«Катания» - вспышка, ослепившая глаза, или это должно было случиться?
Фото: www.ilcalciocatania.it/
Итальянцы известны своей любвеобильностью – их всегда тянет к прекрасному. Прекрасное – самое лучшее, что есть на нашей планете. Это может быть великолепное кино, классическая музыка, бархатное вино… Футбол, к примеру. Вы можете встретить миллионы человек, болеющих за аристократичный «Ювентус», величественный «Милан», несгибаемый «Интер», вечную «Рому». Но болеть за клуб, принадлежащий к классу середняков – экзотика, аутсайдеров - искушение. У многих при упоминании таких команд на лице появляется сердобольная улыбка, говорящая лишь об одном - провинция. Но, как показывает наблюдение, куда бы человеческий глаз ни заглядывал, всюду обязательно найдётся интересное и познавательное. Но это еще нужно найти, а этими самыми поисками занимается узкий круг людей. Поэтому речь о команде, относяйщейся ко второму или даже третьему эшелону, заходит только тогда, когда она демонстрирует что-то неординарное, несвойственное её положению. Бросив очередной взгляд на турнирную таблицу чемпионата Италии, я заметил любопытную картину – «Катания» бьётся за «место под солнцем». Неожиданно, правда? В процессе написания материала я понял – прорыв «Катании» нужно было ожидать. Все дело заключалось во времени. Но почему он произошел так спонтанно, во время перестройки клуба? И спонтанно ли? Что же оставалось скрытым от наших глаз? Ответы на эти вопросы я постараюсь найти.
История «Катании», честно говоря, не богата на события: большинство сезонов клуб играл в низших итальянских лигах – Серия B и Серия C, высшее достижение – 8 место в Серии А. Ни побед в чемпионате, ни кубков: музей «Катании» попросту пуст. Но для Сицилии это не играет существенной роли. Основной чертой менталитета южных клубов является бешеная страсть и неимоверная самоотдача, если говорить в общих чертах. Но «Катания» тут стоит особняком. В бытность журналистом Витторио Поццо в восторженных тонах выразился о скромной сицилийской команде образца 60-х годов прошлого века: «Катания» играет в импульсивный, скоростной и выносливый футбол, то есть основной акцент сделан на физические и моральные способности игроков. Я отдаю дань уважения Кармело Ди Белла (тренер «Катании» в 1959-1966), который, несмотря на острую экономическую ситуацию, заставляет игроков «пахать» на поле. И при всём при этом добивается высоких результатов! Benissimo!» Комментарии Поццо были своеобразным итогом общего мнения, не согласиться с человеком, который два раза выигрывал Чемпионат Мира, сродни преступлению. Но предполагал ли Поццо, что его комментарий станет игровым кредом «Катании» на протяжении уж более пятидесяти лет? Отчасти… А заложил эту концепцию своей магической палочкой Ди Белла. Всем известна история, как «Волшебник», переступая с ноги на ногу, смотря игру своих подопечных, выкуривал несколько пачек сигарет. И порой тогдашних героям «Катании» - Бруно Петрони и Амилькаре Ферретти, сидя на скамейке запасных, приходилось отмахиваться от столь надоедливого табачного дыма. Из такой «дымовой» замесы и вырвалась «Катания» образца 2012/2013, столь стремительно мчащаяся в Лигу Европы. А кто, собственно говоря, разогнал её до таких скоростей? В золотое время клуба это сделал Иньяцио Маркоккио. А кто нынешний герой?
Ди Белла своими методами заложил принципы и философию "Катании" на века
Мы не зря упомянули о маленькой, но очень значимой частичке истории «Катании». Славные моменты в спорте бывают часто, с такой же частотой бывают и провалы. Путь в спорте похож на синусоиду. В «Катании» вершина достигалась в описанном мною периоде, а затем как в графике: понижение, лишение профессионального статуса, затем снова возвращение и, наконец, столь близкая очередная пиковая точка. Новая, доселе не изведанная.
Антонио Пульвиренти приобрел «Катанию» в далеком 2004 году, когда клуб влачил жалкое сществование – любительский статус и выступление в шестом по силе дивизионе. А уже в 2006, спустя всего 2 года, «Катания» вышла в элиту итальянского футбола.
Пульвиренти – символ возрождения сицилийского футбола, и здесь нет ни капли преувеличения. Он жил в среднестатистической семье, у него не было богатого наследства, он не обучался в бизнес-школе, был всего лишь диплом бухгалтера. Про такого как он говорят: «Сделал сам себя». Смастерил он и «Катанию».
