Хроники одного выезда. Дортмунд
Поезд останавливается на центральном вокзале, и открывшийся перед нами вид сразу напоминает о том, что это место – вовсе не культурный и даже не спортивный центр Германии. Рабочий, промышленный Дортмунд считается по немецким меркам далеко не самым пригодным для красивой жизни городом. И тем более сюрреалистичен тот факт, что именно он повидал на своем веку столько футбольных звезд, а в этом году является финалистом самого главного европейского турнира.
Отель наш расположен на самой окраине, недалеко от университетского кампуса и Вестфаленпарка. Оставив вещи, отправляемся в сторону стадиона. Первый же магазин, встречающийся на пути, выглядит так.
Здесь не продается ничего относящегося к футболу. Лишь первые полосы газет в лотке пестреют заголовками: «FINALE!» и фотографиями обезумевших от радости игроков «Боруссии», убитых горем Рамоса и Касильяса, задумчивого Месси на скамейке запасных и поднимающих вверх кулаки Мюллера и Швайнштайгера. Продавец, видя, с каким интересом мы разглядываем помещение, усмехается. И, продав нам бутылку воды, спрашивает: «Знаете, как дойти?».
Если в Кельне в свое время мы находили не так уж много опознавательных эмблем фан-группировок, то здесь недостатка в них нет.
А обычные жилые дома через один выглядят приблизительно так.
На перекрестке, где надо было повернуть налево и пойти вдоль трассы, мы зачем-то идем прямо и вскоре оказываемся в небольшом лесочке. Заблудиться, конечно, сложно, очертания стадиона на холме чуть вдали служат ориентиром. И все же дикость мест заставляет с усмешкой размышлять, о чем думали, гуляя по окрестностям, изнеженные цивилизацией звезды какого-нибудь «Манчестер Сити» или все того же мадридского «Реала».
Найдя, наконец, подземный тоннель, служащий переходом через железную дорогу, выходим к старой тренировочной площадке «Боруссии» и с удивлением обнаруживаем там клубный автобус. Как выясняется, вновь сработало мое безотказное умение оказаться в нужное время в нужном месте. Ровно в эти минуты команда собиралась уезжать на ночевку в отель перед завтрашней игрой с «Баварией».
Большая часть игроков, как выясняется, уже в автобусе, так что застаем лишь приезд опоздавших. Не желая упускать возможность, пожимаю руку и передаю привет от друзей-дортмундцев Себастьяну Келю, по-свойски болтающему возле автобуса с болельщиками. После чего отхожу в сторону, кося глазом на раздающего автографы дортмундца, и гадаю, Оливер Кирх это, или я его с кем-то путаю.
Роман Вайденфеллер долго подписывает подсовываемые ему майки и обменивается с фанатами улыбками. Куба Блащчиковски явно спешит, но тоже задерживается подписать несколько карточек.
Последним приезжает Марко Ройс, у которого на болельщиков, по видимости, не остается времени, после чего собравшиеся провожают автобус аплодисментами.
Еще пара машин уезжает вслед за автобусом – эти транспортные средства, вероятно, принадлежат уже болельщикам.
«Все решается на поле!» – слова легендарного форварда «Боруссии» Ади Прайслера на стене тоннеля словно бы ехидно комментирует дикую обстановку и в очередной раз напоминают, что можно обладать любыми деньгами и статусом, но те девяносто минут, что длится игра, они не значат ровным счетом ничего.
Обойдя тренировочную площадку, наконец подходим к главной футбольной достопримечательностей города. Такая же дикая, как все вокруг, и величественная в этой дикости арена, которая может менять названия, но всегда останется в памяти истинных болельщиков только Вестфаленштадионом.
На площади возле стадиона все столбы оклеены эмблемами, напоминая приезжим командам и болельщикам о том, чья эта территория.
Возле южной трибуны расположен фаншоп и «Borusseum» – клубный музей.
Запоминающаяся стена, не правда ли? Впрочем, как и машина.
К столетию клуба в 2009-м году во всем городе на дорогах выложили такие вот звезды, напоминающие о ком-то или о чем-то значимом для команды. Эта, к примеру, навсегда оставит в памяти людей двух игроков, ставших в 2002-м году вице-чемпионами мира.
Вот по этой человеческой дороге, как выясняется, нам нужно было идти, чтобы не блуждать по лесу. Уже выглядит гораздо более цивилизовано, но сразу по выходу с нее на трассу открывающийся вид заставляет сердце замереть от какого-то пока еще сложно-объяснимого чувства.
Вдоль дороги окна уже многоэтажных домов продолжают напоминать о том, в каком городе ты находишься.
