7 мин.

Дуги Бримсон: «Ни одна страна так и не победила хулиганов»

Тысячи километров выездов, «хореографии» во всю трибуну, отстаивание чести клуба кулаками – добиться уважения в фанатской среде можно разными способами. Дуги Бримсон взялся жечь глаголом вместо пиротехники. Автор десятка книг о фанатизме и хулиганизме, сценарист фильма «Хулиганы Зеленой улицы», советник рабочей группы британского правительства по вопросам футбольных беспорядков, в беседе с еженедельником «Футбол» Бримсон оценил российский закон «О болельщиках», пояснил суть хулиганства и наметил перспективы на будущее.

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

- Зачем создаются хулиганские фирмы, в чем романтика?

– Сомневаюсь, что у кого-то была специальная идея создать фирму, они просто появляются и развиваются с течением времени. Многие люди всего лишь находились вокруг хулиганской культуры в течение нескольких лет. И это притягивает – быть частью чего-то большого, чем является фанатизм. В этом есть дух товарищества, который можно найти в армии – когда окружающие тебя люди почти становятся второй семьей.

- Но почему субкультура хулиганов сложилась именно вокруг футбола, а не другого вида спорта – того же хоккея?

– Неправильно считать, что в других видах спорта нет похожих проблем. Однако ничего, подобного футболу, вам не найти просто потому, что это самая популярная игра на планете. Футбол – это место, где мужчины традиционно собирались, чтобы поговорить не только об игре, а о жизни, политике, женщинах и миллионах других вещей.

Если вы находитесь в таком окружении, где порождаемая футболом страсть очень сильна, довольно скоро вам придется защищать свои ценности. В конечном итоге наступит момент, когда рядом с вами появятся люди, согласные пойти на крайние меры: они готовы сражаться за свои цвета. Со временем ваша известность будет расти, превращаясь в нечто большее. Все это довольно очевидно, если говорить простыми терминами.

- Почему хулиганство особенно развито в Восточной Европе, хотя на Западе эти традиции старше?

– Просто в Западной Европе полиция вела себя гораздо активнее в борьбе с хулиганством, из-за чего проблема пошла на спад. Страны восточной части занимаются этим намного медленнее, хотя постепенно догоняют соседей.

- Насколько фанатизм связан с национализмом и расизмом?

– Нужно исходить из конкретной страны. В Англии никакой связи проследить не удастся, потому что мы традиционно не поддерживаем национализм, а сторонники этой идеи осуждаются. Тем не менее в других странах национализм в порядке вещей. Как я говорил, «террасы» (фанатские трибуны. – Ред.) всегда были местом, где мужчины собирались, чтобы обсудить политику, высказать собственные идеи, кого-то обругать и так далее. Но если оставить все вариться в собственном соку, мы получим проблемы, с которыми столкнулись в бывшей Югославии.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ХУЛЛЗ

- Англия победила футбольное хулиганство?

– В Англии этот вопрос остается очень сложным. Во многом благодаря полиции и использованию систем видеонаблюдения внутри стадионов насилие удалось нейтрализовать. Однако культура ненависти, которая подпитывает хулиганское движение, никуда не исчезала и угроза столкновений сохраняется. Особенно на улицах и за пределами баров. Достаточно взглянуть на количество полицейских во время игр, чтобы убедиться в этом.

Принимая все это во внимание, то, что сейчас происходит в Англии, можно назвать ненасильственной хулиганской сценой. Мы имеем все атрибуты, кроме непосредственно акта боевых действий. Иногда случаются столкновения, но это редкие случаи.

Тем не менее насилие вполне может вернуться на английские стадионы. Причем по совсем иным причинам, не имеющим отношения к хулиганской субкультуре. Возможно, это будет связано с протестом Against Modern Football.

Against Modern Football – лозунг футбольных фанатов, выступающих против коммерциализации спорта и за возвращение футбола к традициям «игры работяг». 

- В Британии существует деление на болельщиков и хулиганов?

