Сибирский пряник. Как Евгений Савин надеется вернуться в Премьер-лигу
Еженедельник «Футбол» навестил бывшего нападающего «Амкара» и «Крыльев Советов» Евгения Савина, который пытается обрести футбольное счастье в тульском «Арсенале».
«Камп Ноу»
– А вот и наш «Камп Ноу», – говорит Савин с улыбкой, выходя из подтрибунного помещения к залитому светом футбольному газону. Неудачи последних лет не отбили у него желания шутить, и одно это вызывает уважение. «Камп Ноу» Евгений называет стадион тульского «Арсенала», игроком которого он стал в последний день зимнего трансферного окна. Савин тогда «разводился» с «Уралом» и хотел как можно скорее начать новый этап карьеры.
– Я такой человек, который в любой ситуации старается искать позитив и чему-то учиться. Вторая лига меня не пугала: Тула – это футбольный город плюс работа с Аленичевым, – признается Савин, шагая к кромке поля. – Первый разговор с тренером был таким: «Жень, я знаю твои возможности. Вторая лига – недоразумение, ты обязан вернуться на прежний уровень. Работай, а в остальном мы поможем». Это обманчивое впечатление, что здесь нет футбола. Тем более что у соперников «Арсенала» двойная мотивация. Да, клуб из Выксы был обыгран нами со счетом 8:0, но стоящий еще ниже «Металлург-Оскол» мы дома победить не смогли. А потом эта команда не проигрывала еще матчей пять. Вторая лига – на самом деле довольно непредсказуемый турнир.
Потоптав немного газон, поднимаемся на VIP-трибуну – туда, где обычно сидят самые важные гости. Посмотрев на поле глазами болельщика, Савин решает, что нужно сделать снимок для Instagram. Проходит несколько секунд, и коллекция фотографий пользователя sava9 пополняется очередным кадром. Евгений показывает еще один снимок, на котором памятник Ленину соседствует с кремлевской стеной. Сочетание, традиционное для многих российских городов.
– Тула мне очень нравится, честно. Люди здесь добрые, буквально живут футболом. Когда клубный автобус везет команду на матч, вижу, что нам машут даже бабушки, – восхищенно рассказывает Савин. – А еще у меня есть такое фото: человек в атрибутике «Арсенала» едет по проспекту Ленина на капоте машины! Я сталкивался с похожей ситуацией в Самаре и могу сказать, что это очень круто. Маленькое футбольное счастье.
Посещаемости игр «Арсенала» могут позавидовать многие клубы Премьер-лиги. На трибунах собирается в среднем восемь тысяч зрителей, а во время особо важных встреч – десять-двенадцать.
От такого голова может пойти кругом, но, несмотря на бурное прошлое, звездой Савин себя не ощущает. Звезда в «Арсенала» одна – главный тренер команды Дмитрий Аленичев. Евгений отмечает его феноменальную работоспособность. Говорит, что даже после того как туляки обеспечили себе первое место и отправились в мыслях на банкет, Аленичев призывал их не расслабляться и указывал на сильные стороны оставшихся соперников.
– Я знаю человека четыре месяца, но могу выразить ему огромное уважение за порядочность. И за воспитание, – говорит Савин. – Давно не встречал таких достойных людей, тем более в футболе.
Рука и сердце
Даже оказавшись во второй лиге, Савин не изменяет привычкам, оставшимся у него со времен выступлений за молодежную сборную. Когда перед матчами команды выстраиваются в шеренгу и звучит гимн России, Евгений зачастую оказывается единственным игроком, кто держит руку у сердца.
– Действительно, эта привычка осталась еще с тех времен, – подтверждает Евгений. – Когда играет гимн, бегут мурашки и накатывают приятные воспоминания. Надеть футболку сборной, пусть даже молодежной, очень приятно. Порой я смотрю на происходящее в стране с иронией, но все равно остаюсь патриотом. И нисколько не стыжусь этого.