И совершенно внезапно спрятанный за ветвями деревьев от посторонних глаз балкончик заставляет сперва разинуть рот, потом тихо засмеяться и задуматься о том, как же так могло случиться. Если это, конечно, не тонкий троллинг.
У самого перекрестка обнаруживается каменная плита, на которой уже едва можно прочитать все страны, чьи сборные когда-либо становились чемпионами мира. Глядя на нее, осторожно касаюсь рукой нагретого солнцем камня и в очередной раз думаю о том, как много значит для этого города футбол.
На следующее утро к Вестфалену мы идем верной дорогой и одним из первых встречаем на пути чужака.
А, дойдя до стадиона, первым делом наблюдаем, как к группе баварцев, стоящей возле входа на гостевой сектор, подходят несколько дортмундцев. Приятно было смотреть, как чуть напряженно, но с улыбками и без всякой агрессии обе компании приветствуют друг друга и разговаривают.
Между тем до начала матча еще больше восьми часов, но болельщиков на улицах и возле стадиона уже не сосчитать. Каждый второй прохожий совершенно любого возраста и пола одет в черно-желтую майку, кепку, ветровку или шарф.
После всколыхнувшей общественность новости о переходе Марио Гетце в «Баварию» самым популярным героем Дортмунда стал, похоже, Марко Ройс – если судить по количеству встретившихся нам маек с его фамилией. Последнего юного обладателя оной наблюдаем уже в Вестфаленпарке, куда заходим, чтобы добраться до еще одной городской достопримечательности – телевышки, с которой открывается потрясающий вид на город.
Однако, первое, что мы видим, поднявшись на обзорную точку – не панораму города, а сцену на заметку всем непримиримым болельщиками.
Впрочем, вид с башни тоже более чем восхищающий.
Сам парк, аккуратный и ухоженный, вызывает желание остаться где-нибудь здесь на весь день, валяться на траве на свежем воздухе или мирно дремать в тенечке у воды.
Даже некоторая живность, которую сложно разглядеть на фото с первого взгляда, явно придерживается того же желания.
Однако время не ждет. Пора ехать в центр и успеть прогуляться по городу до начала матча. Об игре в который раз напоминает очередной тоннель – на выходе из парка.
На пути к центру эмблем на фонарных столбах и дорожных знаках меньше не становится.
«Много культур, одна страсть, никаких проблем», гласит антирасистский лозунг. Встречаются и другие призывы к хорошему, в переводе не нуждающиеся.
Уже в самом центре города дома увешаны флагами и растяжками, окна декорированы наклейками, а стены – рекламными плакатами.
А на дорогах в разных местах то и дело попадаются под ноги те самые звезды. Август Ленц, первый игрок «Боруссии», сыгравший за еще довоенную сборную Германии.
Звездочки в память о первом чемпионстве и об уже упомянутом Ади Прайслере.
На центральной площади, тем временем, уже буквально некуда ступить. Толпы людей в черно-желтом гуляют по близлежащим улочкам, сидят за столиками баров на улице, наслаждаясь прекрасной погодой, покупают или продают знаменитые немецкие сосиски.
Вам тоже бросились в глаза красные майки баварцев? Скажу честно – за болельщиками команды гостей, которых в тот день в городе было предостаточно, я наблюдала со смешанным чувством восторга и умиления. Даже не знаю, что цепляло больше: то, насколько в безопасности чувствуют себя фанаты клуба, который, мягко говоря, не сильно любят в этом городе, или их контакт с окружающими дортмундцами. Милая сцена на телевышке оказывается далеко не единственной – прямо рядом с нами на площади разыгрывается целый спектакль. Остановивший парочку баварцев дядя с клоунским красным носом пафосным жестом демонстрирует, что дальше их не пустит, после чего сворачивает шарик в руках в виде, пардон, фаллического символа и надевает одному из гостей на голову. Площадь разражается хохотом и аплодирует. Пострадавший баварец, давя смех, наигранно разводит руками и обменивается с красным носом коротким примирительным объятием. Для этих людей все это – игра. Повод развлечься, выплеснуть позитивную, а не негативную энергию. Не поучаствовать в драках и дебошах, а вот так вот весело провести время.
То тут, то там группы людей в красном сидят за столиками, болтают между собой и с подсаживавшимися иногда дортмундцами. Контакт, трудно поддающийся описанию и трудно-представимый между людьми в символике условных «Спартака» и «Зенита».
Некоторые остаются в стороне от клубных пристрастий и выражают заинтересованность в любимом виде спорта по-другому.
А еще один клубный фаншоп поражает главным образом не ассортиментом, а своими дизайнерскими решениями в интерьере.
