18 мин.

Девять эпох "россонери". Часть 1

Самая подробная история "Милана" из тех, что я видел. Это материал еженедельника "Футбол" (№5 за 2006 год), наверняка многие уже читали, но никогда не поздно освежить приятные воспоминания=) Плюс я добавил несколько видео, которых, разумеется, не было в журнале. Приятного прочтения!)

Forza Milan!!!

 

                                                                                                        Sub specie aeternitatis                                                                                                                          Под знаком вечности  

 

 

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

 

     Италия относительно поздно перешла от дикого футбола к организованному. Только в 1890 году на Апеннинах появился первый клуб — нынешний «Торино». Затем возникли «Дженоа» — монстр апеннинского футбола первых лет его существования, этакий аналог английского «Престона», первый итальянский супер клуб, которого в высшем свете давно уж не видать, «Про Верчелли» — клуб из небольшого городка близ Турина, вовсю и не без успеха соперничавший с генуэзцами, «Андреа Дориа», «Удинезе», «Ювентус», «Асколи»...

     Наконец, в 1899 году появился «Милан». В тот же год, кстати, был основан и клуб, название которого — истинная находка для логопеда: «Сампьердаренезе». Спустя полвека это чудище, объединившись с «А. Дориа», превратится в благозвучное и ласковое «Сампдория».

     Начало «Милану» было положено примерно за неделю до католического Рождества, в субботу, 16 декабря. О месте проведения (как, впрочем, и о дате) организационного собрания единого мнения нет. Не исключено, что помещение отцов-основателей в шикарный Hotel du Nord на Площади Республики (по одной из распространённых версий) продиктовано лишь стремлением приукрасить и облагородить банальную попойку, в результате которой появился «Крикетно-футбольный клуб Милана». Мы же считаем, что куда правдоподобнее выглядит рассказ о встрече троих приятелей в винном погребе магазина «Фьяскеттерия Тоскана». Трое – это работник швейной фабрики Килпин, служащий турагентства Эллисон и сапожник Дэвис. Все трое – британцы.

     Как ни странно, но к утру никто из них не забыл, какая идея накануне грела их сильнее, чем кьянти. А уже в понедельничном выпуске Gazzetta dello Sport появилась заметка о создании Milan Cricket & Foot-Ball Club.

     На просьбу о содействии откликнулись местные промышленники Эдвардс, Натан и Барнетт. В январе 1900 года Альфред Ормонд Эдвардс был избран президентом и зарегистрировал «Милан» в итальянской федерации, после чего клуб получил право выступать в чемпионате.

     Несмотря на присутствие в правлении представителей бизнеса, футбольный клуб в те времена вовсе не был коммерческим или спонсорским проектом. Существовал он в большей степени на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Костяк команды составляли рабочие парни. Отсюда и первое прозвище – Cascivit («гаечные ключи»). Премиальные? Побойтесь бога. Более того, за то, чтобы поиграть в «Милане», нужно было заплатить! И даже тренироваться имели право исключительно члены клуба, то есть люди, у которых в членских книжках была наклеена марка об уплате ежегодного взноса в размере 20 лир, для студентов делали скидку — 12. Причём за поступлением средств и их использованием следили строго, а потому не знали жалости даже к, с позволения сказать, звёздам. Так, капитан команды Гвидо Мода, который потом станет главным её тренером, забыл внести двадцатку и был с позором изгнан с тренировки. А бомбардир с ангельской фамилией Анджелони однажды и вовсе был бит за присвоение некоторой суммы общественных денег.

     Герберт Килпин стал не только одним из инициаторов создания «Милана» и его первым капитаном, но и разработал дизайн формы. Полосатая форма была весьма популярна в Англии того времени, а вот красно – черная расцветка – копирайт Килпина. Юве использовал черно – белые полоски «Ноттс Каунти», заменив ими свои смешные розовые рубашки, а вот Килпин добросовестно до всего додумался сам. Как гласит легенда, по его предложению, красно – черные цвета должны были запугивать соперника и ассоциировать с дьяволом. Никакой чертовщины – обычный военный тотем, которым к тому же очень тесно связан с историей города. Очень долго окрестности Милана опустошал кровожадный дракон, который был убит храбрым воином Умберто, основателем главного миланского рода Висконти…

     Первый свой матч команда провела в таком виде: футболки в мелкую красно-черную полоску, белые трусы и черные с красной полосой гетры. С годами менялся дизайн, толщина полосок увеличивалась и даже менялось их количество. В сезоне 1914/15 в качестве запасного варианта были использованы чисто белые футболки, на которые в 1930-50-х и даже немножко в 1960-х наносились от двух до пяти черных и красных полосок. Причем располагались они когда вертикально, а когда и горизонтально.

