8 самых известных историй, когда российских футболистов уличали в договорняках
Госдума сегодня приняла в третьем окончательном чтении президентский законопроект, направленный на борьбу с договорными матчами. Вспоминаем самые известные истории, когда российских футболистов публично уличали в нечестной игре и надеемся, что теперь подобного не будет.
1. 27 мая 1996 года. “Динамо” (Санкт-Петербург) – “Иристон” (Владикавказ) – 3:4 (1:1)
Единственный договорной матч в истории российского футбола, расследование которого не затерялось в коридорах МВД, а закончилось снятием одной из команд с чемпионата.
За день до игры два представителя “Иристона” пригласили капитана “Динамо” Николая Чуракова в кафе “Швабский домик”, где предложили ему 1000 долларов за лояльность на поле. Чураков неожиданно отказался, но тут же начал подозревать партнеров и прямо перед игрой попросил их сыграть честно. Дальше были две грубые ошибки защитников, непонятные действия вратаря в моменте с дальним ударом – и на табло уже 3:4.
Шумные и неприятные разбирательства начались еще в раздевалке: узнав про напутственную речь Чуракова, руководство “Динамо” решило вмешаться и узнать, в чем дело. Чураков тут же рассказал про встречу с людьми из “Иристона”, вскоре изложил все свидетельства в письменном виде и вместе с гендиректором “Динамо” поехал в Москву к главе ПФЛ Николаю Толстых. Расследование закрутилось с новой силой, к делу подключили МВД, и уже в июне “Иристон” был исключен из второго дивизиона.
2. 3 ноября 1996. “Зенит” – “Спартак” – 1:2
Целых полтора года вокруг этой игры не было никакого шума – пока зимой 1998 года бывший нападающий “Зенита” Сергей Дмитриев не дал резонансное интервью газете “Калейдоскоп”. Дмитриев сказал, что матч со “Спартаком” сдал один человек, который своей нечестной игрой отнял у команды приличные премиальные от “Алании”. Интервью всколыхнуло весь российский футбол, и подробности почти забытого дела начали появляться практически везде.
25 февраля 1998 года “Спорт-Экспресс” вышел со скандальной первой полосой – “Садырин обвиняет Березовского в том, что тот по настоянию Мутко сдал матч со “Спартаком” в 1996 году”. В тот день Садырин был очень откровенен: “Ребята, игравшие в “Зените”, рассказывали, что Березовский сам признался, что сдал матч. Думаю, он сделал это по настоянию Мутко”. Спустя неделю заслуженный тренер отказался от своих слов, а провоцировавший разбирательства Дмитриев не явился на специальное заседание КДК. Березовского признали невиновным.
«Зенит» – «Спартак» – 1:2. Полная запись матча
«Спорт-Экспресс» за 25 февраля 1998 года – интервью о матче «Зенит» – «Спартак»
3. 14 сентября 2004 года. “Балтика” – Черноморец” – 1:0
Все началось с калининградской газеты «Новые Колеса”, опубликовавшей стенограмму телефонных разговоров, в которых президент “Балтики” Дмитрий Чепель открыто ведет переговоры с гендиректором новороссийского “Черноморца” Борисом Хутом о покупке домашнего матча. Чепель жонглировал серьезными суммами – от сорока до ста тысяч долларов, а также обсуждал возможность покупки судей. В увлекательной многосерийной беседе, постоянно сдабриваемой матом, следствие могло найти много полезных деталей – даже депутат областной думы Игорь Рудников не стал дожидаться итогов и прямо заявил: «Чепель договорился об итоге матча с Хутом и президентом “Черноморца Владимиром Подобедовым”.
На итоговом заседании КДК в матче “Балтика” – “Черноморец” никто так и не усмотрел признаков неспортивной борьбы. Дисциплинарное дело было закрыто и забыто, а уголовное – так и не возбуждено. Дмитрий Чепель который год возглавляет калининградскую федерацию футбола и до сих пор отрицает подлинность записи телефонных переговоров.
Стенограмма переговоров Чепеля и Хута
4. 4 октября 2007 года. «Смоленск» – «Спортакадемклуб» – 0:1
Спустя пару недель после матча в газете «Рабочий путь» член правления «Смоленска» Олег Соболев признался, что до игры тренеру команды Владимиру Силованову и нескольким игрокам звонил неизвестный с предложением сдать матч за миллион рублей. На основании этих публикаций местный ОВД провел проверку, в ходе которой была установлена личность звонившего – им оказался некий Ираклий Гегечкори.
Когда показалось, что российский футбол находится на пороге революции и вот-вот будет раскрыто громкое дело, расследование застыло. Гегечкори не могли найти около года, показания он дал только по факсу и при этом заявил, что никогда ни с кем не связывался по поводу матча «Смоленск» – «Спортакадемклуб». Следствие провело восемь дополнительных проверок, но даже после всех утомительных процедур уголовное дело возбуждено не было. В сентябре 2009 года все материалы находились в Следственном управлении при УВД Смоленской области, но с тех пор о них не было слышно и слова.