– Хулиганы – это тоже болельщики, было бы ошибкой говорить обратное. Ведь футбол и есть основная причина, из-за которой они дерутся. Лучшее описание, которое я могу подобрать этой группе, – «болельщики, готовые пойти на крайние меры». Ведь защита чести своего клуба для них очень важная вещь.

- В какой стране сейчас самые сильные бойцы?

– В каждом чемпионате существуют проблемы с хулиганами, и двадцать парней могут вызвать хаос независимо от того, откуда они родом. Одни из самых жестоких трибун мне довелось наблюдать на Кипре. Но составить рейтинг очень сложно. Хотя Англия всегда будет высоко стоять в этом списке. Просто потому, что у нас чрезвычайно много фирм, которые до сих пор активны.

КНУТ ИЛИ ПРЯНИК

- Правительство России готовится принять закон «О болельщиках». Подействует он на хулиганов?

– В чем-то этот закон похож на тот, что успешно действует в Англии. Тем не менее есть существенная ошибка: закон имеет дело только с проблемами внутри стадиона, и его влияние заканчивается за пределами арен. А там остаются вопросы, которые лежат в основании футбольного хулиганства, наиболее важной частью которого является ненависть. Только в полной мере взглянув на ситуацию, можно решить проблему футбольного насилия, но пока ни одной стране не удалось сделать этого.

- И как бороться с хулиганами: кнутом или пряником?

– В каждой стране, столкнувшейся с хулиганами, использовали кнут – и никому не удалось добиться полного успеха. Безусловно, закон должен играть важную роль, но после стольких лет борьбы не пора ли придумать что-нибудь новое? Мне как эксперту «пряник» видится единственным способом остановить хулиганов. Но для этого нужно вовлечь их в дискуссию: в конце концов, именно они находятся в центре проблемы.

- Фанаты в России протестуют против нового закона. Могут ли запреты убить фанатизм вовсе?

– Я полностью солидарен с ними. В конечном счете игра и закон стремятся уничтожить очень важную часть не только самого футбола, но и их жизни. Очевидно, что фанаты будут пытаться защищать свои ценности. И российские власти на самом деле сильно рискуют, потому что протест может очень быстро выйти из-под контроля.

- Но польские фанаты испытали репрессии перед Евро-2012, а хулиганы и ультрас сохранили дееспособность.

– Просто история показала нам одну вещь: репрессии никогда не будут работать против хулиганов. Трагедия «Эйзеля» произошла в 1985 году, 28 лет назад, но мы все еще говорим о проблеме насилия в футболе!

Простая истина заключается в том, что хулиганство развивается так же, как развивается сама игра. Но что движет эволюцией «террас»? Прежде всего закон. Поэтому никак не найдется решение этой проблемы. Люди оставляют фанатизм по разным причинам: семья, возраст, скука, проблемы с полицией, – но ушедшие всегда будут заменены на более молодых ребят. Так это работает и, вероятно, будет работать всегда.

- Каким вы видите будущее европейского фанатизма и футбольного хулиганства?

– К сожалению, я не вижу причин, по которым хулиганство пойдет на спад. Еще и потому, что власть и средства массовой информации в нынешний момент, кажется, более зациклены на проблеме расизма. Но я вижу рост активности на трибунах, будь то линия «Против современного футбола» или даже появление какого-то политического движения. За последние годы я много писал об этом: что все больше людей становятся безразличными к «мэйнстриму» в политике, что число отказывающихся от участия в выборах растет. А теперь представьте, какой мощной окажется политическая партия, если она сумеет использовать силу трибун!

Вячеслав Опахин

 

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Фотографии: sunhome.ru; Сергей Дроняев/еженедельник «Футбол».

 

Как Станислав Черчесов стал тренером в Австрии? Кого в первую очередь должны поддерживать футбольные болельщики по мнению Владимира Стогниенко? Что думает о премиальных российских футболистов Юрий Дудь? Как уживаются друг с другом украинские клубы? Все это и многое другое – в новом номере.