     По инициативе же Килпина гербом клуба стал ломбардский красный крест на белом поле, который до боли был похож на английский стяг. Но и у него есть своя оригинальная история, которая начинается во времена первого крестового похода. Герб располагался слева на груди, но находился там нерегулярно. Очень часто игроки «Милана» играли вообще в «чистых» футболках, а по приятному поводу место герба занимали огромные нашивки скудетто (щит) или звезда, носить которую клуб получил право в 79-м — за десять побед в чемпионате. Ближе к нашему времени герб обрёл привычный нам вид: овал с вписанным в него кругом, левую половину которого занимают клубные полоски, а правую - ломбардский крест.

     Премьера клуба состоялась 11 марта 1900 года: миланисты обыграли «Медиоланум» - 3:0 (в этом клубе когда-то играл Килпин). Состав победителей: Худ, Киньяги, Торретта, Лис, Килпин, Валерио, Дубини, Дэвис, Невилл, Эллисон, Форменти. Под стадион использовали клочок земли на лугу Троттер. Нынче на месте поляны, где «Милан» добывал свои первые победы, располагается миланский железнодорожный вокзал.

 

 

ЭПОХА ПЕРВАЯ: ДЕТСКАЯ

 

    

     Спустя месяц и четыре дня команда дебютировала в чемпионате страны. В то время он был скоротечен и куц. Зачастую побеждал не самый сильный, а самый удачливый и хитрый. Хотя спорить с «Дженоа» было очень трудно. Не в последнюю очередь из-за того, что по регламенту чемпион сразу же получал место в финале следующего первенства... В своем первом  матче «Милан» был разгромлен «Торинезе» — 0:3. Первая же победа пришла спустя две недели, когда был бит всё тот же «Медиоланум» - 2:0 (Килпин, Эллисон), одновременно с победой миланисты завоевали и свой первый трофей - Медаль Короля Умберто I Савойского. Команда выиграет и следующие два розыгрыша, после чего получит медаль на вечное хранение, а сам турнир прекратит существование.

     Подобных турниров (вроде нынешнего Кубка Берлускони) тогда было не сосчитать. В 1903 году, например, «Милан» сделал своеобразный хет-трик, взяв Турнир Алессандрия, Кубок Сан-Марко и Кубок Конвенга Новара. Но все эти «молочные кубки» и тогда-то были не чета скудетто, так что позвольте о них умолчать. Мы и так уделили им места больше, чем следовало...

     В следующем сезоне «кашивит» («гаечные ключи», напомним) стартовали с победы над привычным «Медиоланумом» (2:0), а потом в полуфинале обыграли на выезде «Ювентус» (3:2, гол Негретти и дубль Килпина). Финал с бессменным чемпионом «Дженоа» миланцы провели самоотверженно и храбро, добыв первое чемпионское звание — 1:0.

     Проиграв следующий финал «Дженоа», споткнувшись на «Юве» (дважды) и «Миланезе», «Милан» не без скандала добился затем второго скудетто. К тому времени клуб избавился от крикетной приставки, ибо эта непонятная игра давно перестала иметь что-то общее с клубом... Была изменена формула розыгрыша. Теперь она уже напоминала настоящий чемпионат. Победители трёх региональных зон (Лигурия, Ломбардия и Пьемонт) в финальной группе играли в два круга. Вместе с «Миланом» ими стали «Ювентус» и «Дженоа».

     Из гостей «россонери» привезли только очко, но потом дома получили техническую победу над генуэзцами и обыграли (1:0) «Юве», сравнявшись с туринцами по очкам (5). Федерация постановила сыграть «золотой финал» на поле «Ювентуса» на том основании, что у туринцев была лучше разница мячей. Основное и дополнительное время завершилось нулевой ничьей. Федерация долго думала и придумала — сыграть на нейтральном поле. Таковым почему-то стал стадиончик «Миланезе». Разумеется, «Ювентус» возмутился и потребовал в таком случае сыграть либо в Верчелли, что неподалеку от Турина, либо в Алессандрии, что уже ближе к Милану. Федерация пошла на принцип и объявила чемпионом «Милан».