В конце 70-х годов «Катания» выступала в Серии B начале нового десятилетия вышла в Серию A, тогда отец привил любовь сына к красно-синим цветам. Случались такие истории, когда Антонио, подбегая к отцу, твердым голосом говорил: «Я оставлю след в истории «Катании»! Обычная детская наивность, на первый взгляд, переросшая в дело всей жизни.
Он имеет обыкнвение вляпываться в разные интригующие истории. Летом 2012 он оставил двадцать тысяч итальянцев без отпуска из-за просчетов его авиакомпании Wind Jet - гениальный злодей. У сицилийцев, исходя из моего опыта, это главная черта темперамента. Но для нас, поклонников кальчо, одно из главных – сицилийское дерби, дерби противоречий. И раз мы заговорили о нём, то следует сказать, что перед игрой всегда находятся любители сравнивать Пульвиренти и Дзампарини – совершенно разных по натуре людей. Если последний предпочитает делать всё, как Юлий Цезарь, сразу, при этом говорить, возмущаться, восторгаться, то Пульвиренти молчаливый хитрец. Если спросить жителя Катании: «Что вы можете сказать об Антонио?», то он с прозаической улыбкой на лице ответит, что платит вовремя - хранит язык за зубами.
Футбол – как война, все лавры достаются главнокомандующему, но сражения зачастую выигрывали благодаря гениальным ходам адъютантов. Вот и восхождение к олимпу «Катании» связано совершенно с другим человеком. Пульвиренти сам никогда не берет борозды правления в свои руки, руководят зачастую приближенные лица. Он лишь снабжает их ресурсами. Стремительным взлётом «Катания» обязана исполнительному директору Пьетро Ло Монако, который столь длительное время был правой рукой Пульвиренти.
Пьетро Ло Монако (на фото справа) - одна из самых фактурных фигур в Кальчо. Мы не зря заводили речь об адъютантах – это помощник, способный руководить не хуже генерала, а может даже и лучше. Пульвиренти в долгу тоже не оставался – вложил немалое количество финансовых средств. Но глупо полагать, что «денежный» нюанс вывел сицилийцев из трясины низших лиг. Согласитесь, что ими нужно было еще и правильно распорядиться. Если приводить аналогии возможностей «Катании» в то время, то представьте миниатюрный автомобиль FIAT Punto, который мчится со скоростью Ferrari. А разгон осуществил никто иной, как Ло Монако. За всю свою деятельность в «Катании» именно он послужил родоначальником аргентинской диаспоры в стане сицилийцев. Знаменит он не только по части трансферов, хотя это его главный козырь – не каждый может найти бесплатного игрока и продать его за 12 млн. евро, как это произошло с трансфером Хуана Варгаса в «Фиорентину», но и по части тотального контроля над всеми сферами клуба.
Но всему рано или поздно приходит конец. Вот и эра Ло Монако закончилась спустя 10 лет. 10 лет становления, надежды, терпения и ожидания. Но бывает так, что с уходом человека, им же начатая эра имеет продолжение, и это продолжения заключается в фундаменте, который заложил Ло Монако. Он еще вернется транзитом через Геную на Сицилию. Только уже в другой лагерь – лагерь синьора Дзампарини, в «Палермо» - заклятого врага «Катании», откуда он будет благополучно уволен, не проработав и полгода.
Должность спортивного директора – основополагающая успеха в футболе. Ло Монако покорил Гималаи, а кто же будет покорять Эверест?
Такие слова мог произнести только человек, который собирается выполнять свою работу с огромным энтузиазмом: «Катания» - «вкусный» и многообещающий проект. Это потенциал в квадрате». С такой пикантной речью начал восхождение, уже к европейским вершинам, Серджо Гаспарин.
Судьба Гаспарина (на фото справа) – очень тернистый и извилистый путь. В детстве проявлял незаурядные способности к математике. И немудрено, что он посвятил начальный этап жизни инженерному делу, но талант превосходного руководителя открылся у него не сразу. Только тогда когда ему доверили отдел, в котором было задействовано около 850 человек. Но он быстро понял, что письменные столы, куча бумаг, вся эта волокита и прочий фирменный сумбур отдают в нём нотками диссонанса, его душа требовала творчества. Его заинтересовали тактические рисунки, схемы, тренировочный процесс и так далее.