На выходе из магазина чешет в затылке Левандовски, за столиком кафе пьет кофе Вацке, в отдалении идут по своим делам два Блащчиковски, шагающий мимо юноша поражает внешним сходством с Келем. Чем ближе стрелки часов подбираются к половине седьмого, тем больше футбол проникает в сознание каждого в городе.
На углу одной из центральных улиц идет бойкий розыгрыш футбольной атрибутики с автографами известных игроков. В центре Дортмунд, надо сказать, производит уже вполне себе европейское впечатление.
Еще один, неофициальный фаншоп «Боруссии» вполне стандартен по дизайну помещения, но действительно восхищает количеством и разнообразием представленных товаров. Три клубных магазина в городе и все три окупаемы и процветают – вот она, настоящая любовь города к своей команде.
Во многих магазинах, кафе, ресторанчиках и барах идут трансляции дневных матчей Бундеслиги. В одном из них мы уже давно присмотрели столик и попросили придержать его нам до начала матча. Любезные официанты не взяли с нас никаких денег за условную бронь, и, вернувшись туда после прогулки, мы с комфортом располагаемся у открытого окна напротив большого экрана, который уже демонстрирует предматчевый перформанс на стадионе.
Игру публика смотрит эмоционально. Искренняя радость после гола Гросскройца, выдох разочарования после не забитого пенальти… Чувство того, как дышит в такт атаке или обороне каждый болельщик сейчас здесь или в любом другом соседнем баре стоит того, чтобы отвлечься иногда от происходящего на поле и прочувствовать лишний раз это единение. Без всякой агрессии, о чем, наверное, излишне напоминать. Конечно, периодические «Scheiße!» после упущенного момента или потери мяча летят время от времени с разных сторон, но сразу же разбавляются смехом, пожиманием плечами и веселыми комментариями. О чем тут говорить, если футбол в баре многие смотрят вот так.
Вечером, возвращаясь в отель на метро, с улыбками наблюдаем на перроне за поездами, идущими в центр из западной части города – каждый вагон кажется изнутри черно-желтым.
Утром следующего дня, обменявшись в паре слов впечатлениями по игре с продавцом магазина, располагаемся в открытом баре напротив Роте-Эрде – стадиона второй команды «Боруссии». Любоваться оттуда на главную арену и на окружающих тоже приятно.
И по пути в центр продолжаем любоваться – уже тем, как в мелочах без устали проявляется никогда не проходящая футбольная лихорадка этого города.
Предсказанный счет оказался неверным, но сейчас это мало кого волнует.
А эта машина заставляет не только заснять себя со всех сторон, но и похихикать с одной из наклеек, гласящей (в вольном переводе): «Обладатели дубля без зависти и со всей симпатией поздравляют «Баварию» с вице-трэблом».
С этой аптеки тоже смеемся, вспоминаем, как ее фотографию выкладывал в Инстаграме одноименный игрок «Боруссии» и жалеем, что по воскресеньям все магазины в Европе традиционно закрыты – иначе обязательно зашли бы и попросили рассказать историю возникновения названия.
Киоск любит «Боруссию». И опять же – в нем не продается ничего имеющего отношения к футболу, только вода, овощи-фрукты и шоколадки.
Добираемся мы и до еще одной достопримечательности – бывшей городской пивоварни, ныне музея. Черно-желтые фигурки игроков настольного футбола вертятся, если кто-то не знает.
А также, говоря о музеях – именно Дортмунд был недавно выбран городом, в котором к осени 2014-го года построят музей немецкого футбола. Незадолго до матча «Боруссии» и «Баварии» представители НФС приезжали сюда на церемонию закладки первого камня.
По этой дороге мы возвращаемся обратно в свой район и последний раз оказываемся возле стадиона. Мусор с площади, оставшийся со вчерашнего дня, будут убирать только завтра, но он ничуть не портит вид. Наоборот – создает приятное ощущение того, что вечеринка удалась на славу.
Уходя вверх по дороге, оборачиваюсь и последний раз окидываю взглядом Вестфаленштадион. И, мысленно желая каждому неравнодушному к немецкому футболу хоть раз увидеть его, неожиданно понимаю, как назвать то самое чувство, возникшее в первый день, при первом же взгляде на эту арену.
Это странная смесь из уже упоминаемой дикости и свободы.
только я не понял зачем вы ехали в Дортмунд и не пошли на стадион, а смотрели игру в баре.)
Дортмундец с красным носом, баварец и улыбающаяся публика позади них - это достойно)) Там не только футбол витает в воздухе, но и счастье.
Спасибо)