     Скандал! Но дальше будут ещё и не такие…

     В следующем чемпионате «Милан» обзавёлся первым в своей истории главным тренером (им стал Джованни Камперио. Правда, некоторые источники говорят о Даниэле Анджелони — том самом расхитителе общака) и опередил «Торино», которого угораздило потерять очко в матче с избиваемой всеми «Андреа Дориа». А вратарь прошлого чемпионского состава, Аттилио Трере, как ни в чём не бывало перекочевал в полузащиту. Причем, будучи вратарем, он сумел забить гол в одном из матчей. А вот в полузащите — нет. Интересные были времена!

     Сделать хет-трик «красно-чёрным» не удалось, ибо в следующем году их с позором изгнали из чемпионата. Итальянцы в первый, но далеко не в последний раз объявили смертный бой легионерам и провозгласили курс на итальянизацию футбола. Разумеется, пострадали самые интернациональные команды — «Милан», «Дженоа» и «Торино», в составе которых наряду с англичанами играли и немцы, и бельгийцы, и австро-венгры.

     Тогда же в стане «россонери» случился серьёзный конфликт, который безо всяких оговорок существенно повлиял на историю итальянского и всего мирового футбола. Едва стало известно о решении федерации, как внушительная часть клуба числом до сорока пяти душ во главе с импозантным артистом Джорджио Муджани и будущим президентом Джованни Парамитьотти потребовала войны с бредовым: «Играть всем, вне зависимости от пятого параграфа!»

     Прения в ресторане L′Orologio («Часы»), что в двух шагах от Дуомо, закончились кулачным боем. Несогласных, крепко побитых, вышвырнули вон. Те плакать не стали и, даже не залечив толком побои, 9 марта 1908 года основали «Интернациональный клуб ногомяча», то бишь всем нам известный «Интер». Капитаном команды в пику уже ненавистному «Милану» назначили швейцарца Эрнста Манктля.

     8 октября в 50-ти милях к северу от Милана, в швейцарском Чиассо состоялось первое миланское дерби. Почему именно там? Вроде бы какой-то Кубок Чиассо проводился, и «Милан» оказался сильнее — 2:1. Как был сильнее и в следующих четырёх дерби, в том числе и в первом по-настоящему официальном - 10 января 1909 года (3:2, в чемпионате), пока не получил страшные 0:5 и 1:5...

 

 

ЭПОХА ВТОРАЯ: ГРУСТНЫЙ ПЬЕРО

 

     Впрочем в «Милане» очень быстро спохватились и ещё до Первой мировой обзавелись несколькими легионерами, среди которых выделялся бельгийский снайпер Луи ван Хеге, чья средняя результативность составляла 1,1 гола за игру! Однако чистка рядов больно ударила по «Милану». Англичане во главе с Эдвардсом и Килпином ушли со всех постов. «Милан» отставал. Сначала от «Про Верчелли», а потом и от всех остальных.

     Заметные игроки в эти годы появлялись (Альдо Боффи трижды подряд становился лучшим бомбардиром серии «А»), выдающиеся тренеры захаживали (Витторио Поццо станет единственным в истории футбола тренером, который дважды подряд выиграет чемпионат мира), но команда продолжала оставаться посредственной. О скудетто «Милан» забыл на долгих сорок лет и четыре года. Обратите внимание: именно столько человек фигурировало в протоколе учредительного собрания «Интера»! Не иначе как порчу навели!

 

(И сейчас болельщики «Интера» жалеют лишь об одном — что не набилось на то собрание человек двести...)

     Так что если и было чем гордиться президенту «Милана» Пьеро Пирелли (1881 – 1956) во вторую эпоху, так это великим «Сан-Сиро»!

 

ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ

 

     По примеру своих прародителей британцев «красно-чёрные» решили отказаться от беговых дорожек и легкоатлетических секторов, дабы максимально приблизить болельщиков к действу.

     Стадион был спроектирован архитектором Улиссе Стаччином, а уже непосредственные работы по воплощению макета в жизнь осуществлял инженер Альберто Куджини. Первый камень в фундамент будущей арены был заложен 1 августа 1925 года. Изначально стадион был рассчитан на 35 тысяч зрителей и только центральная — десятитысячная — трибуна была с крышей. В эксплуатацию объект сдали 15 сентября 1926 года. Назвали арену  в честь района, где она была расположена — «Сан-Сиро». Сам же район был назван в честь главной здешней достопримечательности — церквушки Святого Сиро. Матч открытия состоялся спустя четыре дня и был, по сути, очередным миланским дерби. «Интер» не упустил возможности испортить недругам праздник и душевно взгрел их — 6:3.