Полная хроника расследования возможной сдачи матча «Смоленск» – «Спортакадемклуб»
5. 8 октября 2008 года. Рассказ главного тренера “Волочанина-Ратмира” Косогова о суровой реальности российского футбола
На рядовой пресс-конференции, которая проходила с скромном помещении, больше напоминающем небольшой школьный класс, чем конференц-зал, Косогов выдал поистине шокирующие признания.
“Когда я в 2004 году работал со Стукаловым в тульском «Арсенале», приезжали играть с «Тереком» в Пятигорск. К нам подходит судья Ломалиевич (Лом-Али Ибрагимов) и говорит: «Отдайте нам игру, нам надо зафиксировать первое место. Вот вам 60 тысяч долларов на всю команду». Стукалов отказался, он – честный человек. «Ну, тогда мы все равно отдадим судьям». Во втором тайме упал болельщик на трибуне, дали пенальти, и все закончилось. Ломалиевич мне говорит: «Только две команды с нами играли! Все остальные приезжали, мы отдавали им премиальные».
Услышав это и еще несколько других высказываний, руководители РФС решили провести хоть какую-то проверку и собрали письменные объяснения от упомянутых лиц. Но в итоге наказан был только Косогов – ему выписали штраф на 100 тысяч рублей. Как он признался позже, о сказанном ему уже приходилось жалеть: “Жалел, что без фактов на руках этот разговор завел. Может, и к месту, может, и ко времени, но бездоказательно и огульно выступил”.
Владимир Косогов: «Надеюсь, мои слова принесли хоть какую-то пользу»
6. 12 сентября 2009 года. “Москва” – “Амкар” – 0:2
“Москва” проводила замечательный сезон. Тогда не было видимых предпосылок для исчезновения команды, а перед роковым матчем с “Амкаром” она – в это трудно поверить – занимала третье место. Летом прошлого года бывший гендиректор “Москвы” Игорь Дмитриев сделал шокирующее заявление: тот матч команда сдала.
“Есть у меня хобби – в начале сентября с друзьями сплавляемся на байдарках по северным рекам. В одной точке нас вертолет выбрасывает, в другой подбирает. Мобильники там не ловят. Я уехал, а здесь «Москва» внезапно проиграла «Амкару». Потом долго смотрел матч, анализировал – и многое стало ясно. Игру сдали”.
«Москва» – «Амкар» – 0:2. Видеообзор игры
7. Осень-2010. Четыре человека уличены в ставках против своих команд
В сентябре 2010-го ПФЛ официально объявила о начале расследования в отношении тренеров барнаульского “Динамо” Сергея Кормильцева и Вадима Биткина, начальника астраханского «Волгаря-Газпрома» Бориса Башкина и футболиста «Пскова-747» Валерия Алексеева. Все они делали ставки против своих команд и выигрывали благодаря этому деньги.
Гендиректор ПФЛ Андрей Соколов заявил, что все ставки могли быть основаны на определенном знании о том, как закончатся игры, и что игра на тотализаторе – в любом случае нарушение. Президент РФС Сергей Фурсенко пообещал разобраться в этой ситуации и не обманул: уже в октябре все фигуранты дела были на год отстранены от любой работы в футболе.
Сергей Кормильцев: “Оправдываться неохота. Никого не хочу подставлять. Мой недостаток – доверчивость. Да, ситуация некрасивая, пятно на имя, но, надеюсь, не крест на карьере. Я об игроках барнаульского «Динамо» думал, чтоб было, что пожрать мужикам после игры”.
8. Лето-2012. Александр Тукманов уличает четырех игроков “Торпедо” в сдаче матчей
В начале июля президент “Торпедо” Александр Тукманов стал едва ли не главным ньюсмейкером российского футбола – всего за неделю он обвинил четырех бывших игроков команды в сдаче матчей. Под подозрение попали Игорь Чернышов, Владимир Бондаренко, Александр Малыгин и Артем Самсонов.
Комиссия по борьбе с договорными матчами чуть ли не впервые в своей истории начала работать по назначению и провела целых 13 рабочих собраний, в ходе которых поговорила со всеми фигурантами дела. Больше того, Анзор Кавазашвили признал, что трое (кроме Самсонова) осознанно совершали ошибки. Позже был найден “кассир” – игрок, который ведет переговоры и раздает деньги сообщникам. Им стал Владимир Бондаренко.
Пока не очень понятно, чем закончится эта необычайно прозрачная для России история, но можно только порадоваться, что о договорных матчах теперь хотя бы говорят.
«Предлагаю РФС официально ввести детекторы лжи». Сергей Галицкий о договорных матчах