7 мин.

Сколько клавиш у рояля? - Джейн Кэмпион и её «The Piano»

 А в самом деле - сколько клавиш у рояля?

фото

У королевского (если по-всем правилам перевести) инструмента  88 клавиш, из них 52 белые и 36 черных, 7 полных октав и 2 неполные. 

Ровно такое количество уроков игры на рояле должна была дать Ада (немая  героиня Холли Хантер) угрюмому и непонятному местному аборигену - англичанину  Бейнсу, получившему её инструмент по  воле новоявленного мужа Ады, к которому она приезжает в Новую Зеландию...

фото

Этим  приездом  начнется история и рояля, и женщины, которая не могла без него жить - я её так понял. 

Ещё не так давно в Австралии и Новой Зеландии довольно интересно женились и фильм великолепной Джейн Кэмпион "The Piano" как раз и иллюстрирует эту практику в полном объёме, правда действие происходит в конце 19го века.

Что в Австралии, что в Новой Зеландии жен (не путать с невестами) выписывали с континента по почте, грубо говоря. То есть - по-переписке, но приезжали девушки и молодые женщины уже в статусе жены, который получали у себя на родине со всеми подобающими формальностями, за исключением присутствия самого жениха.

Новая Зеландия в фильме Джейн выглядит вовсе не такой  сказочно красивой, какой мы её видели во "Властелине колец". Дикая природа, джунгли, непролазная грязь и бесконечный дождь - такой предстает перед нами незнакомая страна с её маори, примитивным бытом и немногие живущие там европейцы выглядят соответственно пейзажу.

Именно такой увидит её Ада вместе со своей девятилетней дочерью, приехав из Шотландии к мужу по-переписке. Немота Ады в фильме никак не объясняется -  вероятно она в детстве, по какой-то причине, утратила способность говорить и, потеряв возможность вербально общаться с внешним миром, нашла в  инструменте  все самое необходимое - друга, голос, музыку, благодаря которой выражает все, что чувствует... 

Новоявленный муж бросает рояль на берегу океана, не видя смысла тащить его по непролазной чаще, но будет и второй мэн - который  поможет ей к нему вернуться. Ничего нового, да? Треугольник, как он есть...даже в таком диком захолустье.

фото

Это -  одна  из самых "говорящих" сцен фильма - пустынный берег, океан, одинокий рояль и музыка Майкла Наймана...

                        

Скажу сразу, что и фильм, и режиссер вместе с актерами, осыпаны наградами высшего достоинства, как в Европе, так и в Америке - три "Оскара", "Золотой глобус" у Хантер, "Сезар", " Золотая пальмовая ветвь" в Каннах, саундтрек в числе лучших на все времена  - в общем, все призы, что в мире есть "The Piano" получил.

Я прочел уйму рецензий, в том числе и от специалистов и лишний раз убедился в том, что сколько людей, столько и мнений. Смотреть нужно самому, чувствовать тоже самому, желательно устроив себе просмотр в одиночестве... Детям не только до шестнадцати тоже бы не рекомендовал - не потому, что откровенных сцен там действительно много, а потому что самые сильные переживания в фильме, в том числе и эротические, лучше поймут взрослые и не в тех сценах, которые  давно уже не новость даже  для школьников в начальных классах.

                    Приведу вам для примера два, совершенно полярных мнения...

(? - я поставил, потому что там мимика работала, помимо статики, но с общей оценкой работы Холли - согласен. Это был высший пилотаж -  так сыграть роль без единого слова )

 

фото

Дочь Ады - примечательная роль Анны Пэкуин - ещё один"Оскар" ...Дочь, которая в том возрасте, когда дети особенно прямолинейны в своих суждениях и всегда готовы на самые непредсказуемые решения. Думать о последствиях в таком возрасте ещё не умеют, справляться с эгоистичной ревностью тоже - отсюда и предательство:дочь предает свою мать, обрекая её на страдания.

            Ещё один отзыв и оценка - довольно противоречивая, как мне показалось...

(Это отзыв девы, кидающейся из одной крайности в другую. Интересно, она "Любовник леди Чаттерлей" читала? Думаю, что позже она поймет, где ошиблась в оценке...хотяя - кто знает? Может так и будет думать, что лямур - только вздохи на скамейке посреди розария...)

 

фото

Харви Кейтель - этим все сказано (для меня, во-всяком случае) Если кто-то хочет понять за брутальность - то вот она...в Харви - надеюсь, "Таксиста" и "Бешеные псы", никто не забыл.

Харви может сыграть все - даже "странного", неграмотного англичанина, который уже почти свой даже среди маори. Разумеется, в фильме Харви ни разу не ТОП-модель с рекламы для дезодоранта от перхоти, зато он, что называется, умеет держать пол - и добивается своего вполне нетривиально...женщина не может без своего рояля? ОК! Пусть приходит и играет - столько раз, сколько клавиш на инструменте.

Вот в течении этих уроков он много чего поймет - и про неё, и про себя...И  не только поймет, но и получит эту необыкновенную  женщину, чего так и не вышло у её, вроде джентльмена, мужа. 

фото

Сэм Нил  прекрасно справился с ролью мужа, который по-джентльменски относился "с пониманием" к своей выписанной с континента жене, но успел потерять её ещё до того, как она переступит порог его дома. Оставив на пустынном пляже рояль, не понимая того, насколько дорог и жизненно необходим ей этот инструмент, он уже не смог бы заполучить её любовь, каким бы вниманием не окружал позже.

Кроме того, вся воспитанность с него сразу слетит, как только окажется, что жена способна любить, но не его...

                                               Дальше - надо смотреть и слушать

                          

Я бы отметил ещё вот что...Музыканты воспринимают свои инструменты, как одушевленные предметы - в прямом смысле.Они их любят, ненавидят, они с ними дружат или негодуют, бывает, что ссорятся в хлам, но все забывается, когда они наконец выдают исполнение "больше, чем любовь" - то есть абсолютную гармонию. Это бывает нечасто, как и любое совершенство, но когда бывает - выше наслаждения нет.

Поэтому тот момент, когда Ада, привязанная к роялю хочет утонуть вместе с инструментом - меня не удивляет. Но, по замыслу - то новое, что появилось в её жизни, заставляет её изменить свое решение и всплыть наверх, чтобы все-таки жить и избавиться от старых комплексов. Я так понял.

Инструмент - твой друг, твоя любовь, твоя жизнь...

У Зюскинда в "Контрабасе" -  блестящий  монолог музыканта, который отказался от карьеры в оркестре, потому что любит свой инструмент, в котором нуждается любое оркестровое произведение, но для которого не может быть сольной партии...Костя Райкин играет этот моно- спектакль гениально...то есть - на разрыв...

 "The Piano" -  монолог о женщинах и снятый очень талантливой женщиной...Джейн Кэмпион, получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, стала первой женщиной-режиссёром, удостоенной этой награды

фото