6 мин.

Время, назад. Как оценивать эпоху Моуринью в «Реале»?

Теплым июньским днем 2010-го обстановка в клубном музее мадридского «Реала» была заметно торжественнее обычного. Вместо восхищенных туристов по залу с фирменной полуулыбкой прохаживался португальский тренер Жозе Моуринью в сопровождении президента клуба Флорентино Переса. Они остановились у выставленного на обозрение Кубка чемпионов, выигранного командой «галактикос» в мае 2002-го.

– Как же я по нему соскучился, – сказал Флорентино, глядя на трофей.

– Понимаю, – ответил Моуринью. – Я свой выиграл всего десять дней назад, и уже успел соскучиться.

Почему бы и не с этих слов начать отсчет трехлетней эпохи Жозе Моуринью в мадридском «Реале»? Эта пересказанная им самим сценка из жизни прекрасно иллюстрирует, почему «Особенный» был приглашен в столицу Испании. Моуринью должен был выиграть Кубок чемпионов и обыграть «Барселону» (как в материальном, так и в духовном смысле). В общем, повторить все то, что он сделал в миланском «Интере».

«Реал Мадрид» тогда действительно больше всего ассоциировался с собственным музеем. Великое европейское прошлое, оставшееся ночевать на рубеже веков. Шесть лет «Мадрид» не мог преодолеть барьер первого раунда плей-офф Лиги чемпионов. За почти тот же срок десять специалистов были отправлены в отставку, не сумев добыть заветный десятый Кубок.

В самом богатом и старинном футбольном доме с привидениями не могли найти только дух Хуанито, зато рассказывали жуткие сказки о «проклятье Макелеле» и страшном чудовище Алькорконасо. Желая вылезти из этой фантасмагории, Флорентино Перес прекратил использовать риторику с глухими согласными во главе: стиль, стабильность, спектакль. Философия мадридского клуба сосредоточилась на одном центральном понятии. Победа.

«Мой «Мадрид» всегда будет играть здорово, будет атаковать и побеждать. Однако, иногда нам придется выстраивать игру в другом ключе. Я не могу гарантировать, что мы выиграем Кубок чемпионов. Но я могу гарантировать, что мы никого не будем бояться. Бояться будут нас», – так говорил Моуринью.

Это был действительно его «Мадрид» с самой первой минуты. Жозе стал первым тренером, как минимум, с прошлого века, получившим в королевском клубе право полностью контролировать трансферную политику. Карлуш Кейруш, Хосе Антонио Камачо, Мариано Гарсия Ремон, Вандерлей Лушембурго, Хуан Рамон Лопес Каро, Фабио Капелло, Бернд Шустер, Хуанде Рамос и Мануэль Пеллегрини – все они были лишены такой возможности. Суперзвездами были футболисты, теперь же суперзвезда восседала на тренерской скамейке.

«Я иду работать с лучшим тренером мира», – уточнял при подписании контракта Месут Озил. «В этом году наш галактико – это Моуринью», – добавлял Перес. В конце концов, за Криштиану Роналду они заплатили 94 миллиона евро. Компенсация Пеллегрини за разрыв контракта, компенсация «Интеру» и оплата услуг всего тренерского штаба стоила 100 миллионов евро.

Спортивный директор Хорхе Вальдано, формально являясь начальником над Моуринью, начал его презентацию с публичных извинений за то, что когда-то назвал стиль игры руководимых португальцем команд «дерьмом на палочке». Наверное, потом он пожалел о данном извинении. Как пожалели о многом и журналисты, цеплявшие в номер Marca специальный постер с новым тренером, а также подбиравшие обрывки его рукописей, чтобы потом анализировать их при участии психоаналитика («длинная изогнутая T говорит о нем как об уверенном человеке» и все такое прочее).

