Фабрицио Раванелли - Серебряная Лиса
Фабрицио Раванелли в детстве ничем не отличался от своих сверстников, через много лет ставших легендами футбола. Он любил часами пропадать на улице, гоняя мяч. В совсем юном возрасте мальчиком заинтересовалась «Перуджа», за различные возрастные команды которой он начал выступать. А когда парню исполнилось 18 лет, его фамилия появилась в заявке основной команды.
В стартовых турах за основной состав Фабрицио отводилось место на фланге полузащиты. Однако вингер настолько часто забивал мячи, что тренеру «Перуджи» ничего не оставалось, как перевести молодого и перспективного игрока в линию нападения. И он не прогадал! За 2 с половиной сезона, проведённых в команде, Раванелли отличился более 40 раз, забивая почти в каждой второй игре, несмотря на очень нелёгкую обстановку в клубе. «Перуджа» всё ещё не могла отойти от громкого скандала 1986 года, связанного с договорняками, в результате чего потеряла целый ряд ключевых футболистов и была понижена в классе - выступала в Серии С1.
Нападающий никогда не отличался особой покладистостью. В сезоне 1988/89 его отношения с наставником команды окончательно испортились и зимой 1989 года строптивый игрок перебрался в «Авеллино» - клуб, семимильными шагами опускающийся в серию В. В одном из первых же матчей за новую команду форвард получил травму и до конца сезона редко выходил на поле, чаще всего заменяя игроков стартовой обоймы. «Авеллино» так и остался единственным клубом в игровой карьере Фабрицио, за который он не забил ни одного мяча в семи сыгранных матчах.
Ещё весной 1989 года стало известно о том, что клуб «Казертана», претендующий на переход из Серии С1 в Серию В, серьёзно нуждался в услугах форварда таранного типа. В поисках такового пристальное внимание руководителей клуба привлекает кандидатура Раванелли, очень недовольного своей ролью резервиста в «Авеллино». В результате подписанного арендного соглашения сезон 1989/90 итальянец начал уже в новой команде.
Футболист легко и быстро вписался в игровой рисунок «Казертаны» и постепенно вышел на уровень своей былой результативности — один мяч в двух играх. Как раз именно в этом клубе Фабрицио стал известен благодаря своим мощным ударам. Почти половину из всех своих мячей в том сезоне он забил плотными ударами из-за пределов штрафной. Однако и в этой команде бомбардир показывает свой скверный характер наставнику и ситуация повторилась. «Казертана» в сезоне 1989/90 становится победителем первенства Серии С1, а её форвард, лишь формально числившийся в «Авеллино» в сезоне 1990/91, но так не разу и не вышедший на поле, в 1991 году отправляется в «Реджану», представлявшую в то время серьёзную и крепкую команду и выступавшую в Серии В.
В новой команде к нападающему вернулось его голевое чутьё и настоящий вкус к игре. Фабрицио становится не только автором красивых и важных мячей, но и проявляет себя отличным ассистентом партнёрам, умело действуя в подыгрыше. По итогам сезона 1991/92 Раванелли, в 32-х матчах забивший 8 мячей, был признан одним из главных плеймейкеров команды и одним из лучших футболистов во всей Серии В.
Такие достижения не могли пройти мимо внимания представителей грандов итальянской Серии А. Седой цвет волос голеадора вообще стал отдельной темой для дискуссий фанатов, футболистов и СМИ. Какие только заметки не встречались в различных изданиях: и то, что у игрока какая-то редкая форма болезни, которая изменяет фермент, способствующий росту волос, и что в раннем детстве Раванелли перенёс жуткий психологический шок и даже то, что такой цвет волос передался ему по наследству, а все члены его семьи, в том числе женского пола и дети, также седовласы. Сам игрок очень тактично уходил от прямого ответа на эту тему, тем самым ещё сильнее подогревая интерес к самому себе. За нетипичный для молодого игрока цвет волос и за умение забивать мячи из самых невероятных положений футболист получил прозвище «Белое перо».
Перед стартом сезона 1992/93 о покупке Фабрицио сообщил «Ювентус». Гранд итальянского футбола, возглавляемый в ту пору знаменитым Джованни Траппатони, являл собой достаточно сплочённый коллектив, хотя и пребывал на вторых третьих ролях в национальном первенстве, уступая перед задававшим тон «Миланом». Время пребывания форварда в составе «бьянконери» можно по праву назвать золотым. В дебютном сезоне за новую команду Раванелли особенно ничем не отличается от своих партнёров, понемногу адаптируясь к выступлениям в элите итальянского футбола. Его переход в клуб с такими амбициями стал переломным в его карьере, ведь чтобы новичку пробиться в основную обойму топ-клуба, требуется усердие и огромная порция удачи. Очень часто он начинает игры, выходя на замены. Однако несмотря на это, он забивает 5 голов в Серии А и ещё по разу отличается в матчах против чешской «Сигмы» и «Бенфики» в Кубке УЕФА. Основными форвардами команды, которым Фабрицио предстояло составить достойную конкуренцию за место в основе, тогда были Баджо и Меллер, наколотившие на двоих почти 40 голов. Хотя для Раванелли в целом первый сезон в стане «бьянконери» можно назвать не только разведывательным, но и удачным, ведь он сумел привыкнуть к стилю игры команды и попутно стал победителем Кубка УЕФА 1992/93, в финале которого была обыграна дортмундская «Боруссия».
