Сколько клавиш у рояля? - Джейн Кэмпион и её «The Piano»
А в самом деле - сколько клавиш у рояля?
У королевского (если по-всем правилам перевести) инструмента 88 клавиш, из них 52 белые и 36 черных, 7 полных октав и 2 неполные.
Ровно такое количество уроков игры на рояле должна была дать Ада (немая героиня Холли Хантер) угрюмому и непонятному местному аборигену - англичанину Бейнсу, получившему её инструмент по воле новоявленного мужа Ады, к которому она приезжает в Новую Зеландию...

Этим приездом начнется история и рояля, и женщины, которая не могла без него жить - я её так понял.
Ещё не так давно в Австралии и Новой Зеландии довольно интересно женились и фильм великолепной Джейн Кэмпион "The Piano" как раз и иллюстрирует эту практику в полном объёме, правда действие происходит в конце 19го века.
Что в Австралии, что в Новой Зеландии жен (не путать с невестами) выписывали с континента по почте, грубо говоря. То есть - по-переписке, но приезжали девушки и молодые женщины уже в статусе жены, который получали у себя на родине со всеми подобающими формальностями, за исключением присутствия самого жениха.
Новая Зеландия в фильме Джейн выглядит вовсе не такой сказочно красивой, какой мы её видели во "Властелине колец". Дикая природа, джунгли, непролазная грязь и бесконечный дождь - такой предстает перед нами незнакомая страна с её маори, примитивным бытом и немногие живущие там европейцы выглядят соответственно пейзажу.
Именно такой увидит её Ада вместе со своей девятилетней дочерью, приехав из Шотландии к мужу по-переписке. Немота Ады в фильме никак не объясняется - вероятно она в детстве, по какой-то причине, утратила способность говорить и, потеряв возможность вербально общаться с внешним миром, нашла в инструменте все самое необходимое - друга, голос, музыку, благодаря которой выражает все, что чувствует...
Новоявленный муж бросает рояль на берегу океана, не видя смысла тащить его по непролазной чаще, но будет и второй мэн - который поможет ей к нему вернуться. Ничего нового, да? Треугольник, как он есть...даже в таком диком захолустье.

Это - одна из самых "говорящих" сцен фильма - пустынный берег, океан, одинокий рояль и музыка Майкла Наймана...
Скажу сразу, что и фильм, и режиссер вместе с актерами, осыпаны наградами высшего достоинства, как в Европе, так и в Америке - три "Оскара", "Золотой глобус" у Хантер, "Сезар", " Золотая пальмовая ветвь" в Каннах, саундтрек в числе лучших на все времена - в общем, все призы, что в мире есть "The Piano" получил.
Я прочел уйму рецензий, в том числе и от специалистов и лишний раз убедился в том, что сколько людей, столько и мнений. Смотреть нужно самому, чувствовать тоже самому, желательно устроив себе просмотр в одиночестве... Детям не только до шестнадцати тоже бы не рекомендовал - не потому, что откровенных сцен там действительно много, а потому что самые сильные переживания в фильме, в том числе и эротические, лучше поймут взрослые и не в тех сценах, которые давно уже не новость даже для школьников в начальных классах.
Приведу вам для примера два, совершенно полярных мнения...
(? - я поставил, потому что там мимика работала, помимо статики, но с общей оценкой работы Холли - согласен. Это был высший пилотаж - так сыграть роль без единого слова )

Дочь Ады - примечательная роль Анны Пэкуин - ещё один"Оскар" ...Дочь, которая в том возрасте, когда дети особенно прямолинейны в своих суждениях и всегда готовы на самые непредсказуемые решения. Думать о последствиях в таком возрасте ещё не умеют, справляться с эгоистичной ревностью тоже - отсюда и предательство:дочь предает свою мать, обрекая её на страдания.
Ещё один отзыв и оценка - довольно противоречивая, как мне показалось...
(Это отзыв девы, кидающейся из одной крайности в другую. Интересно, она "Любовник леди Чаттерлей" читала? Думаю, что позже она поймет, где ошиблась в оценке...хотяя - кто знает? Может так и будет думать, что лямур - только вздохи на скамейке посреди розария...)

