Валера, верим?
25 ноября 2012 года «Спартак» по всем статьям уступил московскому «Динамо» – 1:5. Через несколько минут после финального свистка наставник «красно-белых» Унаи Эмери был отправлен в закономерную отставку. Экстренным преемником баска на тренерском мостике стал гендиректор клуба Валерий Карпин, повторно вошедший в «спартаковскую» реку.
Он сидел, нервно потирая ладони и стараясь придвинуть неудобный микрофон как можно ближе, чтобы его голос звучал внятно, твердо и четко. Борясь с сухостью во рту и волнением, он облизывал губы, готовясь произнести единственную фразу. Как новость примут журналисты? Чего ждать от непредсказуемой прессы? Обрадуются ли болельщики? Это ведь и его, гендиректорская ошибка. Вторая уже, между прочим. Ладно, пора. Он в очередной раз поправил микрофон, посмотрел куда-то в сторону, набрал воздуха и произнес:
- Акционерами клуба принято решение, что Унаи Эмери больше не будет тренировать «Спартак».
Бурные аплодисменты.
Он с облегчением выдохнул и продолжил:
- Что будет дальше? Завтра-послезавтра вы обо всем узнаете.
Репортеры, конечно, обо всем догадались и без суточного ожидания. Стало понятно: исполняющим обязанности главного тренера московского «Спартака» будет тот самый человек, который только что сообщил об увольнении Эмери.
Нарвская застава
Валерий Карпин родился 2 декабря 1969 года в эстонской Нарве. Само собой, в Прибалтике будущий рулевой «Спартака» испытывал определенные сложности с просмотром футбольных матчей. Своей сильной команды в Эстонии не имелось, поэтому Валерий, по примеру отца, поклонника московского «Торпедо», тоже начал переживать за автозаводцев. Эти переживания, как признался позже Карпин, быстро сошли на нет: телевизор отказывался регулярно показывать чемпионат СССР, а без визуального атрибута болеть за кого-то очень непросто. Выходом из положения стали еврокубки, в которых отечественные коллективы играли часто и небезуспешно. Для Карпина, с восьми лет занимавшегося футболом в таллинском «Спорте», стабильные трансляции международных баталий были настоящей отдушиной. Интересно, что уроженец Нарвы довольно долго и выносливо совмещал походы в секции хоккея и футбола. Окончательный выбор Валерий сделал в 15 лет, отодвинув шайбу на второй план.
Какие перспективы, объективно говоря, были у полузащитника эстонского «Спорта»? Вторая лига первенства СССР казалась небесной манной, но Валерий мечтал о большем. Грезы остались бы типичными несбывшимися надеждами, если бы в «Спорт» не пришел знаменитый мотиватор Валерий Овчинников, сумевший убить сразу двух очень значимых для Карпина зайцев. Сначала специалист по прозвищу «Борман» оперативно решил все проблемы подопечного с воинской службой («Служил» я в «Спорте», – с улыбкой вспоминал Валерий), а затем, понимая, что в Эстонии светловолосый левый вингер задерживаться не должен, продемонстрировал одаренного хавбека селекционерам известных союзных клубов.
Московские будни
Впрочем, полностью проигнорировать армию у Карпина не получилось. Будучи звездой популярных детско-юношеских турниров «Кожаный мяч», он знал, что жернова конкуренции в советском футболе способны перемолоть любого, а столичные жернова опасны вдвойне.
И все-таки Валерий решился на переезд в Москву, где попал в обойму ЦСКА. Три матча за «красно-синих» – хорошее начало для 19-летнего полузащитника, еще недавно шнуровавшего бутсы во второй лиге. Увы, рассказы о суровом отборе оказались правдой: в том же 1998-м эстонского новичка сослали в фарм-клуб армейцев, ЦСКА-2. Через год, решив, что цифра «два» в названии для него неприемлема, Карпин подался в Воронеж. За местный «Факел» Валерий играл почти постоянно, получая, к тому же, солидную «инженерскую» (профессионального спорта в СССР, как известно, не было) зарплату в 180 рублей без учета хороших премиальных. Яркая игра за воронежский клуб привлекла внимание скаутов «Спартака», предложивших Карпину вернуться в столицу. Почти любой современный футболист, услышав о трехкратном (хавбеку предложили 60 рублей в месяц) понижении зарплаты, с легким сердцем и улыбкой на устах отказал бы потенциальному работодателю. В книге Игоря Рабинера «Спартаковские исповеди». Валерий Георгиевич вспоминает:
-Сомнений, стоит ли переходить, не испытывал никаких. В 21 год, если нормально к жизни относишься, деньги у тебя не могут быть на первом месте. Где престижнее играть – в «Факеле» или «Спартаке»? То-то и оно.
