5 мин.

Бундеслига и ТВ. Часть 1

Скорее всего, не все поклонники немецкого футбола знают, через какие трудности пришлось пройти Немецкой Футбольной Лиге (Deutsche Fußball Liga) перед достижением соглашения по продаже телевизионных прав на сезоны-09/10—12/13. Об этом у нас не очень много писалось, хотя тема увлекательная. Разве что Дмитрий Навоша в паре материалов касался этой проблемы и отмечал, что ситуация с продажей телеправ в Германии оставляет желать лучшего. Мало того, что телевизионных денег в Бундеслиге относительно немного, так еще и постоянные проблемы, связанные с ТВ, терзают DFL. Одна из последних – вмешательство антимонопольного комитета в деятельность Лиги.

Полгода назад я написал на эту тему целую курсовую работу. В блоге опубликую её немного переработанную и по частям, всего которых будет четыре. Иначе получится некрасиво и “много букв”. Думаю, что поклонникам Бундеслиги этот материал может быть интересен. Рассматривается ситуация с продажей и распределением прав на немецком телевизионном рынке, о сбыте телеправ заграницу речи не пойдёт – это совсем другая история. Напомню, что в Германии телевизионные контракты заключают клубы не по отдельности, а DFL как организация, включающая в себя 36 участников Первой и Второй Бундеслиги, между которыми распределяются теледеньги. Так что под термином “Бундеслига”, без указания номера, в материале понимаются обе лиги.

Часть 1. Три миллиарда за шесть сезонов

В октябре 2007 года стало известно, что по прошествии пяти лет после банкротства KirchMedia знаменитый медиамагнат Лео Кирх возвращается в бизнес (В 2000 году, когда и была создана DFL, Кирх заключил с DFL соглашение и гарантировал Лиге сумму в полтора миллиарда евро за четыре года. Однако выплатил он только порядка 350 миллионов, и в апреле 2002 года Кирх объявил свое предприятие банкротом). И на этот раз предприниматель, несмотря на неудачный опыт в прошлом, объявил сферой своих интересов немецкий футбол и вновь сделал ставку на перепродажу телевизионных прав Бундеслиги. Кирх обозначил, что договор с DFL рассчитывает заключить на шесть сезонов ­- с 2009/2010 по 2014/2015. Лиге за всё время сотрудничества он пообещал 3 миллиарда евро. Претворять планы магната в жизнь должна была новая фирма Лео Кирха Sirius, которая распоряжалась бы правами и продавала бы их уже непосредственно заинтересованным телеканалам. Схема очень простая и DFL хорошо известная – примерно так же строилась работа в 2003-2004 году, когда партнёром DFL являлась швейцарская фирма Infront. Впрочем, ничем хорошим то сотрудничество не закончилось – швейцарцы заплатили положенные 290 миллионов евро за сезон, а потом захотели снизить сумму, что не устроило Лигу.

Лео Кирх

Чтобы рассмотреть предложение Кирха, представители 36 команд и члены правления DFL встретились во Франкфурте-на-Майне 9 октября 2007 года. После многочасового совещания, на котором обсуждались детали сделки, решение было принято, и договор с Кирхом в итоге подписан. После заседания об этом официально сообщил председатель DFL и президент Бундеслиги Райнхард Раубалл. Он назвал тогда это соглашение «большим шагом в будущее для всего немецкого профессионального футбола». Предполагалось, что весной-2008 уже будет объявлен тендер на приобретение телеправ на первые три сезона из шести, предусмотренных соглашением.

Райнхард Раубалл

Итак, новый контракт сулил Лиге весьма радужные перспективы: обещанные 500 миллионов евро ежегодно поднимали бы доходы DFL от телетрансляций по сравнению с тогдашней ситуацией на приличные 20 процентов. Напомню, что согласно договору, подписанному на период трёх прошлых сезонов-06/07--08/09, DFL получала от телевидения в год 405 миллионов евро. Первостепенными и самыми эксклюзивными правами владел спутниковый канал из Мюнхена Premiere (летом 2009 переименован в Sky Deutschland), который за самые широкие на немецком ТВ права платил львиную долю от общей суммы – более 200 миллионов евро в год. Для сравнения: второе место по выплатам занимал бесплатный общественно-правовой телеканал ARD; он перечислял DFL 97 миллионов. Здесь стоит дополнительно отметить, что в феврале-06 при распределении прав на период сезонов-06/07--08/09 непосредственно канал Premiere никаких договоров с DFL не заключал. Это сделало тогда конкурирующее предприятие Arena, также работающее на рынке платного телевидения. Но всё сложилось таким образом, что Arena влезла в большие долги, покрывать которые сил и средств не хватало. И после показа всех игр обеих Бундеслиг в сезоне-06/07 было принято решение в межсезонье перепродать права на оставшиеся два полноценные сезона как раз каналу Premiere. За подобную сублицензию Arena получила от Premiere 17-процентный пакет акций общей стоимостью в 300 миллионов евро плюс около 100 миллионов в год. Формально до окончания срока контракта (30 июня 2009) партнёром DFL оставалась Arena, которая продолжала перечислять Лиге в год те самые 200 миллионов евро, но фактически «брала» эти деньги Arena у Premiere, перенявшего права и непосредственно ими владевшего.

Помимо, собственно, продажи прав просто на показ матчей и обзоров, DFL и Sirius собирались сбывать уже готовый медийный продукт – материалы так называемого канала «Bundesliga-TV». Это предложение делало бы возможным без больших капиталовложений будущим заинтересованным телеканалам покупать уже готовые передачи или отдельные матчи, и включать в свою программу «картинку» Бундеслиги. Для производства материалов «Bundesliga-TV» DFL и Sirius планировали создание предприятия, 49% акций которого принадлежали бы DFL, и 51% - Sirius.

Вообще, новая «сириусная» схема продажи прав предполагала, что DFL станет насколько только можно независимой от нестабильностей немецкого ТВ-рынка. На официальном сайте bundesliga.de тогда сообщалось, что достигнут некий потолок экономического роста Бундеслиги в телевизионном направлении, и Лига активно ищет возможности эти границы развития расширить, - новая модель продажи телеправ как нельзя лучше подходила под это. Принятая схема сочетала в себе стратегические возможности экономического роста в целом с определенными инновациями в частности. Новая схема финансирования, тщательно проработанная партнёрами, обещала DFL быть в полной финансовой уверенности и спокойствии. Говорилось, что еще никогда DFL не была настолько застрахована от убытков (все ведь помнили и банкротство Кирха, и «размолвку» с Infront) и гарантирована в доходах от ТВ, как теперь

Тогдашние владельцы прав (основные – как раз Premiere и ARD) спокойно отнеслись к возможным изменениям в расстановке сил и заявили, что готовы вести переговоры с Sirius, подчеркнув, правда, что не собираются в будущем платить за права, равнозначные имеющимся, больше.

Итак, в октябре 2007 года фирма Sirius готовилась через полгода объявить тендер на приобретение прав. Однако существовало одно НО, которое впоследствии оказалось роковым: объявлять конкурс разрешалось только после согласия антимонопольного комитета Германии, и в соответствии с правовыми требованиями этого государственного ведомства. Вот тут и начались приключения.