Футболку «молодежки» Савин надевал в отборочном цикле Евро-2007, который уместился в четыре игры. Обыграв финнов и венгров, наша команда вышла в «стыках» на Португалию во главе с будущим тренером «Локомотива» Жозе Коусейру. Московский матч завершился крупной победой россиян – 4:1, а Савин забил один из мячей. Делясь впечатлениями от взятия ворот, Евгений родил крылатое выражение, которое ему не раз потом припоминали, – «угол головы». На выезде же российской команде было не до смеха: пиренейцы забили три безответных мяча и оказалась в выигрыше. Тот матч запомнился спорными судейскими решениями и тем, что молодежная сборная России приехала в Португалию без главного тренера: разрывавшийся между двумя командами Александр Бородюк находился в расположении первой сборной и давал указания Виктору Лосеву по телефону. Вспоминая о неудаче, Савин становится заметно грустнее.
– Получилось все, как всегда... Вроде бы были достойны выйти в финальный турнир, но опять чего-то не хватило, – говорит он, смотря куда-то под ноги. – Думаю, дело в психологии. Сейчас понимаешь, что нужно было более уверенно и сконцентрировано подойти к этой игре и, несмотря на судейские ошибки и прочее, увезти из Португалии ничью. Или даже поражение, но которое нас устроило бы. Не сложилось. Жаль, потому что Александр Генрихович создал такую атмосферу, что в сборную было реально приятно приезжать. Самое большое разочарование – даже не поражение, а что тот созыв «молодежки» прекратил свое существование.
С подобной атмосферой Савин столкнулся позже и в главной сборной страны, куда его вызывал Гус Хиддинк. И хотя выйти на поле Евгению не удалось, «мега-радужные» воспоминания о работе с голландцем обречены попасть в число главных итогов его карьеры.
Савин-сибиряк
Савин из тех людей, кто сделал сам себя. Его детство прошло в Тобольске, если и знаменитом футбольными воспитанниками, то в самую последнюю очередь. Люди, начинавшие здесь футбольную карьеру, нередко здесь же ее и заканчивали. Чтобы не оказаться в их числе, Евгений уговорил родителей отдать его в волгоградский спортинтернат, находившийся рядом с базой «Ротора». Там он увидел вживую Олега Веретенникова, Валерия Есипова и других звезд команды, а у Михаила Осинова даже выпросил старенькие бутсы.
– Когда уезжаешь ребенком из дома и начинаешь взрослую жизнь, понимаешь, что нужно приложить все усилия, чтобы заиграть в футбол. Мама переживала, звонила чуть ли не каждый день, хотя это было дорого и мобильные телефоны еще не стали обязательным атрибутом. Тем более что я из очень простой семьи. Спасибо родителям, что они поверили в меня и отпустили за три тысячи километров. В противном случае я бы ни на каком уровне не состоялся как футболист. Сейчас провожу на родине детские турниры, пытаюсь зажечь маленькие звезды.
Савин как-то рассказывал, что первым тренером, который занялся с ним тактикой, был Дмитрий Галямин. Произошло это уже в «Томи», за которую Евгений выступал в двадцать лет. Но неужели в школе не было ничего подобного?!
– Если честно, при всем уважении к своему футбольному образованию, не было, – спокойно говорит Евгений. – Достаточно сказать, что в интернате был один тренер, который сам толком в футбол не играл. Так что, может быть, оно и к лучшему, что нас не учили тактике… К сожалению, российские реалии таковы, что лишь в двадцать лет тебе начинают объяснять, что на поле существуют какие-то зоны и ты можешь в них врываться. Все приходит с опозданием. Но, как сказал один хороший человек, есть люди талантливые, а есть хорошо обучаемые. И еще неизвестно, кто где окажется при должном усердии. Готовность учиться у меня была всегда, так что я смотрю вперед с перспективой и радужными мыслями.