Олег Иванович Романцев (подчеркиваю, ранний Олег Иванович Романцев) умел увидеть в футболисте изюминку и переставить его на абсолютно другую позицию. К примеру, Игорь Ледяхов, выступавший в роли модного в ту пору «последнего защитника» был передвинут вплотную к атаке. Как показало время, Романцев этой метаморфозой попал в точку, открыв в подопечном новые возможности. Карпина Олег Иванович переместил с левого фланга на правый. Однако главное, по мнению Валерия Георгиевича, заключалось не в этом:
-Не скажу, что время, допустим, у Валерия Овчинникова в таллинском «Спорте» или у Анатолия Полосина в воронежском «Факеле» прошло для меня даром. Но тому, что на поле надо не только бегать, но и думать, меня научил Олег Ива- нович Романцев. 100% моего пони- мания футбола – от него.
В футбольной карьере Валерия Карпина случалось всякое. Он стал автором первого гола за сборную после развала Союза, подписывал печально известное «письмо четырнадцати», уезжал в Испанию и активно боролся за свои права. Футболист из города с население менее ста тысяч человек стал уважаемой персоной на Западе, одним из самых авторитетных легионеров во всей Примере. Выступая за баскский «Реал Сосьедад», Карпин находил время и для судебных распрей. Так, уже в 2000 году, хавбек добился равноправия в социальном обеспечении для граждан России и Испании. Удивительно, но Валерий заботился не только о спортсменах, но и о простых гражданах, испытывавших какие-либо затруднения. В мае 2005 года обладатель трех паспортов, член клуба Григория Федотова и автор семнадцати мячей за сборную России принял решение повесить бутсы на гвоздь.
После окончания карьеры деятельный россиянин спонсировал испанские команды по велоспорту и волейболу с характерными названиями – «Карпин-Галисия» и «Виго Карпин». В том же 2005-м не желавший лежать на диване перед телевизором Валерий попал в сборную России по пляжному футболу, но из-за повреждения так и не сыграл на серебряном для нашей команды Кубке Европы. Кроме того, Карпин оттачивал ораторское мастерство в эфире испанской футбольной программы El Rondo.
Муки «народной команды»
Начало нового тысячелетия «Спартак» встретил очередными чемпионствами. В России в ту пору только начиналось становление «Локомотива», ЦСКА выступал очень неровно, а «Зенит» бредил «бронзой» 2001-го. В отсутствии сопротивления и таится смысл тех побед «красно-белых», давным-давно начавших свое постепенное разложение.
Воздушный замок рухнул в 2003 году. На зарплате в «Спартаке» числилось полсотни футболистов, подавляющее большинство которых фанаты метко окрестили «сбитыми с пальмы». Открытые и в хорошем смысле разговорчивые Егор Титов и Максим Калиниченко до сих пор любят вспоминать о чудачествах легионеров. Кто-то настолько боялся уколов, что прятался от шприца в туалете, а кто-то, по замыслу позднего Романцева, должен был перебегать Роберто Карлоса. Самая замечательная история того времени – покупка Мукунку. Вместе с защитником «Спартаку» досталась... конголезская команда. Печально, но имущество африканского коллектива исчислялось парой десятков матрасов и скромным стадионом.
В 2003-м погрязшая в допинговом скандале «народная команда» с трудом финишировала на десятом месте в таблице. Через год в клуб пришел Александр Старков, постепенно выводивший девятикратных чемпионов из кризиса. Однако латвийский специалист пропагандировал оборонительный стиль, что неминуемо сказывалось на зрелищности. Выучившие два кодовых слова («стеночки» и «забегания») спартаковские поклонники не смогли принять тихого и спокойного Старкова. Три года подряд «красно-белые» обидно останавливались в шаге от высшей ступени пьедестала.
8 августа 2008 года в качестве генерального директора футбольного клуба «Спартак» был представлен Валерий Карпин. «Москвичей» в ту пору возглавлял Станислав Черчесов, в июле оконфузившийся в главном дерби страны с ЦСКА (1:5) и обвинивший во всех грехах ветеранов, Титова и Калиниченко. Так сложилось, что последним матчем экс-голкипера сборной страны во главе «красно-белых» стало беспросветное поражение от киевского «Динамо» в отборочном раунде Лиги Чемпионов. После той игры болельщики шли за мрачным Карпиным, задавая резонные вопросы. «Валера, когда это кончится? Валера, что делать? Валера, почему?» Новоиспеченный гендиректор обернулся:
-Ребята, завтра все кончится. Я обещаю вам.
