Авторецензия. Последний эфир
Это была трудная неделя. Слишком многое из того, что задумывалось, сорвалось. Это будни, это бывает; но когда в последний момент сорвавшемуся ищешь замену, всегда волнительно - а сработает ли, а не будет ли выглядеть собранным на коленке.
Но в этот раз получилось. Потому что как раз материалом, придуманным срочно и на замену, был анализ игры Билялетдинова за Эвертон. Вообще говоря, при нормальном раскладе из этого получилось бы видео на студию. Но материал был нужен. Считаю, Денис Казанский сделал его просто виртуозно. Он за счёт игрового начала в сюжете ушел от жанровой близости с разбором матчей наших в Лиге Чемпионов, а вообще привлек массу очень интересного дополнительного материала. В связке с репортажем из Ливерпуля, по-моему, получился хороший смысловой и эмоциональный центр передачи.
Съёмки в Ливерпуле, разумеется - специфические. Сам журналист снимал портативной камерой. Это выглядит не так, как материал, нормально отснятый нормальной полноценной бригадой (особенно страдают видовые планы - нет штатива и слабее оптика), и таким жанром важно не злоупотреблять; но в данном случае именно сама такая возможность позволила в принципе иметь такой сюжет. Слабости в данном жанре должны становиться плюсом - камера дрожит, зато это, в частности, эффект присутствия.
Хит-парад "худшие за месяц" идет у нас по-прежнему трудно. Не приму упреков в надуманности - все результаты сугубо статистические. Но проработка может быть лучше. Нормальный процесс.
Хотелось бы поговорить о материале под условным названием "Шанс Шунина". Это, конечно, непрямое такое следствие горячей темы недели - истории "Веллитон - Габулов". Я разговаривал с одним коллегой, близким мне человеком, мнение которого ценю, и он мне сказал, в общем, что этьо было интересно, но выглядело как этакая заплатка на месте интервью Шунина или, допустим, съемок Габулова в больнице, которые были бы более актуальным выражением темы.
Вот с этим я как раз не согласен. Это как раз вещь концептуальная.
Я против того, чтобы снимать Габулова в больнице. Вернее, против того, чтобы ставить такую задачу перед программой. То есть если допустить, что в больнице, допустим, был организован брифинг для трёх спортивных газет и двух телекомпаний - мы бы туда поехали. Я имею в виду, что прорываться, чтобы снять больничную койку и тому подобное, я считаю для ФК неправильным. Эта задача может стоять, например, перед новостями. А мы должны быть респектабельной программой. У нас должен быть в первую очередь эксклюзив хода, эксклюзив мысли. "Горячие" съемки - жанр, который должен встречаться в еженедельной программе с частотой перца чили в блюдах, и такими же дозами.
Интервью с Шуниным было бы тоже неправильным ходом. Во-первых, я не уверен, что Шунин или подавляющее большинство игроков на его месте в состоянии своими словами сказать сейчас о подобной ситуации что-то небанальное. Будь я на их месте, я бы тоже не смог. Во-вторых, если мы будем ставить перед собой подобные задачи, то надо понимать: если Шунин настроен об этом говорить, то до пятницы его об этом смогут спросить все. А это значит, что мы допускаем на уровне плана, концептуально, так сказать, ситуацию, когда нам по фигу, что ровно все, что наснимаем мы, люди могут прочесть в утренних газетах. Это будет повтор.
То есть и съемки Габулова в больнице, и съемка интервью с Шуниным - они возможны. Но на это не может быть сделана ставка. В этом нет того хода, который обусловил бы появление материала в программе.
Ход, по замыслу, был в том, что само появление Антона в позапрошлом сезоне сейчас вспоминается как некая сказка. Это было очень ярко, и это прекратилось вдруг. И этого нет сейчас в соответствии с нормальной житейской логикой - играет более сильный игрок.