Уроки географии
Бутсы Осинова – едва ли не единственное, что связывает Савина и основу «Ротора». Промариновавшись в дубле волгоградцев, где у него не было особых перспектив, Савин получил вольную. Первый полноценный сезон он провел в клубе с поэтичным названием «Рязань-Агрокомплект». Всезнающая статистика утверждает, что Евгений сыграл в тот год 35 матчей и не забил ни одного мяча. На всякий случай уточняю, не в воротах ли его использовали.
– Практически, – улыбается Савин. – В нападении выступали местные звезды и легенды, а мне приходилось выходить на самых разных позициях. Даже на месте крайнего защитника. Но я нормально ко всему относился. Это было настоящее боевое крещение со всеми атрибутами низших лиг. Не дай бог, ты ошибся в игре – за те три тысячи, которые кто-то мог недополучить, в раздевалке так «пихали»!
Забивать Савин начал в составе «Томи», которая при его непосредственном участии вышла в Премьер-лигу. Но возглавившему команду в конце года Борису Стукалову Савин оказался не очень-то нужен. Пришлось Евгению ехать в Махачкалу к Галямину. Рассказывая об этом, Савин в очередной раз демонстрирует веселый нрав: говорит, что жить там было совсем не страшно, никто не обижал, да и в футбольном плане он был доволен. В то время в Махачкале подобралась боевая команда, хотя и без Самюэля Это’О. Вот только, как это часто бывает, футбол закончился, едва закончились деньги. Когда амбициозный махачкалинский проект был свернут, Савин оказался в «Химках», где получил возможность испытать себя на прочность. Составу подмосковной команды тогда могли позавидовать многие клубы второй восьмерки Премьер-лиги, а возглавлял ее «железный человек» Павел Яковенко.
– Я знал, куда шел, поэтому достаточно легко перенес то время. Да, тренировки были длиннее и тяжелее, чем все привыкли, но ничего космического в них не было, – отмечает Савин. – Какое упражнение самое сложное? Если не брать те, что без мяча, какие-то легкоатлетические моменты, то, наверное, квадрат «11 на 11» на все поле. Помню, когда играл против Сашки Данишевского, пришлось хорошенько побегать.
Друг из «Терека»
Дальше в карьере Савина была Премьер-лига. Разговор о ней начинаем по дороге в самое сердце Тулы – к кремлевской стене. В машине у Савина внезапно обнаруживается футболка «Терека». Евгений убивает интригу, признаваясь, что это майка Олега Иванова, с которым он играл в Самаре.
– На днях виделись в Москве, подарил. А вообще я майки не коллекционирую. «Уважаемый Роберто Карлос, можно вашу футболку?» – это не моя история, – объясняет Евгений, усаживаясь за руль. – Я дружу с Ивановым, Пашкой Яковлевым, Ренатом Сабитовым. Вообще стараюсь следить и переживать за тех, с кем играл раньше. Допустим, если встречаются «Амкар» Жоры Пеева и «Крылья» Вани Таранова, то больше болею за конкретных людей, без привязки к клубам.
В «Амкаре» Савин дебютировал в 2006 году, когда там еще не было никакого Пеева, и до сих пор не устает благодарить Сергея Оборина за предоставленный шанс: «брать человека из первой лиги без всякого просмотра – огромный риск». Появление в высшем уровне нападающий отметил шестью забитыми мячами, один из которых – «Москве» со штрафного метрах в сорока – получился ну очень эффектным.
Не москвич
– Не могу понять, как вы живете в Москве, – Евгений выжимает педаль газа. – По выходным еще ничего, но в будни мне, провинциалу, там точно делать нечего. В Туле поспокойнее, и меня это полностью устраивает. А вообще я влюблен в Санкт-Петербург, там у меня квартира. Живу на Петроградке, рядом с Антрепризой имени Андрея Миронова: ходи – не хочу.