14 августа Черчесова отправили в отставку. Валерий Георгиевич, заручившись доверием Леонида Арнольдовича Федуна, приступил к поискам подходящего «Спартаку» тренера. Вскоре в Москву приехал Микаэль Лаудруп, один из лучших футболистов сборной Дании за всю ее историю. Нынешний коуч «Суонси» запрягал так долго, что терпение Карпина и замершей в ожидании многомиллионной «красно-белой» торсиды лопнуло. В российской столице датчанин проработал всего семь месяцев.
Валерий Георгиевич, органично смотрящийся в классических костюмах, убедил акционеров «народной команды» в бесперспективности поисков нового рулевого в конце весны. Боссы выслушали аргументы трехкратного чемпиона России, доверив ему совмещать две ключевые должности. Помимо всего прочего, в качестве консультанта в коллектив вернулся отдохнувший и посвежевший Олег Иванович Романцев.
Аварийные сигналы приставки «и.о.» преследовали Карпина до ноября 2009 года. Приведя подопечных к четвертому месту в Премьер-Лиге, он нехотя («Не знаю, чему новому меня могут научить на курсах по подготовке», – его слова) получил тренерскую лицензию нужной категории и вполне официально возглавил «Спартак».
За три года Валерий Георгиевич смог выиграть межсезонный товарищеский турнир Copa del Sol 2012 и чудом завоевать серебряные медали чемпионата России. Тем не менее, многие футбольные специалисты признают, что часто Карпину катастрофически не везло. После обидного поражения от «Рубина» в 2010 году гражданин трех стран на пресс-конференции полушутя упомянул о влиянии потусторонних сил:
-Столько моментов, с линии вратарской бьем, в перекладину. Может, в церковь пора сходить? Тренеру не положено это говорить, но тут вопрос фарта или не фарта. Один тычок в сторону наших ворот - и гол, а у нас 10 ударов в створ ворот, когда вратарь уже лежит, все равно в него попадаем, можно говорить о церкви.
Главное достижение уроженца Нарвы в еврокубках – выход в четвертьфинал Лиги Европы-2010/11. Из второго по престижности континентального турнира «Спартак», правда, вылетел с грохотом, уступив «Порту» по сумме двух матчей 3:10. После ответной игры болельщики вновь поджидали Карпина возле стадиона. «Валера, иди сюда! Валера, что делать? Валера, почему?» «Валера» (уважения в таком обращении больше, чем в ироническом «Максим Львович» в адрес гендиректора «Зенита» Митрофанова) доходчиво и понятно разъяснил аудитории, почему его подопечные оказались наголову биты будущим победителем того розыгрыша европейской лиги. Злость и агрессия сменились умеренным оптимизмом, выраженном в ставшей крылатой фразе «Валера, верим!».
Ключевое свойство Карпина-тренера – хроническая неудовлетворенность. Иные специалисты после неудач произносят кодовую фразу о нехватке свежести. Валерий Георгиевич предпочитает мыслить другими категориями. «Будем работать», – основной рефрен светловолосого тренера в случае поражения. В отставку в мае 2012-го он ушел сам, по собственному желанию. Признался, что очень и очень устал. Провел переговоры и пригласил в «народную команду» трижды бронзового призера Ла Лиги Унаи Эмери. Баск во многом стал заложником обстоятельств: не привыкнув работать в условиях цейтнота, испанец начал суетиться. Нервозность передалась футболистам, так и не принявшим иноземного гостя.
Второе пришествие Карпина происходит в более спокойной обстановке. В Премьер-Лиге у москвичей шансов на победу практически не осталось, а из еврокубков «красно-белые» де-юре вылетели еще после пятого тура группового этапа Лиги Чемпионов. Вновь принявший «Спартак» Валерий Георгиевич за первые два матча по инерции набрал ноль очков. Первая его игра пришлась на дерби двух столиц. «Зениту» «девятикратные» уступили со счетом 2:4, но мудрый Лучано Спаллетти по достоинству оценил смелость коллеги:
- Отношусь к Карпину со всем уважением. Карпин показал, что он очень смелый человек, для которого небезразличны цвета «Спартака». Он принял команду в очень тяжелый для нее момент. Кому-то может показаться, что ситуация идеальна: ушел старый тренер, игроки могут воспрянуть, после чего все лавры – у сменщика. Но в реальности все может быть иначе, так и произошло сегодня – его команда проиграла. В этой сложной ситуации, как я уже сказал, Карпин про- явил смелость и доказал, что клуб для него действительно важен.
Сможет ли 43-летний специалист выправить «красно-белые» суставы в нужном направлении? По крайней мере, в Валеру верят.