     В 1934 году «Сан-Сиро» принял три матча чемпионата мира, в том числе и полуфинал Италия — Австрия (1:0).

     В 1936 году миланский муниципалитет власти выкупил «Сан-Сиро» у клуба. Решение продать стадион было принято с целью найти средства для его модернизации, которая началась в 37-м и продолжались без малого два года. Была увеличена вместимость боковых трибун, достроены трибуны угловые. Перестроили раздевалки, появились комната для судей, клубный магазин и туннель для выхода команд на поле, которое тоже было существенно обновлено. 13 мая 1939 года уже 55-тысячный и обновлённый «Сан-Сиро» принимал матч между сборными Италии и Англии — 2:2. Тот самый, в котором форвард «Скуадры» Сильвио Пиола забил гол рукой. Так что Марадона в этом плане не был первопроходцем!

     После сезона-1942/43 стадион на несколько лет был закрыт и только 1 декабря 1946 года на «Сан-Сиро» вновь вернулась Игра. В этот день сборная Италии обыграла австрийцев — 3:2.

     В 1947 году «Интер» оставил старенькую и отжившую своё «Арену Неаполитанико» и перебрался на «Сан-Сиро». Тогда же мэр города Антонио Греппи и министр спорта Италии Гвидо Маццали выдвинули предложение создать из миланского стадиона 150-тысячного монстра. Впоследствии план слегка подкорректировали, и в 1952 году «Сан-Сиро» начал превращаться в стотысячник. Главным требованием остался максимальный комфорт для зрителей, особенно в верхних ярусах. В 57-м впервые были установлены четыре 13-метровые осветительные мачты, на каждой из которых было по пятьдесят прожекторов мощностью в 1500 ватт.

     После смерти символа миланского футбола Джузеппе Меаццы, 3 марта 1980 года было решено присвоить «Сан-Сиро» имя легендарного форварда 30-х годов. Однако народ по старинке продолжает именовать стадион «Сан-Сиро»...

Здесь прошли церемония открытия и первый матч чемпионата мира 1990 года. Вообще «Сан-Сиро» принял шесть матчей чемпионата, в том числе пять — с участием будущего чемпиона, сборной ФРГ. Под XV арену реконструировали с привлечением средств 165 компаний мира. «Сан-Сиро» был окружён кольцом из 11 башен, четыре из которых достигали высоты в 52 метра! Предполагалось, что крыша никак не помешает попаданию прямых лучей солнца и не повлияет на состояние газона. Однако из-за того, что стадион делят между собой две миланские команды, то есть игры проводятся чуть ли не каждые три-четыре дня, поляна на «Сан-Сиро» считается одной из самых худших среди крупнейших арен.

 

 

 

 

ЭПОХА ТРЕТЬЯ: ШВЕДСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ

 

     Когда историки говорят о возрождении «Милана» в начале 50-х годов, они, безусловно, лукавят. Скорее следует говорить о  рождении суперклуба и появлении победных традиций, которые ввели скромных «гаечных ключей» в число избранных. В самом деле, не принимать же всерьёз победы в худосочных чемпионатах начала века!

     Первый кирпичик в кладке суперклуба был положен в 40-м году, когда президентом стал Умберто Трабаттони. Под его руководством и с помощью соратника и родственника Антонио Бузини, который был женат на дочери президента, «Милан» к концу сороковых вплотную подобрался к вершине. Но там располагался великий «Торино», подвинуть который было выше сил человеческих. И тогда вмешалось Небо...

     4 мая 1949 года... Туринская гора Суперга стала братской могилой великого клуба. «Король умер! Да здравствует король!» Цинично, но такова жизнь…

     Наряду с «Интером» и «Ювентусом» «Милан» предпринял попытку занять опустевший трон. Путь к скудетто пролегал через Скандинавию. Летом 1948-го в Швеции «россонери» прикупили мощного центрфорварда Гуннара Нордаля. Спустя год подъехали плеймейкер Гуннар Грен и Нильс Лидхольм, левый край, который в «Милане» поиграет едва ли не на всех позициях, кроме вратарской, а также венгр Лайош Щайзлер — тренер, который за 12 лет работы в Швеции сделал из «Норчёпинга» конфетку, пятикратно обёрнутую в чемпионское золото.

