13 мин.

Любовь, у которой нет...

Во главе спорта всегда стоял результат, ведь в этом и состоит его сущность – узнать кто сильнее. Тренеров, ставящих на первое место цель показать зрителям красоту игры, не так уж много. Этим-то и уникален Зденек Земан для современного футбола.

Тренерский путь чешского специалиста – это два фланговых нападающих и один центральный - трезубец, ранящий противника. Кажется, что больше ничего и нет.

Фото1

Честмир Выцпалек – легендарная личность для поклонников «Ювентуса» и «Палермо». Поставленный удар, умение играть в штрафной площади, остроумные передачи – передовые качества centrocampista. Выцпалек выступал за «Юве» в течение одного сезона в 1946-1947-ых годах при Ренато Чезарини. В команде Cè, заточенную на активные действия у чужих ворот, Честмир наряду с Карло Паролой и Ермесом Муккинелли играл одну из главных ролей. Только легендарный «Торино» тех времен помешал «бьянконери» завоевать скудетто. 

Выцпалек захочет уйти в «Палермо». А Чезарини, отработав еще один сезон, улетит в Аргентину.

Но как они вернутся! Чезарини в начале 60-х годов завоюет два подряд скудетто, во многом благодаря «магическому трио» - Сивори - Бониперти – Чарльз. Выцпалек, уже в качестве главного тренера, откроет новую страницу побед в истории «Ювентуса» - 70-80-е годы. 

Своими успехами на Апеннинском полуострове Выцпалек обязан Чезарини, который был для 25-летнего парня учителем в его первый сезон в Италии. Об этом вспоминал и сам Честмир. 

Честмир Выцпалек по материнской линии приходится дядей Зденеку Земану. Именно дядя привил любовь племянника к футболу. Выцпалек был страстным болельщиком пражской «Спарты». Приходя на уютную «Generali Arena», дядя с племянником садились на трибуну и наблюдали искрометную игру «Спарты». Стадион взрывался аплодисментами, когда Андрей Квашняк забивал очередной гол. И кто знает, может через призму времени Зденек Земан увидел в нём Франческо Тотти? Ведь Тотти, как и Квашняк, начинал играть с позиции атакующего полузащитника, плавно перерастая в крайнего нападающего (однажды Земан признался, что видит Тотти только на фланге, при этом зная его способности играть в центре).      

Но если бы не было Чезарини – болельщики «Ювентуса» и «Палермо» не вспоминали бы с теплотой в сердце Выцпалека, а если бы не было Выцпалека – то кто бы привел Зденека Земана в футбол? 

Фото2

Ренато Чезарини в составе "Ювентуса"

Фото3

Честмир Выцпалек - главный тренер "Ювентуса" в 1971-1974 годах

Чезарини и Выцпалек уделяли особое внимание игре в нападении, но при этом старались найти баланс и в обороне. А Земан наслаждался бесшабашной игрой «Спартака» из Травны и «Дуклы» из Праги. На протяжении всей карьеры Земан так остается в том далёком времени, когда практически все команды, выступавшие в чемпионате Чехословакии, были приверженцами сверхатакующего стиля игры. 

Да, его стиль архаичен и давно бы покрылся исторической пылью, но Земан в каждой команде дает ему новую жизнь. Новые эмоции болельщикам, и те непередаваемые мгновения прошлого. 

В нынешнем сезоне «Рома» Зденека Земана выделялась на общем фоне от других команд, играющих в серии А, как мы уже сказали, из-за стиля игры. 

Футбол – это игра двух команд. «Рома» играла сама и позволяла играть сопернику. Так зарождалась красота футбола Земана. Да, она противоречит ему самому, ведь он желает, чтобы «Рома» душила соперника на протяжении всего матча, но для нас, болельщиков, такой футбол по душе. 4-3-3, ставшие опорой тактической философии Земана, зачастую играют против него самого. Но тем он прекраснее, что он верит в этот стиль игры. Верит, что он приносит радость болельщикам.

После увольнения из «Ромы» многим показалось, что Рим – последняя остановка в тренерской карьере Зденека Земана. 

