Чего не хватает нашему болельщику?
В советское время футбол в стране был несравненно популярнее постсоветского. Заполненность трибун, большой спрос на «Советский Спорт» и еженедельник «Футбол», разговоры в курилке — всё кануло в лету. А ведь были времена, когда, скажем, в Тбилиси два трамвая останавливались на маршруте друг напротив друга, вагоновожатые по сорок минут обсуждали игру своего любимого местного «Динамо», и пассажиры не возмущались, а слушали!
Развалилась большая система, упал уровень команд по всему бывшему СССР, зритель стал уходить, а новое поколение футболом не заинтересовалось. Но смею предположить, что не всегда при падении уровня команды, болельщик исчезает. Ходят же на «Глазго Рейнджерс» сегодня!
90-е годы были трудными годами для граждан России, Украины, Белоруссии. Но и в самые тяжёлые времена во многих странах, народ не бросал ходить на футбол. Да те же британцы в период Второй Мировой! Однако, именно в 90-е годы спад посещаемости футбольных матчей по всему постсоветскому пространству произошёл нешуточный.
Фанатские группировки с кричалками и файерами не могли ещё спугнуть на рубже веков остальных болельщиков от похода на стадион. Ведь тогда эта субкультура у нас была ещё совсем не развитой, её последователей было слишком мало. То была капля в море общей болельщицкой массы, которая почему-то вдруг ушла. Сегодня агрессии и хамства на трибунах, конечно, хватает, но это не единственная причина отсутствия большей части болельщиков на трибунах.
Комфорт на отечественных стадионах в старые времена тоже особо не влиял на посещаемость. Я успел сходить на Динамо с его незабываемыми деревянными лавочками, выкрашенными в голубой цвет, с пронумерованными белым цветом местами. На Черкизово был до реконструкции. Старое всё было, обшарпанное, но ходил же народ! А сейчас построили несколько новых стадионов в английском стиле, а не идут люди.
Так почему же массовый болельщик отвернулся от футбола и не хочет поворачиваться обратно? Не от того ли, что он перестал видеть и ощущать какие-то вещи, происходящие именно на футбольном поле, которые он видел и ощущал ранее?
Раньше каждая команда имела своё лицо, свой стиль. За это её и любили. Не все провинциальные жители болели за единственную в городе команду. Кто-то болел и за чужую, ту, которая смогла расположить к себе душой. Это были и московское «Торпедо» и киевское «Динамо». Про «Спартак» вообще говорить не приходится — «народная команда», любимая во всех уголках советской страны. Стадионы заполнялись до отказа. Была непредсказуемость чемпионата, несмотря на наличие отдельных договорных матчей. Людей волновало, чей стиль победит. Это была идеологическая борьба. Борьба, в которой все, от главного тренера до болельщика, пытались доказать оппонентам свою правоту!
В 90-годы и в начале 2000-х в России, по сути, существовала только одна команда, куда собирались лучшие отечественные и из ближнего зарубежья игроки. Была романцевская гвардия, которая один раз уступила газзаевской — вот, в общем то, и вся интрига десятилетия. Весь интерес заключался в том, сколько очков московский «Спартак» потеряет в очередном чемпионате. В остальных республиках бывшего СССР была схожая ситуация. Ну, максимум боролись за чемпионство две команды, как на Украине. Никакого интереса следить за такими чемпионатами не было, учитывая, что в еврокубках перспектив побороться за реальные призы, за редким исключением, было мало.
Сегодня футбольные клубы по своему уровню подравнялись, но они стали настолько профессиональными, что вся их самобытность и дух витают где-то в далёких-далёких воспоминаниях и хрониках. Они стали более безликими и более похожими друг на друга. Игра сегодняшних команд скорее продиктована наличием тех или иных игроков, чем исторически сложившимся стилем. В глазах старых болельщиков нынешние команды не имеет ничего общего с командами из прошлого, и они перестают ими интересоваться. Молодым болельщикам, кто полюбил футбол, но ещё не определился с любимой командой, приходится выбирать между историей клуба, семейными традициями, сухим результатом, и красивой игрой. Первый критерий выбора в наших краях не слишком популярен, безликий результат не даёт гарантии на приход постоянной аудитории в большом количестве, а о красивой игре в исполнении родных команд приходится только мечтать. Остаются семейные традиции, но разве этого достаточно, чтобы прийти именно на стадион?
Почему болельщики московских «Динамо», «ЦСКА» и даже «Спартака» не могут заполнять арены в каждом туре? Мне больше ничего не остаётся, как предположить, что командам не хватает собственного почерка или собственной идеологии. Как у Сергея Галицкого, например, который хочет вырастить собственных футболистов и создать на их основе свою команду, готовую бороться за самые высокие цели. Или как у Сулеймана Керимова, готового раскошелиться на любого игрока и тренера в мире. А для поднятия интереса ко всему чемпионату, нужна борьба этих идеологий.