Но почему нам сейчас вообще может быть интересно, что Шунин заиграет? В конце концов, ситуации, когда один игрок выбывает - из-за травмы, или дисквалификации, или ещё как-то, и вместо него выходит другой, - эти ситуации абсолютно будничны. Нам интересен Шунин именно потому, что была вот такая fairytale - как молодой красивый мальчишка вдруг вскочил в ворота и заиграл так, что в итоге получил приглашение в национальную сборную. И даже сыграл за неё.
Наш плюс как футбольного канала в том, что мы могли постараться возродить то ощущение. Тот вкус, ту страсть. И - актуализировать это нынешним днём, вот для этого записали интервью с Владимиром Пильгуем (кстати, это мой абсолютно любимый эксперт по вратарской игре).
На мой взгляд, этого не получилось. Мы договорились с Моссом, автором материала, ещё поспорить на эту тему, но в данный момент моя точка зрения вот такова. Наш настоящий эксклюзив был именно в том, чтобы сделать вот такое немного сентиментальное, эмоциональное возвращение в два года назад. Азарт ситуации именно в этом. А получился крен в сторону интервью с экспертом, и вышло, что то единственное, чем только мы обладаем, мы не использовали. Это была надежда на тонкую игру, а сработал в общем-то шаблон.
Получился совершенно нормальный материал. Ниже четверки он не заслуживает; нормальный, качественный материал. Но мог получиться, по-моему, хит.
С другой стороны, наша позиция в том, чтобы не диктовать автору подход к материалу. Можно диктовать. Но если журналисты будут просто исполнителями заданий, от этого потери будут куда серьезнее, чем если давать свободу и иногда слегка разочаровываться тем, как этой свободой воспользовано.)
По материалу "ЦСКА vs Рубин в Лиге" у меня есть только одно замечание: нужно было в тексте четче акцентировать внимание на изменение "счета" в этом заочном матче. Понятность немного пострадала. Но вообще я доволен.
Сюжет про Феолу - один из материалов, которые мы делаем про запас. Он был сочинен летом, сделан в августе, а теперь лежал и ждал своего часа - ведь столетие расплывчатый повод, в любой день года может вспомниться. Вот мы сейчас и вспомнили, на неделе, когда что-то сорвалось. Так неожиданно, и "для своих" это была очень смысловая нотка, что высказывания Феолы были озвучены голосом Розанова... Да еще в сочетании с мельниковскими интонациями, да ещё реализованное изобретательным монтажом Димы Савина. Цепануло. А ведь сюжет сделан на голом месте. В общей сложности планов с участием непосредственно Феолы у нас максимум секунд двадцать наберется...
Себе ставлю за работу в студии четыре с плюсом. В данном случае, когда программа состояла совсем уж "из лоскутиков", требовалось четко вести "линию", расставлять акценты. Если этого не сделать, программа рассыплется. Это получилось. Впрочем, гораздо важнее, что материалы получились в целом выше ожиданий.
У меня всё.
Как бы сказал Юрий Розанов: Мизантропская тема...)
Суровые будни.
пиараст, посылающий в жопу...неоригинально, но смешно. поржал
Про Билла - это самый high class. Тут браво!
В целом хорошо сделали, иногда, правда, программа теряла свою динамику. Например, сюжет про «худших из лучших»: продолжительный материал, но нудный. На нём я зазевался. Паузы с видеорядом эпизодов игры худших игроков тормозят программу. А когда после каждого «неудачника» звучит песенка «ла-ла-ла-ла», хочется поскорее выключить звук. Но это все детали. Есть один существенный косяк.
Василий! В ваших подводках к сюжетам вы часто говорите тоже самое, о чем чуть позднее говорят их авторы. Например, «Сыграли с одинаковым счетом 3:1», «Сыграли ниже своих возможностей», «Фиола первый привел свою команду к Чемпионству и создал схему 4-4-2». Не хочется слушать повторяющуюся инфу. Ощущение, как будто автор сюжета и ведущий не обсуждали о чем они будут рассказывать в своих дополняющих друг друга материалах.
Могу выделить сюжет из Ливерпуля. Класс! Только перед словами о «Биттлах», непонятно, что сказал Билл, его речь почему-то резко оборвали.