Вальдано, журналисты, арбитры, Маноло Пресиадо, УЕФА, Пеп Гвардиола, игроки «Барселоны» – весь окружающий Жозе Моуринью мир пострадал от его амбиций и манеры вести дела. «Жозе Моуринью всегда будет Жозе Моуринью, со всеми его достоинствами и недостатками. Я не меняюсь», – говорил главный герой про себя любимого. «Мы подписывали с ним контракт не для того, чтобы он заводил друзей, а для того, чтобы он побеждал», – резонно замечал Бутрагеньо.

Грань была пройдена, когда в список врагов вдруг попали собственные футболисты. То, о чем так настойчиво писала пресса, и чего не желали признавать болельщики. Моуринью и в первый же сезон публично воспитывал Карима Бензема, отстранял от игр Педро Леона и отказывался от услуг Серхио Каналеса. Но когда дошло до капитанов команды Икера Касильяса и Серхио Рамоса, случилось непредвиденное. Во Вселенной появилась команда, футболисты которой не любили своего тренера Моуринью.

Покидая мадридский «Реал», Мануэль Пеллегрини сказал, что при такой «Барселоне» его преемнику придется набрать 100 очков и забить больше 100 голов в чемпионате, чтобы занять первое место. «Инженер» оказался абсолютно прав, потому что Моуринью действительно выиграл чемпионат лишь один раз, когда был пройден рубеж в сотню очков.

Итого, за три года – три трофея, среди которых ни одного европейского. В иерархии самых успешных тренеров мадридского «Реала» Жозе занял бы место, в лучшем случае, в конце первой десятки. Но если не сравнивать Бенхаккера с Вильялонгой, то какие из поставленных целей «Особенный» смог выполнить?

Он выиграл чемпионат. Он научился играть с «Барселоной» и отбирать у нее трофеи, причем не от случая к случаю (за 3 сезона: 6 побед «Барсы», 6 ничьих и 5 побед «Мадрида» при разнице 31-25 в пользу каталонцев). Он трижды останавливался в шаге от финала Лиги чемпионов. Серхио Рамос может думать о Жозе все, что угодно, но именно при португальце он стал одним из лучших центральных защитников мира.

И в то же время один из лучших тренеров мира именно за эти три года потерпел самое крупное поражение в карьере, а уходит после худшего сезона в карьере, по собственному же признанию. Он должен был подарить десятый кубок «Реалу», но подарил десятый кубок «Атлетико». Нет, Моуринью не мог гарантировать Кубок чемпионов, но именно для этого он и был приглашен. И здесь болельщикам, а самое главное, Флорентину Пересу пора задуматься: если Моуринью не смог гарантировать успех, может быть, его никто не способен гарантировать? И после того, как было потеряно столько времени, может быть, пора научиться его терять?

Правда в том, что расчет на успех «завтра» оказывается более реален, чем расчет на успех «здесь и сейчас». Можно выкинуть все деньги мира на лучших в мире футболистов и лучшего в мире тренера, но оказаться от заветной мечты на расстоянии незабитого пенальти. Кубок чемпионов – это всегда больше мечта, чем цель. Цель вернуть мадридский «Реал» в элиту европейского футбола Жозе Моуринью выполнил.

Теплым июньским днем 2013-го обстановка на стадионе «Сантьяго Бернабеу» была заметно торжественней обычного. Вместе с ослепленными синей рубашкой фотографами по бровке с фирменной полуулыбкой прохаживался португальский тренер Жозе Моуринью под аккомпанемент аплодисментов и свиста. Болельщики ругали его и признавались в любви. Футболисты одной команды не могли дождаться, когда он уйдет, а другой – когда придет. Журналисты отмечали очередное изгнание неугодного тренера и предрекали падение продаж газет в будущем сезоне. Даже прекратив работу, Жозе не перестал быть здесь love/hate персоной.

И все-таки его репутация от трехлетней работы в столице Испании пострадала гораздо больше, чем репутация королевского клуба. «Реал Моудрид Мадрид» снова может жить мечтой. Без всяких гарантий.

Фото: REUTERS/Paul Hanna, Fotobank/Getty Images/Lars Baron

Твиттер автора