4 мин.

Мемуары болельщика

Невозможное возможно. Никогда не придавал этой фразе особого значения. Но 25 мая 2005 года все изменилось.

 Для кого-то – это вырванный лист из календаря. Для других это счастливый день, для них прозвучал последний звонок. А для тех, кто в этот день находился в Стамбуле на финале Лиги Чемпионов, этот день стал незабываемым. На 44-ой минуте первого тайма высокий бразилец дал отличный пас вразрез, а невысокий кудрявый аргентинец убежал от английских защитников так, как убегает кролик от гончих. Поляк не выручил.

В ту злосчастную ночь я сидел один в своей комнате в абсолютной темноте. Каждый школьник знает, как тяжело упросить родителей разрешить посмотреть Лигу Чемпионов. Ведь им не понять того, что завтра все одноклассники будут обсуждать матч, а тебе придется лишь поддакивать и хвастаться просмотренным повтором. Но это был особенный день. Финал. Я даже не спрашивал ни у кого разрешения. Ведь играл Ливерпуль. Команда, плакат которой гордо висит в моей комнате с 2001 года. Родители не стали его снимать даже после моего отъезда в другой город.

Тот финал называют одним из самых лучших матчей в истории Лиги Чемпионов. Я его считаю великим. Милан 2005 года был восхитителен. Это была команда мечта. И если бы 2001 году я случайно не включил бы телевизор в тот момент, когда играл Ливерпуль, я наверняка стал бы болельщиком Милана. Невозможно было не болеть за команду, в которой играли бок о бок Кака и Пирло, Шевченко и Креспо, Мальдини и Неста, Зеедорф и старина Гаттузо. Но главными героями того матча были не игроки Милана. И даже не игроки Ливерпуля. Это были болельщики.

«Футбольную девственность» я потерял в 2000 году. Именно тогда я в первый раз попал на стадион. Этот день я никогда не забуду. Махачкала. Стадион Динамо. Анжи принимал у себя ЦСКА. Это был первый, и последний раз, когда мы с отцом вместе шли на футбол. Я сидел на верхней трибуне и ничего не понимая, смотрел, как игроки пинают мяч. Наши проигрывали, но тут внезапно игроки Анжи организовали атаку и забили гол. То, что произошло дальше, я помню очень смутно. Весь стадион вскочил, отец закинул меня к себе на шею, и я воочию увидел, как люди кричат, радуются и прыгают от счастья. Тогда Анжи выиграл со счетом 4:1. Анализируя ту ситуацию сейчас, я понимаю, что самые настоящие и искренние болельщики это те, которые ходят на матчи своей команды в первом дивизионе. Те, которые поддерживают команду, когда у нее не все хорошо складываются. Те, которые ни при каких обстоятельствах не позволяют себе ругать свою любимую команду, в тот момент, когда команда проигрывает. Те, которые продолжают приходить на стадион и поддерживать своих любимцев. В отличие от болельщиков (как они сами себя называют), кто во время матча «укает» и кричит позор. Это псевдо-болельщики. Мне за них стыдно.

Если бы болельщики Ливерпуля не были бы теми, кто они есть, Ливерпуль проиграл бы тот финал. Если бы я и другие болельщики Ливерпуля выключили бы телевизор после первого тайма, Ливерпуль проиграл бы. Вместо этого мы пели. Стадион запел так, что у каждого телезрителя по телу бежали мурашки. Даже по траве бежали мурашки. Болельщики верили в игроков. А игроки в свою очередь знали, как бы ни закончился этот матч, им не будут кричать позор и «укать». Их всегда поддержат и похлопают по плечу. Они вышли на второй тайм. Они сделали невозможное возможным.