Команды, которые мы не забудем. «Милан» 1993-1994
В очередной главе ностальгического сериала Sports.ru Алексей Логинов восхищается «Миланом» Фабио Капелло, который сумел остановить непобедимую «Барселону» Йохана Кройфа.
«Милан» с Кубком чемпионов 1993/94. Фото: REUTERS
Даже смерть той команды была прекрасна. 3 мая 1998 года на «Стадио Олимпико» «Рома» во главе с Франческо Тотти, Луиджи Ди Бьяджо и Пауло Сержио громила «Милан». С первых минут банда Зденека Земана вихрем прошлась по защитным порядкам гостей. Тренер «россонери» Фабио Капелло поначалу вскакивал, хмурил брови, пытаясь докричаться хотя бы до ветеранов Донадони и Мальдини, но после пятого гола в ворота Себастьяно Росси понуро опустился на скамейку.
На самом деле эта игра не имела какого-то особого значения – сезон был уже безнадежно провален. Так ли уж важно – занять девятое или десятое место? Гораздо более значимым было присутствие в VIP-ложе Нильса Лидхольма – человека, которого Капелло всегда называл учителем.
La Gazzetta dello Sport была безжалостна: «Милан», мне стыдно». После матча разгневанные тифози штурмовали автобус «россонери», устроили демонстрацию, окружив штаб-квартиру клуба, и требовали отставки тренера, на которого молились еще несколько лет назад. Благодарности эта публика не знает. В тот день оскорбленный Капелло бросил в сердцах, что никогда не вернется на виа Турати.
Наследство Арриго Сакки
Капелло сдержал слово, навсегда расставшись с командой, которую он возглавлял аж три раза. Самой запоминающейся стала вторая попытка в 1991 году, когда бывший тренер Примаверы сменил ушедшего в сборную Италии Арриго Сакки. В наследство ему достался клуб во главе с прославленным голландским трио. Ту команду в народе называли «Миланом Сакки» или «Миланом голландцев», и новый алленаторе был обречен пребывать в их тени. Любой, кто оказывался на «Сан-Сиро», прежде всего искал глазами черную шевелюру Руда Гуллита и лишь потом обращал внимание на тренера-пижона в костюме. У того «Милана» было всего лишь две небольшие проблемы: «россонери» потеряли статус лучших в Европе, да и с чемпионскими титулами в Италии дела обстояли тоже далеко неблестяще – скудетто в дебютном сезоне так и осталось для Сакки единственным.
У великого клуба должен быть заклятый соперник, с которым он обязан рано или поздно сразиться в честном бою. Таковым для «Милана» периода Сакки мог бы считаться мадридский «Реал», разгромленный с неприличным счетом в полуфинале Кубка чемпионов, но для конца восьмидесятых это было как-то мелко. Все последние успехи Королевского клуба случились в далекие шестидесятые, а до нового расцвета оставалось еще с десяток лет. По понятным причинам на эту роль не мог претендовать и румынский «Стяуа», с которого Гуллит и ван Бастен сняли скальп в финале КЧ-89. А год спустя все испортил бельгийский арбитр Марсель ван Лангенхов, засчитавший мяч, забитый рукой в ворота «Олимпика». В результате в финал незаслуженно попала «Бенфика», а расстроенный Жан-Пьер Папен, лидер французов, даже пропустил трансляцию матча, во время которого Франк Райкард восстановил справедливость. Cвидание двух грандов опять сорвалось, хотя суперклуб Бернара Тапи был уже полностью готов бросить вызов царствовавшему в Европе «Милану».