Zona Cesarini – 13 декабря 1931 года сборная Италии одержала тяжелейшую победу над Венгрией – 3:2. На последних минутах победный гол забил Чезарини. С тех пор пошло выражение «Зона Чезарини», что в буквальном смысле означает не сдаваться до конца. Болельщики Скуадры Адзурры и «Ювентуса», когда шли последние минуты матча, мысленно искали на поле Чезарини. А когда ему не удавалось поразить ворота в конце матча, то у болельщиков оставалось чувство «недосказанности». Такие чувства и остались после увольнения Зденека Земана. 

Недавно специалист поделился планами на будущее с корреспондентами La Gazzetta dello Sport. Представляем Вашему вниманию перевод интервью. 

Фото4

«Я люблю её больше, чем кто-либо другой. И был сильно разочарован, когда мне пришлось покинуть её. Честно говоря, я всегда ставил её интересы выше собственных. Всё, что я когда-либо говорил и делал, было направлено на то, чтобы помочь ей в развитии». 

Зденек Земан, словно обманутый любовник, говорит о чувствах и любви, нанесших ему рану, которая никак не заживает. Но предмет нашего разговора не связан с его женой Кьярой, с которой они скоро отметят рубиновую свадьбу. Источником меланхолии мужа, плавно перерастающей в несвойственное ему волнение, служит желание поквитаться за «его» любимую «Рому». 

«Я всё еще считаю себя главным тренером «Ромы», - воодушевленно делится переживаниями Зденек Земан. Он не хочет, чтобы романтическая связь, начавшаяся в далёком 1997-ом году, обрывалась. Спустя три месяца после самого болезненного увольнения в карьере, Земан решил рассказать: о прошлом, о настоящем и о будущем, о жизни в «Роме» и об итальянском футболе, о неутихающих спорах и тайнах. И, конечно же, о мечтах. 

Вы, наверное, долгое время размышляли о пребывании в «Роме». Что, по вашему мнению, не хватало вашей команде? 

- Общей цели на поле и за его пределами. Наши проблемы касались психологии – единство, которое основывается на дисциплине, уважении к правилам, желании работать и веры в то, что должно быть сделано. 

Какой опыт Вы извлекли из времени, проведенного в «Роме»?

- Я сожалею, что мне пришлось покинуть «Рому», но всегда из любой ситуации можно выделить для себя немало положительных моментов. Все знают, что «Рома» в некоторых играх сезона показывала лучший футбол в Италии. К примеру, в декабре мы победили «Фиорентину» и «Милан» с одинаковым счётом – 4:2, показывая при этом зрелищную игру. «Фиалок», которых смело можно назвать главным открытием сезона, мы обыграли дважды. «Милан»? В нынешнем сезоне «россонери» столько же пропустили только от «Барселоны». Причём, «Фиорентина» и «Милан» - два клуба, борющиеся за право играть в Лиге Чемпионов!

Я получил большое удовольствие от работы с молодыми игроками! Рад, что я смог внести свою лепту в развитие таких игроков, как Эрик Ламела, Алессандро Флоренци, Панайотис Тахцидис, Маркиньос. Ведь я работал на будущее…

Последние Ваше пребывание в стане «джаллоросси» у многих ассоциируется с проблемами во взаимоотношениях с игроками. Давайте начнём с Де Росси…

- Я никогда ничего не имел против Даниэле. При определении футболистов, которые выйдут на поле, я руководствовался исключительно тем, как игроки проявляли себя в играх и на тренировках. Итальянские газеты ставили ему оценку 5.42 из 10 – ведь это должно же о чём-то говорить. Или я ошибаюсь? 

Вы хоть раз пожалели о том, что отдавали предпочтение Тахцидису, а не Де Росси?  

- Я всегда восторгался Тахцидисом и тем, как он ответственно подводит к выполнению обязательств. Он производил на меня большое впечатление. Но будьте уверены, что ежели бы кто играл лучше Панайотиса, то на поле появлялся бы он. 

Присутствовал ли дискомфорт при общении с Освальдо и Пьяничем? 

- При мне Паоло забил 10 голов в 22-х матчах, хотя к тому времени он должен был забить как минимум двадцать. После того, как я покинул клуб, Освальдо забил всего один мяч в десяти играх. Думаю, что я справедливо относился к нему, когда сажал его на скамейку запасных. Если я и делал ему выговоры относительно некоторых вещей, то делал это ради его же блага. 

Пьянич при мне не появлялся на поле одну или две игры. Я пытался найти ему лучшее место на поле, чтобы показать все грани его таланта. Но это никому еще не удавалось.

