Защита авторских прав. Создаст ли Карпин свой «Спартак»?
Нам еще предстоит узнать, что за тренер Валерий Карпин. Нет, никто не сомневается, что он может работать с командами уровня «Спартака». Но теперь важнее понять, научился ли он сам их создавать.
Так получилось, что Карпин «донашивал» команды за другими – сначала за Микаэлем Лаудрупом, потом за Унаи Эмери. В первом случае донашивал долго, несколько лет. А когда захотел сделать свою оригинальную версию, опустился с ней в середину турнирной таблицы. После Эмери получилось все совсем просто – надо было дотянуть до зимы с тем, что есть. Теперь у Карпина новая попытка создать свой, авторский, «Спартак». И судя по первому матчу 2013 года, это будет интересная работа.
У него снова карт-бланш. Чеки на покупку новых игроков подписывает человек, которого он сам посадил в кресло генерального директора. Кандидатов на усиление отбирают его скауты, а у него самого было больше двух месяцев, чтобы не просто выстроить «Спартак» по схеме, а сделать его узнаваемым и не пресным. Но главное – вооружить своих футболистов игровыми идеями. Сделать как раз то, что у прежнего Карпина-тренера не очень-то получалось. Но у нынешнего – вполне.
Считается, что правое полушарие мозга человека отвечает за творчество и воображение, левое – за математические способности и аналитическое мышление. У нового «Спартака», который Карпин презентовал в «Лужниках» на матче против «Терека», все наоборот. Его игра строится на флангах. Но только левый край, там, где действует Хурадо, – творческий. Правый, тот, что утюжит Ари, подчиняется строгой математической логике.
Слева Хурадо выдумывает хитроумные комбинации, и слегка придерживает мяч, чтобы потом единственной передачей обострить ситуацию до предела. 70 процентов атак «Спартака» зарождаются на том «испанском» фланге, где Хурадо включает воображение на полную мощность. На противоположном краю Ари включает логику. И точно зная, что кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая, раз за разом с мячом в ногах чертит ее до чужих ворот.
Слева у «Спартака» – скорость мысли, справа – скорость ног. И эта асимметрия здорово украшает и усложняет игру.
Это еще не все авторские патенты Карпина. Всю зиму он скупал форвардов разного плана и умения, и в результате собрал из них внушительную коллекцию, которой бы позавидовал любой чемпионат. Но до последнего момента был не совсем понятно, как он собирается впихнуть в одну схему двух очень схожих нападающих – Дзюбу и Мовсисяна. Оба мощные, оба – для того, чтобы продавливать бетонные стены обороны соперников, а не расшатывать их по кирпичику. Для того чтобы соединить их на поле в полноценную связку, нужна была приличная идея.
В «Спартаке» нашли оригинальное решение. Карпин развернул своих форвардов спиной друг к другу: Мовсисяна нацелил вперед, а Дзюба, похоже, стал единственным нападающим в российской Премьер-лиге, кому строго приказано принимать мяч спиной к чужим воротам, и никак иначе. «Десятка» «Спартака» превратилась в транзитный пункт красно-белых контратак. Теперь дело Дзюбы – поставить спиной заслон защитнику, и скинуть мяч на фланг Хурадо. Дело Мовсисяна – нестись на полной скорости вперед, за спину Дзюбе и чужой обороне, и ждать там творческой передачи от испанца. А чтобы у Хурадо был простор для творчества, в чужую штрафную на дальнем фланге летит и Ари. Строго, быстро, и главное – эффективно.
Вся эта конструкция должна держаться крепком фундаменте из четырех игроков обороны и двух опорников. Здесь установка – никакого риска, и из пары фланговых защитников-близнецов идти вперед разрешается только Дмитрию Комбарову. Чильстрему и Кариоке, не исключено, тоже выдается строго предписание не уходить далеко вперед без крайней необходимости, и от их выдержанности и прочности нервов зависит, не развалится ли вся схема. Но это все в идеале. Если бы в «Спартаке» умели превращать в обороне желаемое в действительное, клуб не ждал бы десяток лет вторую звездочку на эмблему.
У «Спартака» появилось еще несколько авторских штрихов – штрафные с подкрученными подачами на дальнюю штангу, и поджидающий их там Боккетти, тот же Дзюба, при необходимости уходящий глубоко к своим воротам, диагонали передач, прочерченные от Хурадо к Ари… И все это обещает превратить «Спартак» в команду, узнаваемую не только по ромбику.
Конечно, несколько блестящих идей – это еще не блестящая команда, одно удачное сочетание игроков под конкретного соперника – это еще не установившийся рисунок игры, а победа над «Тереком» – это не главный экзамен за одиннадцать весенних туров. Но это уже «Спартак» Карпина, с авторским росчерком под результатом.
Андрей Вдовин
Следуйте за нами в соцсетях:
Фотографии: РИА Новости/Владимир Астапкович; «Футбол»/Сергей Дроняев; fannet.org.
Как жилось в Бурятии Владимиру Гранату? Кого тренирует в собственной футбольной школе Руслан Нигматуллин? Как Дуги Бримсон относится к российскому закону «О болельщиках»? Все это и многое другое – в новом номере «Футбола».
Но сегодня не забил
Фланги неплохо работали, было такое
атака коллективная была со вторым эшелоном атаки, удары сходу
вот в защите были некоторые проблемы при контратаках Локо
в принципе хорошо играли, только не забили
___________________
Автор бредит. Дальше не стал читать