Роман с Москвой у Савина действительно не сложился. Когда-то давно, на пути из Рязани в Томск, Савин провел год в дубле «Локомотива». Но от попадания в основной состав он был так же далек, как сейчас далек от вызова в сборную. А летом 2007 года сорвался его переход в ЦСКА, считавшийся свершившимся фактом. На сайте армейцев даже появлялась новость с фотографией Евгения в форме клуба. В какой-то степени та история стала ключевой в карьере Савина.
– Ожидание утомляло, – вздыхает Евгений. – Все понимали, что переговоры ведутся, но развязка не наступала. Я считаю, что во многом это следствие некомпетентной работы моего тогдашнего менеджера. Все должно было происходить быстрее и безболезненнее для футболиста. Срыв сделки – также ошибка людей, представлявших мои интересы. И хотя я продолжил работать с ними, надо это признать.
В ЦСКА Савин провел лишь четыре тренировки. Еще была у армейцев игра с «Сатурном», за которой Евгений наблюдал с трибуны, и пара разговоров с Газзаевым, благодаря которым Савин смог оценить энергию Валерия Георгиевича. А потом раздался звонок президента «Амкара»: «Женя, не получилось, нужно возвращаться»…
– Подписываешь контракт, получаешь форму, надеешься вырасти в игрока топ-команды – а получается вот что. Попереживал немного, конечно. Но это жизнь, ничего страшного, – говорит Савин, давая понять, что эту страницу он давно перевернул. – В Перми меня встретили здорово, вот только я почему-то перестал попадать в состав. Не сказать, что приехал и не тренировался, – такого у меня вообще никогда не было. Просто Рахимов перестал видеть меня в команде, может быть, он думал, что я не готов психологически.
С одним крылом
Через полгода переход Савина все-таки состоялся. Он стал игроком самарских «Крыльев Советов», которые, может быть, были не столь имениты, как ЦСКА, «Локомотив» или донецкий «Шахтер», куда сватали Евгения раньше. Но у Самары имелись свои козыри: репутация футбольного города, тренер Леонид Слуцкий, который выступил инициатором перехода и наличие в составе футболистов, играть с которыми было не только приятно, но и почетно. Среди них был и Ян Коллер – самый высокий футболист, когда-либо встречавшийся Савину.
– Самый высокий и мощный, – уточняет Евгений, паркуя автомобиль на центральной площади города. – Он не просто Питер Крауч, который при высоком росте имеет худощавое телосложение, а настоящая машина. В Яне всегда поражала его скромность. Несмотря на все его заслуги, он спокойно ездил по Самаре на клубной «Шиве Ниве» и абсолютно не парился. Хотя жил в Монако. Большой человек с большой буквы! Я вообще нисколько не жалею, что ушел в «Крылья Советов». Самара-2008 – это было супер! Слуцкий всегда пытался поддерживать в команде семейную атмосферу, человек сорок собиралось после игр.
Атмосфера в клубе испортилась после «странного» матча с грозненским «Тереком». Евгений забил в той игре два мяча, но его команда проиграла, да так, что только ленивый не обвинил самарцев в сдаче игры.
– После той встречи «Крылья» начали сыпаться, – вспоминает Савин. – Все кончилось тем, что нам абсолютно перестали платить деньги. Можно сказать, что матч с «Тереком» стал переломным моментом.
С каждым годом «Крылья» летали все ближе к земле, то есть к зоне вылета. Долги росли как снежный ком, клуб не мог заявлять новичков, отдельные матчи пришлось проводить полудублем. Не радовал результативностью и Савин. Мысленно возвращаясь назад, Евгений признает, что в тот момент нужно было сделать шаг в сторону. Тогда бы и в поле зрения Хиддинка было проще остаться.
– Никто меня не держал, просто было желание остаться с командой и помочь, – Савин объясняет, почему не ушел в более стабильный клуб. Создается ощущение, что объясняет прежде всего себе. – Можно было подать заявление в Палату по разрешению споров и разорвать контракт. Но я верил, что все будет хорошо. Люди там так болеют!..