Как Вы прокомментируете решение оставить Мартена Стекеленбурга на скамейке запасных, останавливая выбор на Мауро Гойкоэчеа? 

- Мне хочется прояснить эту ситуацию. Я никогда не подвергал сомнениям способности Мартена, даже когда он допускал ошибки. В матче с «Пармой» он получил травму, и я решил сделать ставку на Гойкоэчеа. На тот момент мы показывали хорошую игру и часто одерживали победы. Когда Мартен восстановился, мне показалось, что он потерял мотивацию, из-за чего его рост как футболиста прекратился. Вы знаете, что Мартен чуть не улетел в Англию играть за «Фулхэм». 

Промах в римском дерби, нелепые ошибки в матче с «Болоньей», поражение от «Кальяри»? Вам не кажется, что оплошности Гойкоэчеа сказались на положении «Ромы» в турнирной таблице?

- Единственные вещи, о которых помнят болельщики, так это неудачные выступления Мауро. Но я уверен, что он способный вратарь. 

Каждый человек совершает ошибки. А какие ошибки совершали Вы? 

- Возможно, я иногда неправильно делал выводы о способностях некоторых игроков. Но самую большую ошибку я совершил гораздо раньше. Когда принял предложение «Ромы»… Я наивно полагал, что руководство будет разделять мой энтузиазм и приверженность к «Роме». 

Вы обвиняли игроков в недостатке старания, а руководство – в отсутствии зафиксированных правил поведения. Какие сложности Вы испытывали в отношениях с руководством клуба? 

- Я обратил внимание на проблемы клуба! Разве это можно назвать ошибкой или еще как-нибудь? Я принимал во внимание интересы «Ромы»! Конкурентоспособная команда не может существовать, если у неё отсутствует дисциплина. Это сказал Жозе Моуриньо – более именитый тренер, чем я.

Почему «Рома» остановила выбор на Вас? 

- Иногда я тоже задаюсь этим вопросом. Моя философия кардинальным образом отличается от той, которой руководствуются владельцы клуба. Возможно, клубу нуждалось в имени, которое будет удерживать болельщиков на «Стадио Олимпико». 

Вы говорите, что клубы не могут работать, глядя только на турнирную таблицу, и, что клубу нужен президент, который является еще и болельщиком команды. «Рома» имеет тесные связи с организацией UniCredit, которой владеют американские бизнесмены. И Вы согласились присоединиться к команде. Как  Вы можете это объяснить? (журналисты намекают на то, что президент «Ромы» Джеймс Паллотта, постоянно проживая в Бостоне, занимается делами клуба только тогда, когда бывает в Риме)

- Когда я ставил подпись под контрактом, я не думал о банках и владельцах клуба. Я думал только о болельщиках. «Рома» - это всегда болельщики. 

Вас очень любили в «Пескаре». Возможно, стоило остаться там? 

- Я никогда не забуду людей, работавших со мной в «Пескаре». Я подарил много радости болельщикам клуба, благодаря тому, что нам удалось вывести клуб в серию А. 

Я сильно хотел подарить яркие эмоции и тифози «Ромы». Тринадцать лет тому назад мне не удалось закончить начатую работу. Я горел желанием взять реванш за то время. 

Что Вы можете ответить тем, кто говорит, что Ваши методы спортивной подготовки остались в далёком прошлом?

- Я бы им посоветовал пойти и посмотреть, как упорно тренируется Франческо Тотти! В свои тридцать шесть лет он является образцом для подражания у молодых игроков! 

Тотти… Что Вы еще можете сказать о нём? 

- Вы итак всё знаете… А я лишь хочу поблагодарить его. Он тот игрок, который, вступая на футбольное поле, отдает все силы игре. Он никогда не выходил за определенные рамки. Я считаю, что каждый должен следовать его примеру. Если кто-то отказывается это делать, то это его вина, а не Франческо.

Как Вы охарактеризуете итальянский футбол в целом?

- По моему мнению, зачастую там играют в посредственный футбол. Но я бы отметил совсем другое. 

Экономический кризис в футболе совпал с кризисом ценностей. В настоящее время многие клубы придают огромное значение мерчандайзингу, нежели тому, что происходит на футбольном поле. Большинство руководителей живут по принципу «больше и больше», который делает их своеобразными «заложниками» экономических отношений. Я считаю, что во главе всегда должна стоять спортивная культура! 