Но ждать оставалось недолго. Уже в следующем розыгрыше итальянцы и французы схлестнулись в четвертьфинале. Первый матч на «Сан-Сиро» завершился вничью 1:1, а в ответной игре произошел скандал. После гола Криса Уоддла «россонери», возмущенные беспорядками на трибунах «Велодрома», ушли в раздевалку и на поле так и не вернулись. УЕФА засчитал «Милану» техническое поражение, а также влепил годовую дисквалификацию на участие в еврокубках. Так бесславно завершилась первая битва с французским суперклубом, которому тоже не суждено было праздновать успех. В финале «Црвена Звезда» отбивалась 120 минут, а в серии пенальти была безупречна. В тот день в Бари на стадионе «Сан-Никола» шампанское из Кубка чемпионов пил счастливый Деян Савичевич.
Первый скудетто
Именно в этот момент в клуб и пришел Фабио Капелло, который хоть сразу и не стал рушить созданное предшественником, все-таки начал перестраивать команду под себя. Уже в первый его год в «Милане» появились несколько важных футболистов. Прежде всего, это был двадцатилетний Деметрио Альбертини, которому тренер оказывал абсолютное доверие. На десять лет он забронировал себе место не только в клубе, но и в сборной Италии. В том же году у загребского «Динамо» был куплен Звонимир Бобан, которого сразу же отдали в аренду на один сезон в «Бари». Он обладал неподражаемой техникой и был одним из немногих, кому вспоследствии Капелло дозволял импровизировать. Итальянская пресса боготворила хорвата – до самого конца карьеры в «Милане» он заслуженно получал высшие оценки.
В первом же сезоне был завоеван скудетто, ставший для «Милана» двенадцатым. В тот год солировал Марко ван Бастен, забивший 25 мячей. Почти вся команда (кроме Альбертини) состояла из футболистов, игравших еще у Сакки. В последнем туре «Милан» вволю покуражился на «Фоджей» Зденека Земана. В матче на «Пино Дзаккерия», который обслуживала бригада Пьерлуиджи Коллины, был зафиксирован счет 8:2 в пользу гостей. Гуллит, ван Бастен и Мальдини расстреливали несчастного Франческо Манчини, голкипера «Фоджи». Отчаявшийся Земан, выкуривший за матч пачку сигарет, бросил в бой Игоря Колыванова, но распоясавшийся «Милан» ответил еще четырьмя голами.
Фабио Капелло стоял у бровки поля и, скрестив руки, наблюдал за происходящим. Только что он выиграл первый скудетто в качестве тренера и теперь получил право уничтожить эту команду, чтобы создать свой «Милан». Лишь ему было в тот день ведомо, что пляски на костях несчастной «Фоджи» – лебединая песня «Милана» Арриго Сакки, навсегда уходящего в историю.
Деметрио Альбертини. Фото: Fotobank/Getty Images/Allsport/Shaun Botterill
Спустя три года перестройка была закончена. Завершил карьеру и отправился к учителю в сборную Карло Анчелотти, вернулся из Бари Звонимир Бобан, прибыли черногорец Деян Савичевич и француз Жан-Пьер Папен. За рекордную сумму в 18,5 миллиардов лир был приобретен Джанлуиджи Лентини, взрывавший левую бровку. Его многообещающая карьера не состоялась из-за любви к прекрасному полу. Накануне сезона 1993/94, спеша на свидание с экс-супругой Сальваторе Скилаччи, он попал в аварию, несколько дней пролежал в коме, смог вернуться в футбол, но прежним уже никогда так и не стал. В «Сампдорию» отправились знаковые игроки прошлого «Милана» – Руд Гуллит и Альбериго Эвани. Франк Райкард вернулся в Голландию, а из «Дженоа» пришел потрясающий крайний защитник – Кристиан Пануччи.
Скудетто шли один за другим, а в Лиге чемпионов команда добралась до финала, где уступила старому врагу – марсельскому «Олимпику». Но пройдет всего три месяца, и французский клуб постигнет крах: из-за участия в подкупе футболиста «Валансьена» он будет лишен титула чемпиона Франции и исключен из всех соревнований УЕФА. Одним соперником в Европе станет меньше. Некогда великий клуб моментально растащили, а «Милану» от этого пирога достался лакомый кусок – Марсель Десайи.