Харви Кейтель - этим все сказано (для меня, во-всяком случае) Если кто-то хочет понять за брутальность - то вот она...в Харви - надеюсь, "Таксиста" и "Бешеные псы", никто не забыл.
Харви может сыграть все - даже "странного", неграмотного англичанина, который уже почти свой даже среди маори. Разумеется, в фильме Харви ни разу не ТОП-модель с рекламы для дезодоранта от перхоти, зато он, что называется, умеет держать пол - и добивается своего вполне нетривиально...женщина не может без своего рояля? ОК! Пусть приходит и играет - столько раз, сколько клавиш на инструменте.
Вот в течении этих уроков он много чего поймет - и про неё, и про себя...И не только поймет, но и получит эту необыкновенную женщину, чего так и не вышло у её, вроде джентльмена, мужа.

Сэм Нил прекрасно справился с ролью мужа, который по-джентльменски относился "с пониманием" к своей выписанной с континента жене, но успел потерять её ещё до того, как она переступит порог его дома. Оставив на пустынном пляже рояль, не понимая того, насколько дорог и жизненно необходим ей этот инструмент, он уже не смог бы заполучить её любовь, каким бы вниманием не окружал позже.
Кроме того, вся воспитанность с него сразу слетит, как только окажется, что жена способна любить, но не его...
Дальше - надо смотреть и слушать
Я бы отметил ещё вот что...Музыканты воспринимают свои инструменты, как одушевленные предметы - в прямом смысле.Они их любят, ненавидят, они с ними дружат или негодуют, бывает, что ссорятся в хлам, но все забывается, когда они наконец выдают исполнение "больше, чем любовь" - то есть абсолютную гармонию. Это бывает нечасто, как и любое совершенство, но когда бывает - выше наслаждения нет.
Поэтому тот момент, когда Ада, привязанная к роялю хочет утонуть вместе с инструментом - меня не удивляет. Но, по замыслу - то новое, что появилось в её жизни, заставляет её изменить свое решение и всплыть наверх, чтобы все-таки жить и избавиться от старых комплексов. Я так понял.
Инструмент - твой друг, твоя любовь, твоя жизнь...
У Зюскинда в "Контрабасе" - блестящий монолог музыканта, который отказался от карьеры в оркестре, потому что любит свой инструмент, в котором нуждается любое оркестровое произведение, но для которого не может быть сольной партии...Костя Райкин играет этот моно- спектакль гениально...то есть - на разрыв...
"The Piano" - монолог о женщинах и снятый очень талантливой женщиной...Джейн Кэмпион, получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, стала первой женщиной-режиссёром, удостоенной этой награды

"Пианист" - хороший фильм, я же сказал)
Просто он тяжелый и второй раз я бы его не посмотрел - вот и все. Sorry )
Полифония, в общем - самая сложная в музыке форма. Особенно, если голосов несколько - там Бах король. Вот выучишь два тома прелюдий и фуг, туеву кучу этюдов, сонат, пьес и концертов штук пять - и готов пианист ))
Роман описал собственные детские переживания, по-моему...долго этот замысел вынашивал...у поляков - больше всех пострадавших от нацизма евреев,кажется...просто ужас там был (
Говорят, любовь - мистерия...
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=guvY8Qbac7E#at=93
Ну да, есть в этом что-то, но, думаю, это не всегда тайна за семью печатями...
Любовь - это прежде всего, понимание и осмысленное приятие человека с его интересами и привязанностями, которые есть суть его жизни, ну, или мировоззрения... без этого не будет полноты любви, каками бы ни были первые страсти... ведь, как оказывается, жизнь - это штука намного серьёзнее, чем кажется... )
Палкин вообще говорит, что из Ливерпуля никаких официальных предложений по этому поводу не поступало... )
Ты тоже еврей -пианист, скрывающийся от нацистов?
О пианистах есть фильмы гораздо сильнее и лучше, а Поланский, через "Пианиста" свою историю рассказал, но вот потом в Америке лажанулся по-крупному.
Никакого трепета к нему не осталось...=3
Это итальянский фильм, но главных героев, двух скрипачей, что в ролике - играют англичане.
Тот. что на сцене- солистом, более известный и играл "Нерона" в одноименном фильме.
В "Каноне" Морриконе не только сам канон -чисто еврейский по-мелодии напишет, но и концерт для скрипки и ф-но, что в этом ролике - тоже его. Композитор он, конечно, один из лучших на сегодня.
Вот сам канон - послушай...http://www.youtube.com/watch?v=2ManBSidGTo