В сезоне 1993/94 Фабрицио постепенно начинает напоминать самого себя в свои лучшие предыдущие годы. За год он забил 9 мячей в 30 матчах, всё чаще выходил на поле с первых минут и играл практически регулярно. Тем не менее «бьянконери» снова не удалось взобраться на первую строчку в таблице, где на расстоянии трёх очков снова расположился извечный конкурент «Милан». Однако игра Раванелли не укрылась от взора тренерского штаба сборной Италии, вызов в которую не заставил себя долго ждать.
За 2 последующих года, ставшими последними для него в туринском клубе, он выигрывает скудетто сезона 1994/95, национальный Кубок в том же сезоне, Суперкубок Италии-1995 и Лигу чемпионов 1995/96. Очень неплохо Раванелли справлялся со своей основной задачей — забивать голы. Чемпионат сезона 1994/95, когда команду возглавил Марчелло Липпи, вообще стал настоящим прорывом в ювентийском периоде карьеры нападающего. Понемногу уходил в тень Роберто Баджо, совсем скоро перешедший в «Милан». Особенно серьёзным становится атакующий тандем Раванелли - Виалли. 15 голов Фабрицио плюс 17 мячей, забитых Джанлукой Виалли, послужили залогом того, что «старая синьора» в национальном чемпионате на добрый десяток очков оторвалась от шедшего на 2 месте «Лацио» и спустя 9 лет вернула себе долгожданное чемпионство. А триумвират с Раванелли – Баджо - Виалли стал к тому же и самым колоритным во всей Европе: Раванелли, как известно, седой, Виалла был лысым, а Баджо носил косичку. Лучше всего Раванелли наверняка до сих пор помнят болельщики софийского «ЦСКА», которому нападающий 27 сентября 1994 года в рамках матча групповой стадии Кубка УЕФА отгрузил 5 мячей, матч завершился со счётом 5:1.
Итальянцы свыклись с фирменной манерой Фабрицио отмечать забитые голы, натягивая игровую футболку на свою седовласую голову, а совсем скоро с этой привычкой познакомилась и вся Европа.
25 марта 1995 года в отборочном матче к Чемпионату Европы-1996 против команды из Эстонии Фабрицио наконец-то дебютировал в составе сборной Италии и сразу же отметился голом в ворота прибалтов. 2 мяча он забил в товарищеских матчах и ещё 2 – в рамках квалификации к первенству Европы-1996. И если его мяч в ворота эстонской сборной уже ничего в том матче не решал, то гол, забитый в тяжёлом поединке против команды из Словении, принёс «скуадре адзурре» 3 полновесных очка 1:0. Всего за всю свою карьеру нападающий 22 раза выходил на поле в футболке «скуадры адзурры».
Следующий год принёс «старой синьоре» звание обладателя Кубка европейских чемпионов-1996, в завоевании которого самое прямое участие принимал Раванелли. На его счету в том турнире мяч в ворота неслабой румынской команды «Стяуа», игра завершилась со счётом 3:0, 3 из 8 голов по итогам двухраундового противостояния с шотландскими «рейнджерами», победы «бьянконери» 4:0 и 4:1. А в финале турнира, который проходил в Риме, туринскому клубу противостоял крепкий «Аякс», ведомый Луи ван Гаалом. Основное время матча и дополнительные полчаса закончились ничьей 1:1, а в серии послематчевых пенальти сильнее оказались «бьянконери». Стоит также отметить, что Фабрицио Раванелли как раз стал единственным игроком в составе «Ювентуса», забившим гол с игры.
На Чемпионате Европы-1996, проходившем в Англии, нападающий отправился в статусе игрока стартового состава. Тем не менее особой радости от участия в первенстве он, как и вся сборная, не испытал. Фабрицио вышел на поле в двух из трёх матчей групповой стадии, но ничем особенным на поле не выделился. Не сумев, как и сборная России, выйти в плей-офф, «скуадра адзурра» вернулась на родину. Как показали дальнейшие события, Раванелли ненадолго покинул туманный Альбион.
Спустя 2 года форвард попал в окончательную заявку на Чемпионат Мира-1998, проходивший на французских полях, однако уже через несколько дней после начала соревнования заболел и уступил своё место коллеге по амплуа Энрико Кьезе.