Другой «Милан»
«Милан» стал другим. От команды Сакки остались одни воспоминания. Эпохи великих тренеров лишь соприкоснулись. У них есть общие герои, но чем дольше Арриго тренировал сборную Италии, тем больше Фабио прибирал к рукам «Милан». Часто ошибочно Капелло считают последователем Сакки. На самом же деле они были едва ли не антагонистами, если не на словах, то на деле. Совсем как Ленин и Сталин. Первый – неистовый революционер, теоретик, профессор с безумными глазами, способный говорить о тактике часами, вгоняя в тоску блондинок на Sky. Второй – циничный практик, железной рукой устанавливающий диктатуру, не терпящий инакомыслия и повсюду расставляющий своих любимых опорников. Недаром кто-то из итальянских журналистов сказал, что всю эволюцию тактических взглядов Капелло можно проследить по его предпочтениям в выборе центральных полузащитников: от Альбертини и Десайи до Томмази, Виейра и Эмерсона.
Капелло в тот год наконец собрал банду, которой было суждено выиграть величайшее сражение девяностых и превзойти даже команду голландцев. Главной гордостью «Милана» тех лет была четверка защитников. Мальдини, Барези, Костакурта и Тассотти достигли такого уровня мастерства, что весьма средний вратарь Себастьяно Росси, никогда не игравший за сборную Италии, установил сухой рекорд, отстояв на ноль 929 минут, побив предыдущее достижение Дино Дзоффа. Оборона была возведена в культ, она диктовала манеру игры клуба. Достаточно было какому-нибудь Массаро, Симоне или Эранио протолкнуть мяч в ворота соперника, как матч можно было заканчивать. 1:0 – фирменный счет «Милана» Фабио Капелло. При таком положении дел заскучал даже Папен, почувствовавший, что тренер не связывает с ним долгосрочных планов. Сезон-1993/94 команда закончила на первом месте, забив всего лишь 36 мячей, что стало одиннадцатым результатом в Серии А.
Лига чемпионов
В Лиге чемпионов «Милан» легко преодолел начальные раунды и вышел в групповой этап. Одержав две победы и ни разу не проиграв, команда заняла первое место и вышла в полуфинал, где встретилась с «Монако». В составе французского клуба были такие звезды, как Жан-Люк Эттори, Эммануэль Пети, Винченцо Шифо, Юрген Клинсманн и Юрий Джоркаефф. Но борьбы не получилось – голы Массаро, Альбертини и Десайи вывели «Милан» в финал во второй раз подряд. Однако победа досталась дорогой ценой – удаление Алессандро Костакурты и желтая карточка Франко Барези исключали участие обоих в финальном матче.
«Барселона», соперник по финалу в Афинах, считалась явным фаворитам. Это была великолепная команда, вышколенная Йоханом Кройфом, в которой блистали Стоичков, Куман, Ромарио и Гвардиола. Даже итальянская пресса ставила на соперника «Милана».
Типичная расстановка «Милана» тех лет: 4-4-2
Расстановка на финал Лиги чемпионов: 4-4-1-1
Без дисквалифицированных Барези и Костакурты центр обороны «Милана» должен был рухнуть под натиском идеальной атакующей машины Кройфа. Тренер «Барселоны» и вовсе выглядел человеком, на все сто уверенным в победе, позируя фотографам в компании Марко ван Бастена. У Фабио Капелло же не было другого выхода, кроме как передвинуть Паоло Мальдини в центр, а в пару ему поставить Филиппо Галли. Мауро Тассотти, надевший капитанскую повязку в отсутствие Франко Барези, расположился на правом фланге, а место левого защитника занял привыкший играть справа Кристиан Пануччи, которого Капелло брал на место Тассотти.