Ставка на футбол
Когда Савин переходил (точнее, возвращался) в «Томь», финансовые проблемы сибиряков уже не были секретом. Получилось, что решившись после долгих раздумий на смену обстановки, глобально он ничего так и не поменял. «Томь» образца переходного сезона – это последнее место в таблице, шестнадцать матчей без побед и двенадцать игр без голов.
– Ну да, ну да… Опять же это предложение моих менеджеров. Хотелось играть в футбол, поэтому я согласился. Теперь можно сказать, что ошибся. Но в российском футболе ничего не известно заранее. Спокойно себя могут чувствовать – команд, а в остальных все время какие-то проблемы, – Евгений делает вид, что и в этой неудаче он не видит ничего страшного.
А потом был Екатеринбург. Подписывая контракт с «Уралом», Савин выражал надежду, что останется в команде надолго, но всего через год у игрока и клуба было только одно желание – больше никогда друг друга не видеть.
– 2012 год – самый сложный в моей карьере. Перед командой стояла задача выйти в Премьер-лигу, но мы ее не решили. Я получил неприятную травму, которая и оперативного вмешательства вроде бы не требовала, и не отпускала. Приходилось ездить в Германию. На фоне этого начались проблемы с руководством, люди решили, что я приехал в первую лигу заниматься ерундой. Потом начались семейные проблемы, мне пришлось развестись с супругой. Так что переход в «Арсенал» – вызов для меня. Когда-то я дорос от КФК до сборной, теперь готов засучив рукава повторить этот путь. Я говорил Аленичеву: «Если надо, закрывайте меня на базе». Как пацан двадцатилетний! Для меня сейчас футбол – самое главное, не считая родителей и друзей.
Зимой Савин мог оказаться в «Тюмени». Выбор между Тулой и домом дался ему нелегко, но Евгений посчитал, что выиграет в футбольном плане, если перейдет в «Арсенал». Хотя в Сибири он мог зарабатывать значительно больше.
– Я никогда не был такого мнения о себе: мол, я, Евгений Савин, который вызывался в сборную, поэтому не поеду ни на какой просмотр. Даже когда я был без команды и люди могли подумать, что я не играю, потому что стал пьяницей или наркоманом, я всегда говорил: ребята, только пригласите, я приеду даже за свои деньги и покажу, что еще могу играть в футбол.
Расстаемся с Евгением у Московского вокзала. Вечером Савина ждет тренировка, на которой болельщики «Арсенала» вручат ему приз как лучшему игроку весны – огромный пряник. В заключительной игре сезона нападающий отблагодарит их пятью мячами в ворота липецкого «Металлурга» и приведет соотношение игр и голов за туляков к единице. Впереди у Савина и его команды еще более сложный экзамен – выступление в Футбольной национальной лиге. В последние годы Евгению слишком часто не везло, и еще одного права на ошибку у него просто нет.
Ярослав Кулемин
Фотографии: РИА Новости, Ярослав Кулемин
Где комфортнее всего играть футболистам сборной России? В чем бывший акционер «Спартака» и «Динамо» солидарен с Жозе Моуринью? Как скоро может быть организован Объединенный чемпионат России и Украины? На кого из новичков ФНЛ стоить обратить особое внимание? В чем причины неудачи сборной Испании в финале Кубка конфедераций? Об этом и многом другом - в новом номере еженедельника «Футбол».
Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях:
Перспективы у него тогда и правда были хорошие.Удачи Евгению.
очень хорошо помню его интервью в КС, когда там были финансовые проблемы и никто из рук-ва даже не хотел общаться с журналистами, а Савин вышел к болельщикам и журналюгам, пообщался с ними, сказал, что останется влюбом случае.
молодец в общем. да и игра с тереком, он 2 забил, не знал о договорняке что ли?)