Вторая половина 90-х годов ознаменована вспыхнувшим бумом в Англии на футболистов из Италии. После успешных выступлений «скуадры адзурры» на двух Чемпионатах Мира (1990 и 1994 годов) и клубов из Италии на европейской арене популярность выдающихся футболистов из этой страны в Англии значительно возросла. В результате в АПЛ потихоньку переехали такие великие игроки, как Джанфранко Дзола, Карло Кудичини, Роберто Ди Маттео, Паоло Ди Канио, Пьерлуиджи Казираги. Этот список в 1996 году продолжил поругавшийся с тренером туринского клуба Фабрицио Раванелли, которого в свои ряды переманил «Мидлсбро» Брайана Робсона. Сумма трансфера тогда составила почти 10 миллионов евро. Сам трансфер прошёл с большой помпой: итальянский клуб получил солидные деньги, а английский – серьёзное подкрепление в своей атакующей линии. Таким образом, за годы, проведённые в «Ювентусе», форвард выходил на поле в 104 матчах, в которых стал автором 41 гола. Чуть позже Раванелли на пару сезонов заехал в футбольный клуб Олимпик Марсель.
Спустя 4 года во время январского трансферного окна 2000 года седовласый нападающий вернулся на родину, подписав контракт с «Лацио». Попав в римский клуб, итальянец довольно быстро сообразил, что здесь блещут звёзды с Южной Америки: Эрнан Креспо, Марсело Салас, Клаудио Лопес. Эти футболисты на тот период определяли игру команды и к тому же являлись забивными форвардами. За 1,5 сезона Раванелли забил всего 4 мяча в 27 матчах – совсем не тот результат, которого ждали от него болельщики «лациали» да и сам форвард. Потому седовласый футболист, ставший за это короткое время обладателем Кубка и Суперкубка Италии, а также выигравший с «Лацио» скудетто, принял решение вернуться в чемпионат Англии. Следующие 2 года он защищал цвета скромного «Дерби Каунти».
Почти всё время, пока нападающий отрабатывал свой контракт с «козлами», его возвращения на родину с большим нетерпением ждали итальянские тиффози. Однако в сезоне 2003/04 Фабрицио на удивление всем перебрался в ещё более скромный «Данди», выступавший в шотландской лиге. Ничем особенным там не запомнившись, по ходу всё того же сезона 2003/04 Раванелли решается на возвращение в родную «Перуджу», которая на тот момент боролась за выживание в Серии А. Доигрывать, так сказать, в клубе, который попал в тяжёлую ситуацию. Его 6 мячей в 17 играх и более чем боевитый коллектив не смогли сохранить «Перудже» прописку в Серии А. Вдвойне обидно было потому, что до спасительной 14-й строчки, позволяющей остаться в компании элитных команд страны на будущий сезон, не хватило всего двух очков.
В сезоне 2004/05 родной клуб Раванелли ходил в лидерах Серии В и весь чемпионат провёл на ведущих позициях. Но 36-летний ветеран уже не получал частой игровой практики, довольствуясь лишь выходом на поле со скамейки резервистов. В итоге за сезон он сыграл в 24-х матчах и отличился всего 3 раза, а его команда попала в стыковые матчи за право на повышение в классе. Эти игры «Перуджа» проиграла и осталась во втором по рангу итальянском дивизионе. Однако совсем ненадолго: перед стартом сезона 2005/06 клуб признали банкротом и соответственно не допустили к участию в Серии В. Но это произошло уже без Раванелли: отыграв 1,5 года за родную команду, форвард по окончании сезона 2004/05 сообщил о завершении игровой карьеры.
Не надо утверждать, что постоянные переезды седовласого итальянца по Европе сопровождались только чемоданами да вокзалами. Во время каждой очередной командировки нападающий всячески пытался от души порадовать зрителей на трибунах, хотя, справедливости ради, удавалось ему это лишь эпизодически. В каждой из команд, неважно, в Серии А или каком-то другом чемпионате, форварду хотелось принести максимальную пользу от своего пребывания на поле.
Как бы то ни было, а Фабрицио Раванелли оставил свой след в истории итальянского футбола, пусть и не такой глубокий, как того хотела бы его многочисленная армия поклонников. А с точки зрения эстетики мощный нападающий благодаря своей седовласой шевелюре, не позволявшей его спутать ни с одним другим игроком того времени, был очень узнаваем на зелёном газоне. Хотя только эта одна отличительная особенность, разумеется, никогда бы не смогла сделать его таким знаменитым. На первом месте, конечно, стояло его потрясающее умение оказываться в самой гуще событий на поле и выдающаяся способность отгружать мячи в ворота соперников из не самых удобных позиций.
Увы, но футбольный талант строптивого форварда раскрылся с большим опозданием. В тот период, когда другие игроки уже заявили о себе с детских лет, Раванелли как выдающийся футболист раскрылся в очень преклонном для большого футбола возрасте. Его первые клубы – «Перуджа», «Авеллино» и «Реджина», конечно, приложили свою руку, создавая имидж будущей звезды футбола, однако стать настоящим трамплином для серьёзного прорыва по определению не могли.