- Также отмечу «силу» платного телевидения и многих комментаторов, работающих там. Они, словно хулиганы, пытаются воздействовать на других людей. 

Давайте поговорим о будущем: Ваше имя связывают с работой в «Интере»?

- Честно говоря, это делает меня счастливым! Думаю, что не существует такого тренера, который бы отказался тренировать этот клуб. Я с большим уважением отношусь к президенту «Интера» Массимо Моратти. Мы с ним в чем-то похожи. Разве я смогу сказать ему «нет»? Проблема на самом деле в том, что ко мне никто не обращается». 

В интервью Моратти сказал: «Земан слишком стар? В глубине души он молод и полон свежих идей!»

- Я подозреваю, что он сказал это, принимая в должное тот факт, что мы почти ровесники. Страсть, которую он вкладывает в «Интер» доказывает, что он молод тоже. Моратти – прекрасный пример президента, который живёт и дышит ради клуба. 

«Интер» можно назвать переходной командой: в составе клуба присутствует много возрастных игроков. Для Вас стало бы это проблемой? 

 - Проблема не в возрасте, а в профессионализме и желании играть. Я говорил уже о Тотти, могу упомянуть еще и Хавьера Дзанетти. 

Второго сентября в гостевом матче с «Интером» болельщики хозяев посвятили Вам баннер: «Слава Земану – иконе чистого футбола!» ( болельщики «Интера» вспомнили обвинения в допинге ненавистного «Ювентуса» и сложные отношения с президентом Итальянской федерации футбола Джанкарло Абете, которого Земан называет врагом футбола – А.Д) 

Фото5

- Это обстоятельство вызвало у меня улыбку. Болельщики «Интера» всегда относились ко мне хорошо, также как и болельщики «Наполи». Следует сказать, что футбольные болельщики для меня главная часть футбола. Частенько у нас одни и те же взгляды на футбол. 

Как Вы прокомментируете тот факт, что компания GEA World приобрела второе дыхание? (GEA World – агентская контора, замешанная в Calciopoli.  Компанию обвиняли в махинациях при трансферах игроков. По итогам судебного разбирательства владельца GEA Алессандро Моджи, сын бывшего генерального директора «Ювентуса», был приговорен к тюремному заключению. 5 апреля 2013 года Алессандро заявил, что после семи «пустынных» лет, GEA возвращается. Стоит сказать, что компания приняла совершенно иную направленность – маркетинг и продвижение различных товаров. На презентации присутствовали немало знаменитых футбольных деятелей, таких как Джузеппе Маротта, Энрико Прециози, Адриано Галлиани – А.Д) 

- Итальянский футбол имеет очень короткую память. Вы говорите о «деловой этике»? Но я бы старался избегать этого слова, когда речь заходит о людях, которые были признаны виновными судом. Чем меньше в футболе осужденных, чем он лучше. 

Антонио Конте считает, что ни один итальянский клуб в ближайшее время не выиграет Лигу Чемпионов. Вы согласны? 

- Все зависит от того, как много усилий вкладывается в развитие молодежи и подготовки тренеров. Люди много говорят о строительстве новых стадионов – это, конечно же, хорошо, но чтобы он полностью заполнялся нужно показывать хорошую игру. Я вижу несколько менеджеров, некоторых руководителей и людей, которые позволяют игрокам управлять собою. 

Кто, по Вашему мнению, лучший тренер Европы? 

- Юпп Хайнкес. Если рассматривать «Баварию», то она мне нравится с точки зрения творчества и остроты паса. 

Лучший итальянский тренер? 

- Антонио Конте. «Ювентус» - это та команда, которая имеет единство и общую цель. «Бьянконери» превосходят конкурентов в серии А по всем компонентам. 

А Земан?

- А Земан мечтает создать «честный и чистый» футбол, направленный на развлечение зрителей, которые будут приходить смотреть его. 

P.S. После интервью поступила информация о том, что «Рома» намерена судиться с Земаном, который еще связан контрактом с клубом, за его высказывания. 

А Зденек продолжает любить «Рому». И хочется, чтобы это была любовь, у которой нет конца. 

Фото6

Интервью: La Gazzetta dello Sport

Перевод и адаптация: Андрей Денисов