
Весь мир с удивлением взирал на худого, но быстрого парня по прозвищу Тото. Причём забивал он именно тогда, когда сборная Италии более всего в голе и нуждалась. В первом матче с Австрией единственный гол забил Сальваторе. С Чехославакией так же: первым забил Скиллачи и лишь потом уже отметился Баджо. С Уругваем снова первый Тото. В сложном противостоянии с Ирландией судьбу матча решает его гол. У него было чутьё, и он этим пользовался. Каждый гол в родном Палермо встречали с безудержной радостью, и таких голов было целых шесть. С той сборной нападающий получил бронзовые медали, а в его музее трофеев оказалась "Золотая бутса", которую ему вручили как лучшему форварду турнира. Без сомнения, на том чемпионате мира он был лучшим игроком из итальянцев.
На волне той самой эйфории (южанину даже выдали яхту на время, как герою мирового первенства, дабы он мог хорошенько отдохнуть) он подписывает новый контракт с "Ювентусом" уже на более выгодных для себя условиях.Можно было ожидать «продолжения банкета», но у футбольного бога свои планы.
В затухании звезды Тото можно винить сразу несколько событий. Первое и самое существенное из них – это, конечно же, ссора с женой. Разлад в отношениях произошёл вовсе не из-за звёздной болезни, как можно было подумать. Для Тото Рита Скилаччи была всем, и он ею очень дорожил, но Джанлуиджи Лентини оказался более мил её сердцу. Лентини пользовался тогда огромной популярностью. Прежде всего к нему было приковано такое внимание из-за громкого трансфера, который был осуществлён между "Миланом" и "Торино". Россонери пришлось раскошелиться на 13 миллионов фунтов стерлингов, что было рекордом в 1992-ом году.В очередной поездке к Рите Джанлуиджи попал в жуткую аварию, и это не могло не сказаться на его футбольном будущем. Так Рита повлияла на карьеру двух разных, но знаковых футболистов для Италии.
Ещё одна проблема – это уход Дзоффа из «Ювентуса». Ни при Джовании Трапаттони, ни при Джиджи Майфреди Тото так и не заиграл. Вдобавок он стал часто ссориться с партнёрами, чего ранее за ним не водилось, а потом и вовсе подрался с Роберто Баджо. Трапаттони удалось уладить конфликт простым способом. Он принёс в раздевалку боксёрские перчатки, и футболисты эту иронию оценили.Всё это говорило об одном: Скиллачи осознал, что его чутьё куда-то пропало, и потому испытывал стресс. За сборную после чемпионата мира он забьёт лишь однажды.
Дела стали обстоять ещё хуже, когда за Сальваторе стали пристально следить. Каждый защитник хотел показать себя на фоне обладателя "Золотого мяча". А опекали нападающего достаточно жёстко, и Тото изрядно доставалось. Следовательно, без травм он уже не обходился.Попытка же найти себя в «Интере» оказалась тщетной, так как основным форвардом был Денис Бергкамп - будущая звезда «Арсенала». Роль вечного запасного Скиллачи не очень-то нравилась, поэтому из «Интернациона́ле» ему пришлось уйти. И путь его теперь вёл в J-лигу.
В дальнейшем он дважды женится и дважды разведётся. Станет участником программы «Необитаемый остров» и даже победит в ней. Но люди быстро забудут о Скиллачи, ведь его появление в футболе оказалось недолговечным, не смотря на яркое появление.
Трибуны шумят, матч закончен. Кавалер Ордена Итальянской Республики, бронзовый призёр и лучший бомбардир чемпионата мира 1990-го года, обладатель "Золотого мяча", звезда «Мессины» закончит необычную карьеру в Японии в тридцать три года, отыграв при этом в стране восходящего солнца три сезона.
Он словно призрак, которого увидели, но запечатлеть не смогли. Его карьера будто вспышка - неожиданно появился и тут же исчез. Невольно задаёшься вопросом, а было ли что-то?Но история говорит – было. Был такой необычный игрок, и звали его Сальваторе Скиллачи.