Другая Италия. Как в серии А научились считать деньги
Когда болельщики читают о многомиллионных тратах футбольных клубов, многие, кажется, даже не пытаются осмыслить произошедшее: подумаешь, миллион туда, миллион сюда. Еще хуже, когда бережно относиться к деньгам перестают менеджеры команды.
Интересно, что даже сегодня в списке самых дорогих трансферов в истории можно найти несколько итальянских покупок. Правда, почти все – десятилетней давности. С особенным размахом в Серии А тратили деньги в 2001-м. Буффон перешел из «Пармы» в «Ювентус»: 54 миллиона евро. Деньги у туринцев тогда водились: только что был продан в «Реал» Зидан. Так что одного Буффона «Юве» оказалось мало, в «Лацио» приобрели Недведа, потратив 41 миллион. Две покупки, и обе попали в точку: Недвед и Буффон в Турине вышли на пик карьеры. Чего нельзя сказать об итальянском периоде карьеры Гаиски Мендьеты, тем же летом приехавшего как раз в «Лацио» за 48 миллионов. А еще годом раньше римляне отдали 55 миллионов за Эрнана Креспо. И это я еще ни слова не сказал о трансферных замашках «Интера», денег на игроков никогда не жалевшего. Или о «Милане», тем же летом прикупившем одним махом Руя Кошту и Индзаги. Сладкое время, итальянский финансовый разврат. Есть такой классический фильм Маттео Феррери, жесткая сатира на общество потребления. С выдающимися актерами своего времени в главных ролях: тут и Марчелло Мастрояни, и Филипп Нуаре, и Уго Тоньяцци. Итальянское название – La Grande Abbuffata. А если переводить на русский язык – «Большая жратва».
Когда в середине нулевых раздутые денежные пузыри стали лопаться, а карточные замки – рушиться, итальянские проблемы для человека постороннего могли быть не так заметны. Банкротились «Наполи» и «Фиорентина», трясло «Парму» и «Лацио», вылетал по известным причинам «Ювентус» – но «Интер» по-прежнему тратил деньги, а «Милан» каждые два года выходил в финал Лиги чемпионов. Затем еще и Массимо Моратти догадался наконец инвестировать серьезную сумму в выдающегося тренера, и его команда тоже стала сильнейшей в Европе. В общем, дело известное.
Десятилетие закончилось, и наследство потрачено. «Милан» еще какое-то время выезжал на своих прославленных ветеранах, но прошлым летом отправил на пенсию сразу несколько легенд. Достаточно забавно было читать возмущенные отклики фанатов миланского клуба, когда стало известно о продаже Ибрагимовича: дескать, что этот Берлускони делает с нашей великой командой? На самом-то деле Берлускони управляет своей командой, и, в отличие от некоторых болельщиков, имеет представление об экономике. «Милан», отказавшись от Ибрагимовича и Тиаго Силвы, получил 70 миллионов евро, срезал зарплатную ведомость и дал шанс молодежи. Прежде всего – Эль-Шаарави. Папу Сильвио не смутили ни акции протеста болельщиков команды, ни катастрофически плохо раскупавшиеся сезонные абонементы. Берлускони был прав: жизнь – это не компьютерный менеджер. Затеявший перестройку «Милан» был переварен «Барселоной» на «Камп Ноу», но у этого «Милана» есть потенциал и есть молодость. Вместо главной звезды – Ибрагимовича – в команду попал Балотелли, который намного моложе, в два раза меньше получает и играет в сборной страны. Со славной командой-2007, умения которой эксплуатировались на протяжении стольких лет, сейчас связывает только завершающий карьеру Амброзини.
Италия перестроилась. От «Интера»-2010 тоже почти ничего не осталось. Да, Тотти продолжает гнаться за рекордом Пиолы, но легенда «Ромы», по всей видимости, самодостаточная величина, принадлежащая истории, а не конкретному времени. Годы финансовых кошмаров пошли на пользу, и в Италии научились считать деньги. Всем известно, как виртуозно работает «Удинезе», каждый год зарабатывающий на своих выпускниках приличные деньги. Как сдержанно ведет свою политику в «Лацио» Клаудио Лотито, который не принес в клуб прежних безумных денег, зато подарил команде финансовое оздоровление. То, как ведется трансферная работа именно в Италии, – пример для подражания. Здесь как следует присматриваются, основательно торгуются, умеренно платят, а потом дорого продают. Тренерская школа в стране по-прежнему выдающаяся, даже больше – лучшая в мире. Еще бы давления на тренеров поменьше: когда очередной президент – mangio allenatore (Маурицио Дзампарини тут вне конкуренции) – гонит сто двадцать пятого по счету тренера, никакой пользы команде из этого не извлечь. Остаются в памяти какие-то вспышки хорошего футбола, но нет четко выверенной линии. Как опасно ошибиться в выборе наставника, уже убедилась «Фиорентина»: после ухода Пранделли в сборную угадать с тренером сразу не сумели, хотя Михайлович подавал определенные надежды. Команда-2010, так радовавшая в Лиге чемпионов приятным футболом, исчезла. И только сейчас, после появление Монтеллы, «Фиорентина» ожила. Интересно, насколько? И как долго текущий состав будет стабилен? И что будет после ухода Йоветича?
