3 мин.

Сезонные обострения

Паоло Ди Канио натурально бесился и сходил с ума, наблюдая за тем, как его команда выносит в гостях Ньюкасл в воскресенье. А в это самое время российское околофутбольное сообщество сходило с ума по своей самой прикольной забаве: "найди договорняк".

В субботу вечером Сергей Галицкий устроил твиттер-перебранку с нтвшниками, а в воскресенье эта переписка стала не только информационным событием, но и поводом брать довольно странные комментарии у довольно странных людей.

Тут в общем-то дело даже не в том, как в очередной раз наши изнывающие от безделья т.н. спортивные журналисты раздувают из твиттера сенсацию. Само по себе это дуракаваляние, разумеется, ничего общего с журналистикой не имеет. Собственно, никаких журналистских расследований на тему договорняков наши т.н. спортивные журналисты давно уже не проводят. Поскольку дела это темные, деньги приличные, а заинтересованность большая, и в таком расследовании для журналиста может содержаться определенный риск, в том числе риск физической расправы. На такой риск никто идти не хочет, а посему т.н. спортивные журналисты с куда большим энтузиазмом копипастят твиттер-перебранку владельца клуба с комментаторами спутникового канала на предмет "одна бабка сказала, что вот у вас тут договорняк". 

Причем данный конкретный случай забавен именно тем, что никаких видимых признаков договорного матча перед игрой не наблюдалось. Коэффициенты у буков не скакали, эпидемии травм у хозяев не обнаружилось. Сам матч мог вызвать именно те чувства, которые в принципе способен вызвать сегодня российский футбол - то есть никаких у всех, кроме тех, кто болеет за одну из команд. А все разговоры после матча, как довольно скоро выяснилось, базировались на словах персонажа, про которого известно только то, что он мошенник.

Всё это коллективное сумасшествие происходит из того, что целый ряд вопросов де-факто табуирован. Как никто не хочет назвать имена милых людей из города Грозный, которые тычут пистолетами в лица судей и ботинками в ребра футболистов, так никто не хочет всерьез разобраться в по-настоящему подозрительных матчах, проведя настоящее публичное расследование, которое дало бы исчерпывающий ответ на вопрос. Вместо этого российское околофутбольное сообщество давно уже питается разными полуслухами-полуфактами: кто кому сколько заплатил, кто кому что сказал, и кто кого за что выгнал.

В сущности, такая атмосфера предельно дружелюбна к коррупции, поскольку ничего достоверно ни про кого не известно, но под подозрением находятся решительно все. И человеку честному будет куда сложнее доказать, что он не верблюд, чем человеку бесчестному игнорировать даже справедливые обвинения. В этом свете ничего, кроме смеха, не вызывают совместные заявления о том, что т.н. спортивным журналистам в очередной раз погрозят пальцем.

Самое же печальное заключается в том, что в такой атмосфере заинтересованы если не все, то очень многие. Околофутбольные персонажи, нечистые на руку, отлично чувствуют себя в системе круговой поруки, у т.н. спортивных журналистов всегда есть пища для их т.н. статей, а у праздной публики - пища для досужих рассуждений. И сам факт того, что пища эта коричневого цвета и неважно пахнет, уже давно никого не смущает.

Смущает, правда, другое. Наши т.н. спортивные журналисты очень гордятся своим нонконформизмом и готовностью не продаться первому попавшемуся пресс-атташе, считают себя офигенно продвинутыми в обращении с новыми средствами коммуникации и усердно желают, чтобы наш футбол как-то очистился и в целом стал лучше. На деле же выясняется, что уровнем источника для них становится твиттер-болтовня и переписка с интернет-мошенником, а для серьезного журналистского расследования у них элементарно нет яиц.