Эдгар Давидс - Нидерландский питбуль
Проштудировав футбольные справочники, навряд ли можно сделать предположение о том, что этот хавбек при росте всего в 169 см. и весе 68 кг. в Серии А считался самым неуступчивым в единоборствах среди своих коллег по амплуа. Иногда он напоминал на поле Рэмбо, созданного из одних мускулов и не знающего пощады. Полузащитник сочетал в себе выносливость бегуна на средние дистанции и резкие, взрывные качества спортсмена-спринтера, что позволяло ему на протяжении всего матча, не чувствуя усталости, носиться по зелёному газону и вступать в различные единоборства. За это наставник «оранжевой» сборной Луи Ван Гал прозвал капитана команды «Питбулем». Таким на поле был Эдгар Давидс.
В итальянский чемпионат уроженец Суринама попал аккурат накануне Евро-1996. Именно тогда он решил покинуть родную Голландию и переехать в «Милан». В то время «красно-чёрные» представляли собой клуб, начавший продолжительное свободное падение. К тому же Эдгар сломал ногу и во многом поэтому испортились его отношения с наставником итальянцев Фабио Капелло. В одном из своих послематчевых блиц-интервью итальянский специалист в сердцах назвал полузащитника самым плохим игроком из тех, с кем он работал в своей тренерской карьере. Как позже признавался сам хавбек, его появление в «Милане» было большой ошибкой, а пребывание в нём явилось самым горьким опытом в карьере футболиста. Однако, считает Давидс, в сложившейся ситуации он всячески старался извлечь лично для себя хотя бы какой-то позитивный момент. В частности, игрок чётко осознал, что быть футболистом мирового уровня – это значит постоянно держать себя под строгим контролем.
Свой дебютный поединок в итальянском чемпионате игрок провёл 15 сентября 1996 года. В тот день «Милан» встречался с «Сампдорией» и уступил ей – 1:2. Это была первая из 19-ти игр, которые отыграл Давидс за 1,5 сезона за «красно-чёрных» (15 в сезоне 1996/97 и ещё 4 в следующие полгода). За эти 2 года он забил всего 2 мяча.
А 23 февраля 1997 года является чёрным днём в игровой карьере хавбека. За 3 минуты до окончания первого тайма матча против «Перуджи» Эдгар в игровом эпизоде столкнулся с вратарём команды соперника Лукой Буччи. Результат – серьёзнейшая травма «Питбуля»: футболист одновременно сломал большую и малую берцовую кости правой ноги. Затем последовали довольно длительный период восстановления и как следствие ухудшение отношений с боссами «красно-чёрных» из-за постоянных скандалов, в которых уроженец Суринама был замешан. Сначала полузащитник подрался с двумя фанатами. Он ехал на своём автомобиле «Alfa Romeo», на одной из улиц услышал нелицеприятные высказывания в свой адрес, остановился, вышел из машины и налетел на двух парней с кулаками. В результате оба болельщика попали в местный госпиталь. А в конце 1997 года случился неприятный инцидент, в котором участвовали «Питбуль» и его партнёр по команде, защитник Алессандро Костакурта. Перед началом тренировки итальянец обозвал Давидса «сгнившим яблоком», за что схлопотал сильный удар по лицу. После этого дни строптивого хавбека в клубе были сочтены.