     Вокруг Гре-Но-Ли и была построена вся  игра «россонери». Щайзлер сдвинул Лидхольма в центр в пару к Грену. Дуэт принялся неустанно снабжать мячами Нордаля и забивать самостоятельно. Кроме этого, венгр осуществил ряд ещё более смелых действий. Например, на ключевых позициях — в воротах и в центре обороны — у него заиграли молодые Лоренцо Буффон и Бономи.

     В сезоне 49/50 «Милан» привлёк внимание сверхатакующей игрой, которая, тем не менее, оказалась бессильной против «Ювентуса». Хоть «Милан» и разбил врага в его логове 7:1 (!), но серьёзную конкуренцию «Старой синьоре» составить не смог. Тогда, чтобы сделать игру более сбалансированной и уравновешенной, Щайзлер по сути превратил Де Гранди и Анновацци в опорных полузащитников.

     От перестановок «Милан» только выиграл: команда так же много забивала, но пропускать стала меньше. И перепадов резко убыло. Хотя на финише у тифози случился массовый приступ истерии. «Милан» вдруг стал спотыкаться, когда самое страшное (отсутствие Лидхольма, которому удаляли воспалившийся аппендикс), казалось, осталось позади. За тур до конца первенства «Интер» после домашнего поражения «россонери» от «Лацио» мог подобраться вплотную... Игроки «Милана» напряженно ожидали вестей из Турина, где резко сдавший «Торино» принимал «Интер». «Торино» выиграл, и «Проклятие сорока четырёх» было снято!

     Спустя неделю «Милан» проиграл ещё и «Роме», но уже в ранге чемпионов! Спустя неделю команда, вволю напраздновавшись, в хорошем настроении отыграла скоротечный Латинский Кубок и в финале разгромила «Лилль» (5:0, хет-трик Нордаля).

     Следующие три сезона оказались менее фартовыми. «Милан» в тень «Юве» и «Интера». Команду покинули Щайзлер, Грен и постоянно болеющий Трабаттони.

     Во главе команды встал другой венгр — вечный странник Бела Гуттман. Именно ему предстояло выполнить задачу нового президента Андреа Риццоли и вернуть скудетто. Крупный промышленник Риццоли в тесном сотрудничестве с Луиджи Каррарой, тоже не бедным человеком, выделил для этого кругленькую сумму. Её потратили с толком. Купили молодого Чезаре Мальдини, который стал открытием сезона в «Триестине», а в «Милане» сразу же занял позицию в центре обороны. Из «Юве» прибыл скандальный, но полезный крайний форвард Риканьи (его история чертовски похожа на историю Индзаги-старшего — тоже скандалил с легендарным партнёром по атаке «Старой синьоры», Бониперти, тоже вследствие этого конфликта оказался в «Милане»...). Но самое главное приобретение — уругваец Скьяффино.

     Слава о «Пепе» гуляла по Европе ещё с ЧМ-50, где Уругвай сенсационно оставил ни с чем напыщенную Бразилию. Там Скьяффино предстал грозным бомбардиром. Но спустя четыре года, на мундиале в Швейцарии, скаут «Милана» Этторе Пуричелли, сам в прошлом выдающийся форвард, разглядел в нём отличную замену Грену на позиции плеймейкера.

     Сезон «Милан» начал с семи побед подряд и не сбавлял ход до самого финиша. Снова удивил Лидхольм, который с успехом отыграл сезон уже как опорный хав. Впереди выделялась парочка Риканьи и Фриньяни — этакие Бобчинский и Добчинский, Лёлек и Болек. Ну и, конечно, Нордаль — пусть и погрузневший прилично, но всё ещё исправно забивавший.

     А что же Скьяффино? Скьяффино делал всё. В том числе и скандалил. 26 января в конце непонятного матча с «Удинезе» Скьяффино, разъярённый безнаказанностью грубивших фриуланцев, набросился на арбитра Коралло. Горячий уругваец проорал что-то на испанском. Коралло не понял ни слова, но посчитал себя оскорблённым. Вердикт федерации был суров — пять матчей дисквалификации. В это же время серьёзные травмы получили Лидхольм с Риканьи. Без лидеров команда притормозила. Риццоли выказал неудовольствие домашним поражением от «Сампы», после которого вплотную к «Милану» подобралась «Болонья». Гуттман обиделся и был отправлен в отставку. Однако Пуричелли подхватил покачнувшееся знамя и уверенно привёл команду к скудетто.