Уже на первых минутах стали происходить удивительные вещи. Каталонские боги – Стоичков, Ромарио, Куман и Амор – попали под жесткий прессинг «россонери». Оборона «Милана» во главе с ретро-защитником Филиппо Галли действовала безупречно. Деметрио Альбертини выжигал центр поля, на левом фланге смело шел в обводку юный Кристиан Пануччи, а Деян Савичевич буквально разрывал защиту «Барселоны». После очередного сольного прохода любимчик Сильвио Берлускони отдал гениальную передачу Даниэле Массаро, который ударом в падении открыл счет. Пока соперник приходил в себя, «россонери» нанесли еще одну пробоину каталонскому судну – на последней минуте тайма Роберто Донадони прошел защитников «Барселоны», словно стоячих, и сделал передачу на Массаро с левого фланга. Чемпион мира 1982 года был точен – 2:0. В этот момент Капелло направился к скамейке, держа руки в карманах, а его помощник Итало Гальбьяти от радости чуть не запрыгнул шефу на голову. Камера выхватила совершенно растерянные глаза ничего не понимающего Кройфа, и под вопли Бруно Пиццуля: «È gol del Milan! È gol del Milan!» – завершился первый тайм.
Окончательно добил «Барселону» все тот же Савичевич. Обокрав Надаля на правом фланге, он невероятным обводящим ударом перекинул Андони Субисаррету. Вратарь каталонцев пребывал в ярости. Марсель Десайи довершил разгром. Финальный свисток. Капелло, обнимающийся с прорвавшими кордоны тифози. Брызги шампанского. Мауро Тассотти, поднимающий Кубок чемпионов и Даниэле Массаро, облаченный в трофейную футболку «Барселоны» – таким этот день запомнится навсегда.
Роберто Донадони. Фото: Fotobank/Getty Images/Allsport/Shaun Botterill
На следующее утро, 19 мая 1994 года, La Gazzetta dello Sport вышла с заголовком, не нуждающимся в переводе: «Milan Campionissimo». Даже всегда скупой на похвалы легендарный журналист Лодовико Марадей, чьими статьями зачитывалась вся Италия еще на чемпионате мира 1982 года, назвал работу, проделанную Капелло, шедевром, а Деяна Савичевича – истинным гением футбола. Йохан Кройф признал очевидное: «Мы стали посмешищем на глазах всего мира».
Этот бездушный «Милан», безжалостно надругавшийся над каталонской футбольной красотой, так всех потряс, что через год перепуганная Европа, прилипнув к экранам, по-детски радовалась поражению «россонери» в финале Лиги. Как не хватало в Вене Деяна Савичевича, этого черногорского дьявола, тащившего «Милана» вверх по сетке плей-офф! Даниэле Массаро за год постарел, Джиджи Лентини появился на поле слишком поздно, а белым бутсам Марко Симоне просто немного не хватило удачи.
Гол Патрика Клюйверта вызвал бурю эмоций, и ему дружно рукоплескали. Недоброжелатели даже говорили, что если бы в тот день победил «Милан», это стало бы трагедией для самого футбола. Именно такое отношение и является лучшим доказательством настоящего величия команды Фабио Капелло. Свою главную битву она все равно уже выиграла.
Команды, которые мы не забудем:
Роман Мун о сборной Англии 2001-2006
Александр Скворцов о «Парме» 1998-1999
Дмитрий Долгих о леверкузенском «Байере» 2001-2002
Евгений Зырянкин о киевском «Динамо» 1997-1999
Станислав Рынкевич о «Реал Сосьедаде» 2002-2003
Лучшая оборона всех времен.
Массаро - любимый игрок !
Йохан Кройф признал очевидное: «Мы стали посмешищем на глазах всего мира».
Ну разве чтовыимели в виду "до того года не вызывавшийся".
Авообще тот "Милан" был невероятен, а финал с"Барсой" повлиял на мое становление как человека не меньше чем первая любовь или развод родителей. Во многом я стал самим собой из-за того что увидел в тот день как идеальный порядок бьет недостаточный порядок
Напишите плз про Лацио конца 90-х - начала 00-х!