Ещё в середине сезона 1997/98 стало известно о приобретении полузащитника «Ювентусом». «Старая синьора» таким образом решила укрепить свой состав накануне решающих матчей в Лиге чемпионов. Сделка в 5 миллионов долларов была оформлена в конце декабря 1997 года, выступать за туринцев Эдгар начал с января 1998-го. Нужно отметить, что в новой команде Давидс, получивший 26-й игровой номер, на удивление быстро пришёлся ко двору, вскоре став одним из ведущих игроков. Именно здесь хавбек из заведённого неуправляемого питбуля превратился в первоклассного игрока, к большому счастью не утратившего своей заведённости. В «старой синьоре» его ждал кредит доверия от тренера Карло Анчелотти, предложившего новичку его излюбленное место на поле – полузащитника левой бровки с небольшими перемещениями в центр поля по ходу матчей. Футболисту не нравилось выполнять строгие команды и наставник предоставил ему максимально возможную свободу действий. Также Давидс чувствовал на себе поддержку новых одноклубников. Преданные болельщики футболиста увидели своего кумира таким, о каком они уже успели слегка позабыть – звездой европейского масштаба. В туринском клубе Давидс стал по-настоящему идеальным, встав в один ряд с такими великими игроками тех лет, как Зинеддин Зидан, бразилец Ривалдо или Бэкхем. Сам уроженец Суринама отмахивался: мол, не говорите мне, что я самый сильный игрок, потому как каждая тренировка или каждая игра представлялась ему серьёзным испытанием. Полузащитник отмечал, что всё время доказывает самому себе, что способен подняться ещё выше, что ему нужно работать ещё больше для того, чтобы в глазах футбольной общественности казаться таким совершенным игроком, каким его видят. Также Давидс добавлял, что его игра в клубе такого уровня, как «Ювентус», серьёзно помогает ему совершенствовать свои умения и навыки и приближаться к своему заветному идеалу, к которому он идёт уже много лет.
С ходу, в сезоне 1997/98, хавбек внёс свой весомый вклад в чемпионство «бьянконери». В следующем сезоне туринский клуб испытывал немало проблем, однако Эдгар совместно с партнёрами по команде выдержали их достойно.
До лета 1999 года фамилия игрока мелькала в итальянской прессе лишь в двух случаях: либо как лучшего футболиста встречи, либо как провалившего игру. Ещё в юные годы от удара по голове во время очередного поединка, у голландца на левом глазу образовалась глаукома, которую очень успешно удалось прооперировать голландскому окулисту профессору Ритвельду. В конце августа 1999 года, когда туринцы выразили полную боевую готовность вступить в тяжёлую борьбу за чемпионский титул, просочилось безрадостное известие: глаукома образовалась и на правом глазу «Питбуля». Врачи из разных стран Европы делали всё от них зависящее, чтобы не допустить ещё одну операцию, которая, безусловно, потребовала бы длительного периода восстановления спортсмена, а значит отлучения от футбола со всеми вытекающими последствиями. Но обойтись без операции не получилось. В одном из интервью после проведённого хирургического вмешательства Давидс говорил, что сама по себе операция прошла безболезненно, а самым приятным моментом лично для него во всей этой истории было то, что он, наконец-то, понял, что с его глазом всё в порядке и он снова может приносить пользу своей команде. У ФИФА было получено официальное разрешение на то, чтобы хавбек выходил на поле в специальных пластиковых защитных очках.
В сезоне 1999/2000 «старая синьора» восстала из пепла и в этом большая заслуга Эдгара. Без вратаря Эдвина Ван дер Сара, защитников Юлиано и Феррары, плеймейкера Зидана и форвардов Индзаги и Дель Пьеро туринский клуб не сумел бы вновь оказаться на вершине футбольной Италии, но роль голландца сложно переоценить. У зрителей на трибунах порой могло сложиться впечатление, что больше похожий на безжалостного робота хавбек без устали в одиночку перекрывал весь центр поля, попутно успевая помочь игрокам обороны и подключаясь к атакам своей команды. Во многих матчах поражала самоотдача «Питбуля» и его партнёров по команде. Ни для кого не секрет, что для достижения наивысшего успеха в Итальянской Серии А просто одного мастерства недостаточно. В каждой игре ещё необходимо проявлять характер. Как раз этот момент и отличал Эдгара и его партнёров в том сезоне.
Здесь необходимо упомянуть об одном интересном факте. Накануне старта сезона 1999/2000 опытнейший Капелло возглавил «Рому» и каждое летнее трансферное окно фактически требовал от босса клуба Сенси пополнить состав «волчицы» темнокожем хавбеком, употребляя в адрес последнего только самые восторженные эпитеты.