Италия стала другой, она никогда больше не будет швыряться деньгами. Скорее, готова забирать деньги у тех, кто экономить не собирается. Пора делать следующие шаги. Итальянцы обходят англичан в том, что касается умения разумно тратить деньги, но не умеют так же уверенно зарабатывать. И пока в стране не появятся современные заполненные стадионы, говорить о соперничестве с ведущими лигами Европы почти невозможно. Каждая инициатива по строительству собственной арены почти неизбежно натыкается на тяжелые переговоры с местной коммуной – попросту говоря, с местными властями. Это стена, которую итальянцам надо пробивать, чтобы двигать свой футбол вперед. Без стадиона – никуда. «Ювентус», вернувшийся на вершину, подтвердит.
Владимир Стогниенко
Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:
Кто выживет в РФПЛ? В чем причины спада «Анжи»? Кого бы из игроков хотел видеть в команде главный тренер «Волги» Юрий Калитвинцев? Какие расстановки и тактические схемы используют ведущие российские клубы? Каких футболистов летом можно будет подписать бесплатно? Как прошло украинское «класико»? Об этом и многом другом – в свежем номере еженедельника «Футбол».
Подписка на еженедельник открыта:
Всем понятно, что со стадиона в Италии проблема. Другой вопрос исследовать насколько это проблема(в денежном выражении), какие шаги были приняты в последние годы и тп. А ведь тем для разговора и анализа есть куча. "Паспорт болельщика" был введен с сезона 2009-2010. Что там он там принес и тп, Юве построил стадион, Удинезе вот разрешение получили. Можно посмотреть и как клубы финансируют новые стадионы, и есть ли смысл реконструировать старые.
Плюс можно было бы посмотреть как бизнес вели в том же Милане, Интере пару лет назад. Какие еще есть слабые места в бизнесе итальянских команд.
В общем, при всех скидках, от человека, закончившего финансовую академию, можно ждать материала более профессионального. Тут уровень понимания деловой стороны футбола ну совсем дилетантский.
Например, клуб "А" должен клубу "Б" 10 млн евро(допустим, за трансфер игрока), клуб Б должен 15 млн евро клубу "С", а клуб С должен 20 млн евро клубу А. Так вот чистые долги в этой системе: 10 млн евро(5 у "С" и 5 у "Б"). А у клуба "А" дебет в 10 млн.
В то время как суммарные обязательства, из которых состоят те самые 2,9 млрд евро, будут 10+15+20=45 млн евро.
Тем не менее, это, конечно, не так здорово, потому что ~1 млрд из этих ~3 млрд - это именно долги банкам(скажем так, финансовому сектору, ибо сюда же и разные фонды будут попадать). Причем c 2007-2008 по 2011-2012 эти долги выросли с 422 млн до 933 млн. Плюсом является то, что в краткосрочной перспективе рост был крайне небольшой с 928 до 933 млн евро. Тут опять же нужно смотреть, так как существенная часть этих долгов может быть внутренняя(владельцам), а, значит, они могут быть легко рефинансированы(просто конвертированы в акции).
Если же говорить о "чистом долге"(ну там примерно, тут есть свои тонкости, но черт с ними) то ситуация в "Серии А" не совсем хорошая, но и не очень плохая. И что важно, она налаживается. 826 млн евро чистых долгов на 2012-й год, на 7% ниже, чем год назад, но на 30% хуже, чем в 2008-м(293 млн).
Кстати, есть и другие плюсы. Так акционерный капитал вырос на 39% после обвала в 2010-2011, хотя по прежнему до показателей 2008-ого года еще далековато(на 15% показатель упал за 2008-2012).
В Испании ситуация с этим не лучше точно, вопрос насколько хуже. Кстати, ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ налоговые и социальные долги у Италии(серии А) более-менее в порядке. Это 243 млн евро на 2012-й, в 2008-й это было 258 млн евро. В общем, сумма в сравнении с капиталом, другими обязательствами - вполне нормальная, легко поверить, что боьшая часть этих 240 млн - это просто неизбежные в финансах вещи, типа разных лагов, сложных систем налоговых перерасчетов и тп. Кстати, в Италии ведь налоговое бремя даже чуток покруче многих других стран, обычно ты берешь НДС, налог на прибыль, соц страховку и налоги на доход(сотрудников). А в Италии ты еще платишь ИРАП(Imposta Regionale sulle Attività Produttive), в сущности, это региональный налог на солидарность. Фишка в том, что для футбола он не очень хороший, потому что он учитывает меньше расходов(расходы понижают сумму, которая облагается налогом). Плюс я не специалист в этой теме, надо бы проверить, посмотреть, но я где-то читал, что фишка налога в том, что из-за особенностей учета он не учитывает траты на трансферы(они амортизируются), а вот прибыль с них входит в облагаемую сумму. Это, честно говоря, очень "по-итальянски", если это все же так. Факт в том, что многие фут бизнесмены жалуются на IRAP и не просто так.
Пример:
"Берлускони наплевал на мнение фанатов и на сезонные абонементы (т.е. на посещаемость) - ой как хорошо!"
"Посещаемость плохая - ой как нехорошо!".
Увидеть, что Берлускони выиграв в одном, проиграл в другом, автор так и не удосужился.
Палермо - другой случай, там продают игроков на немалые суммы(+48 млн евро в 2009-м, ноль в 2010-м, потом +25,5млн и +35,5 млн), но при этом в прибыльность это не трансформируется. С 2012 по 2007-й год итоговая прибыль была следующей: -4 млн евро, +8, -17, +18, -4, +1. Итог +2 млн евро. Как бы нормально, даже хорошо, вот только продавать-то уже особо и некого, а без продаж игроков - привет убытки в 15-20 млн евро в год.
Так что сбалансирован Палермо так себе.
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/businessfoot/
Скоро "итальянская секция" должна будет "открыться")
Так что "54 млн евро" - недалеко от правды и вполне возможная, резонная цена.