     И началась эра Джипо Виани. В последующие десять лет он как тренер и технический директор сделает для «Милана» очень много. Даже отвлекаясь на работу с национальной и олимпийской сборной (1958-60), Виани в первую очередь заботился о клубе. Именно Джипо убедил юного Джанни Риверу принять предложение именно «россонери». Именно Джипо открыл талант Трапаттони (после Олимпиады-60, где воспитанник «Милана» играл опорного хава, Виани потребовал от Паоло Тодескини немедленно ввести Джованни в основной состав).

     В первом же сезоне во главе «Милана» (1956/57) Виани взял скудетто. Добыто оно было уверенно, хотя в середине сезона команда в одночасье лишилась ключевых игроков: левый край, аргентинец Куккьярони заболел тифом, а Бергамаски, Скьяффино и Бин подцепили желтуху. Списанного Нордаля великолепно заменил неожиданно блеснувший и так же быстро погасший Гастон Бин, выигравший звание «капоканноньери». А ещё Виани поставил Лидхольма на позицию свободного защитника, или точнее — художника, и смело тасовал состав, используя неведомый тогда принцип ротации.

     В следующем сезоне, невзирая на ротацию, команда рухнула в чемпионате. Но Риццоли стерпел, потребовав от Виани «всего-то» взять для него Кубок чемпионов. Команда, усилившись ещё одним левоногим аргентинцем, Грильо, без срывов дошла до финала, где достойно смотрелась в противостоянии с непобедимыми «Белыми стрелами» «Реала».

     Увы, этот матч дал повод усомниться в правильности едва ли не основных принципов тактики Виани: Лидхольм в качестве последнего защитника и поочерёдная игра Буффона и Солдана в воротах. «Барон» дважды не совладал с Ди Стефано, сначала позволив себя обыграть в самом сердце штрафной (1:1), а потом проигравший ему воздушную дуэль (2:3). Но ещё хуже отыграл бывший кипер «Триестины»: гол Риала (2:2) был забит навесным ударом в дальнюю девятку из левого угла штрафной (причём Солдан строго стоял на линии ворот), а решающий мяч в овертайме Хенто после скидки Ди Стефано забил несильным даже не тычком, а пуком (Солдан, неловко опустившись на одно колено, пропустил мяч под руками).

    После этого матча Виани перешёл на работу техдиректора, попутно возглавив сборную Италии. А «Милан» принял молодой Луиджи Боницони по прозвищу «Китаец». Он сразу же вернул в ворота Буффона, а Лидхольма, который ради продления контракта с клубом отказался от предложения возглавить сборную Швеции, сделал либеро, но... играющим впереди, а не позади тройки защитников.

     Разочаровавшись в Бине, «россонери» нашли замену Нордалю в лице 20-летнего бразильца Жозе Альтафини из «Палмейраса». Его рассмотрели Риццоли с Каррарой, когда бразильская сборная, готовясь к шведскому чемпионату мира, завернула в Италию на серию тренировочных матчей. В игре с «Фиорентиной» Альтафини, выступавший под ником «Маццола», ввалил сумасшедший гол ударом боковыми ножницами. Спустя несколько часов начались секретные переговоры с руководством «Палмейраса». О них не знала не только горячая торсида «Поросят», которая за «Маццолу» могла президента линчевать, но и тренер сборной Висенте Феола, и сам игрок!

     Договорились о цене в 135 млн. лир, после чего президент «Палмейраса», сжавшись в предчувствии гнева горячей торсиды «Вердао», объявил о продаже молодого таланта, а Феола, говорят, получил приказ беречь Альтафини, чтобы тот, не дай Бог, не сломался. А мы привыкли к истории, что «Маццола» на ЧМ уступил место Пеле только по требованию команды...

     «Милан» получил ещё одного великого бомбардира и в сезоне-58/59 вернул себе скудетто. «Россо-нери» лидировали с десятого тура, убедительно доказав несостоятельность претензий «Фиорентины» победой во Флоренции — 3:1.

      Однако романтическое время стариков ушло в прошлое. Закончил Лидхольм. Буффон оказался в «Дженоа». В «Рому» ушёл Скьяффино. На его место взяли мальчика, «который мог бы играть даже без ног» (эпитет великого Фульвио Бернардини), по фамилии Ривера...

      А тем временем в футболе произошло заметное смещение акцентов в сторону обороны — катеначчо.

 

часть 2