Каждый день он думал об одном: «А существует ли математический футбол? Ведь игра – это азарт. Азарт и математика – две несовместимые вещи. Но нет же ничего не возможного. То есть, создать можно, но как?» Он получает вторую тренерскую лицензию в Коверчано и с сопутствующим энтузиазмом с головой погружается в работу. Венецианский «Шио», любительский клуб «Бассано Виртус», «Валданьо» - самые первые клубы в тренерской карьере Гаспарина, где он только постигал тренерские азы. Минуя «Тиене», мы переходим к самому яркому этапу карьеры Гаспарина – «Виченце». Он сочетает воплощение своей философии в качестве тренера, одновременно президент Виченцы» Пьералдо Карбонаре предлагает ему занять место генерального директора в структуре клуба. На что Гаспарин не без присущего ему упрямства сквозь зубы говорит: «да…». На линии его судьбы в то время был уж очень крутой поворот, его то, кстати, не каждому под силу преодолеть.
Как-то Карбонаре подходит к Серджо и говорит: «Да пошел он черту твой алгебраический футбол! Если ты думаешь, что у тебя получится, то ты – дурак. Ты занимаешься не тем, что тебе дала природа. Ты превосходный руководитель! Завтра ты будешь смещен с тренерского поста, и будешь помогать мне, поднимать «Виченцу». Через некоторое время команду принял Джулио Савоини. Кстати, как и Ло Монако (их дружба даст о себе еще знать) Гаспарина отличает полнейший контроль над всем клубом, а Карбонаре лишь подавал «материал» для работы. Именно Гаспарин приведет в команду Ренцо Уливьери, который поднимет команду до уровня Серии B. Учитывая, какой футбол демонстрировали подопечные Уливьери, то неудивительно, что специалист пошёл на повышение – в «Болонью». Болельщики rossoblu до сих пор с улыбкой и теплотой в душе вспоминают этого наставника. Об этом лишний раз могут свидетельствовать результаты команды в то время. В памяти Ренцо остаётся момент, о котором он смело, может сказать: «Я проиграл своему сыну». Дело в том, что в полуфинале Кубка Италии 1997 между собой встретились именно «Болонья» и «Виченца». В упорном противостоянии клуб из Виченцы одержал победу 2:1, а уже в двойном финале был повержен «Наполи» с общим счетом 3:1. Заполоненный до отказа «Ромео Менти» воскликнул: «Vittoria!», болельщики выбежали на поле, стремясь сорвать с игроков футболки. Еще бы – первый трофей в истории клуба. А завоевал его Франческо Гвидолин, тренирующий ныне «Удинезе».
Виченца (откуда, собственно, родом одноименная команда) – средненький промышленный городок. Рыбаки очень жалуют местную реку Баккильоне. А время – это что? Вода, а вода способна утекать куда-то вдаль. Вот и утекли славные времена «Виченцы», а подарили их нам Пьералдо Карбонаре, Серджо Гаспарин, Ренцо Уливьери, Франческо Гвидолин. Но главным творцом успеха стал, конечно же, Гаспарин.
В 1987 году Маурицио Дзампарини выкупил скромный клуб «Венеция», игравший тогда в Серии C2, затем он выкупил еще один венецианский клуб – «Местре», и соединил их в один. В 1999 году Гаспарин покидает «Виченцу», и талантливого руководителя приглашает Дзампарини на должность генерального директора. Серджо, ознакомившись с деталями проекта, соглашается с тем же энтузиазмом. На тренерский мостик он приглашает Чезаре Пранделли, будущего тренера сборной Италии, который завоюет серебряные медали чемпионата Европы-2012. На пресс-конференции Гаспарин скажет пророческие слова: «У него есть все задатки, чтобы стать великим». Уже тогда многие эксперты отмечали нюх директора на главного тренера. Но деспотизм Дзампарини всем давно известен. Но зарождался он тогда в «Венеции». В конечном итоге ему надоел клуб и он его продал, тем более в воздухе замаячила перспектива покупки «Палермо». И вся стабильная экономическая система рухнула в один момент. А Гаспарин в таких условиях работать никогда не будет.
Это было первое знакомство с гордым сицилийским нравом.
Затем будет возвращение в «Виченцу», не столь удачное как первое. Перед тем как приступить к работе с элитными клубами, он сделает всё возможное, чтобы спасти «Мессину», но из-за нехватки финансовых условий клуб был расформирован. И вот, наконец, долгожданная Серия А – долгосрочные перспективы. И тут открывается еще один талант Серджо – скаут. Во время своего путешествия по Южной Америке он тесно сотрудничал с Ренато Фаверо (работали вместе в «Виченце» и «Мессине»), который откроет футбольному обществу Италии Диего Милито и Эсекьеля Лавесси. Именно Гаспарин был инициатором приезда в «Удинезе» атакующего полузащитника Луиса Муриэля.