Мартом 2001 года датирована дисквалификация Давидса: в результате проведённого допинг-теста, взятого у футболиста, в его организме был обнаружен запрещённый препарат – нандролон. Тогда же он серьёзно поссорился со своей подругой, обвинившей спортсмена в грубом обращении с ней. В результате Эдгар впал в глубочайшую депрессию. Как он признавался позже, преодолеть этот сложный этап жизни ему помогло увлечение литературой буддистской направленности и книг известного философа Бенедикта Спинозы. Без футбола «Питбуль» провёл 4 месяца, изрядно по нему соскучившись. Оправившись от жизненных проблем, он стал выступать с огромным рвением и самоотдачей. Невозможно не отметить его вклад общий успех «Ювентуса», который в сезонах 2001/2002 и 2002/2003 вновь выигрывал скудетто.
Популярность футболиста в футбольном мире заметно возросла. В 2003 году вместе с валлийцем Райаном Гиггзом и новоиспечённым чемпионом мира Роберто Карлосом стал официальным лицом футбольного симулятора FIFA 2003. Кроме того, что голландец был изображён на обложке игры, он ещё и засветился во вступительном ролике игрушки.
В 2003 году «старую синьору» ждала неудача в итальянском финале Лиги чемпионов. Матч состоялся 28 мая на манчестерском стадионе Олд Траффорд. «Бьянконери» сражались с предыдущим клубом Давидса – «Миланом». В основное и дополнительное время команды не смогли открыть счёт, а в серии пенальти фортуна улыбнулась «красно-чёрным» - 3:2. Это было пятое поражение туринцев в решающем поединке главного клубного турнира Старого Света. «Питбуль» начал встречу со стартовым свистком, но на 65-й минуте, дабы усилить атаку своей команды, наставник команды Марчелло Липпи решил заменить его на уругвайского форварда Марсело Салайету. Посему пенальти Давидс не пробивал.
Тем не менее после этой неудачи позиции голландца в клубе пошатнулись. Даже пошли разговоры о его возможной продаже в «Рому» или «Барселону», в клубной казне которой появились лишние деньги после того, как каталонцы расстались с Бонано и Андерссоном. Но игрок предпочёл продлить договор с «бьянконери». Однако в матчах Липпи предпочитал оставлять хавбека на скамейке запасных, аргументируя своё решение его слабой физической формой. В сезоне 2003/04 в Серии А он отыграл всего 5 матчей, после чего за отсутствием выбора решился сменить команду, отыграв короткий период за «Барселону».
Меньше чем через год полузащитник стал игроком миланского «Интера». Неплохо стартовав, футболист затем перестал устраивать тренерский штаб клуба своей игрой. Он снова стал полировать скамейку резервистов, а со временем вообще перестал попадать даже в заявки на матчи. Здесь можно отметить одну очень интересную деталь: почти все голы команды были забиты в результате чётко выверенных пасов голландского полузащитника. В стане «нерадзурри» Давидс провёл всего один сезон, в котором в 14-ти играх ни разу не отличился и в итоге был продан лондонским «шпорам».
Пройдя школу «аяксидов», полузащитник к своим природным данным добавил и незаурядную технику, что и помогло ему стать тем незаменимым игроком середины поля, который умеет не просто подавить соперника своей физической мощью, но и может сразу же начать контратакующие действия своей команды, а при случае и завершить её прицельным ударом. Справедливости ради, в Эредивизи Эдгар чаще забивал, чем на Аппенинах. Но и в «старой синьоре» поражать чужую цитадель – совсем не его задача, ведь в составе туринского клуба были такие звёздные нападающие, как Алессандро Дель Пьеро, Индзаги и Трезеге.
Долгое время в стане «бьянконери» покупку голландца считали одной из самых удачных сделок на трансферном рынке за предыдущие годы. Одна из могущественных фигур в руководстве клуба, Лучано Моджи, стоявший за этим переходом, рассказывал, что он с коллегами давно следил за Давидсом и ждали подходящего случая для совершения сделки. А когда дела у футболиста в «Милане» пошли не лучшим образом, вовремя подсуетились и переманили хавбека в свою команду. Моджи отметил, что руководство «Ювентуса» серьёзно рисковало, покупая игрока, только что оправившегося от перелома ноги, но однако все в клубе были уверены в его незаурядных способностях. А Карло Анчелотти считал, что его подопечный, имея сильный характер, был способен заражать своей неуёмной энергией и твёрдой уверенностью одноклубников. По его мнению, Давидс на рубеже веков являлся одним из сильнейших, если не сильнейшим, игроком планеты на своей позиции.