В Фриули и «Сампдории» он не смог длительное время продержаться на своем посту, так как его философия устройства клуба принципиально отличается от тех, которыми руководствуются нынешние владельцы клубов. Теперь новое пристанище – «Катания». Мы уже упоминали о дружбе Ло Монако и Гаспарина – оба специалиста классифицируются по Южной Америке, оба, кстати, работают по материалам эксперта трансферного рынка – Хорхе Систепайлер. Таким образом, Гаспарин может продолжить дело Ло Монако – аргентинскую династию на Сицилии.
Серджо Гаспарин обладает всеми качествами, чтобы поднять «Катанию» на новый уровень. Творческий и требовательный руководитель, уделяющий внимание любой мелочи, отлично осуществляет координацию и контроль над футбольным клубом. Значит, следующая встреча состоится на Эвересте – в Лиге Европе.
Если оценить динамику результатов «Катании» в Серии А за последние шесть лет (сезон 2006/2007 – 13 место, сезон 2007/2008 – 17 место, сезон 2008/2009 – 13 место, сезон 2009/2010 – 15 место, сезон 2010/2011 – 13 место, сезон 2011/2012 – 11 место), то нынешнее положение команды (8 место) можно считать определенным успехом. Поэтому не зря команду из Сицилии провозгласили «Открытием сезона». «Катания» на протяжении столь длительного отрезка демонстрирует стабильный результат, неуступчивость и желание бороться – главный козырь команды, стойкость, умение держать удар – все эти факторы слились в единое целое и вместе нарисовали сегодняшнею картину весьма экспрессивными красками.
Роландо Маран - главный тренер "Катании"
Хотя перед началом сезона многие эксперты ставили на команде жирный крест. Дескать, не сможет Роландо Маран, проработавший большую часть карьеры в клубах, выступающий в низших лигах Италии, навязать борьбу «Роме», «Фиорентине» и другим клубам, борющимся за путевку в столь завораживающую Европу. Но Роландо Маран сумел сколотить мощный и боеспособный коллектив. Ему удалось совместить итальянскую выучку и стойкость с аргентинской лёгкостью и непринужденностью. Легковесная и быстрая команда, любящая пощекотать нервы противнику, старающаяся играть с позиции силы. Фирменный «марановский» стиль с ноткой гордого сицилийского нрава. Конечно, наивно полагать, что всё в команде замечательно – это касается психологического аспекта. Хоть и футбол «Катании» иногда вызывает головокружение, но отсутствие должной концентрации и некоторая расслабленность будут еще долго сказываться на результатах команды. Яркий тому пример – последний матч с «Интером».
Имеет место такая саркастическая шутка, гуляющая по восточной части Сицилии – если бы в послужном списке Марана не было бы «Виченцы», то команду бы тренировал бы не Маран, а Паскуале Марино. Ведь инициатором приглашения Марана был как раз Гаспарин.
Фрагмент из самого яркого матча "Катании" в этом сезоне - "Катания" - "Лацио" 4:0
Пульвиренти давно мечтает подарить Сицилии еврокубки. При этом он делает всё возможное, чтобы «Катания» росла не только в игровом плане, но и в инфраструктурном. А постройка нового стадиона отличное тому подтверждение.
«Катания» - это долгий путь от низа до вершины, это терпение и выдержка, кропотливая работа всех участников процесса – от футболистов до президента. «Катания» - это перспективный проект, затачиваемый под игру в Европе, в котором работают настоящие профессионалы. И у меня нет никаких сомнений, что в ближайшее время Сицилия увидит пестрые цвета Лиги Европы. Это не сиюминутная вспышка, которая завтра потускнеет, а лишь начало, начало нового пути. Прорыв «Катании» следовало ожидать, и в нём нет ни доли спонтанности. За спонтанностью стоит несуразный случай. А тут труд… Немалый…
Говорят, что спортивной справедливости не существует, точнее говоря, тот кто больше желает – не получит желаемого, так как всегда найдется более сильный, который займет место. Всем известно прохладное отношение итальянских клубов к Лиге Европы, но как же иногда хочется, чтобы там выступила команда, которая крепко не упустит своего шанса, и будет биться за него. Согласитесь, что лучше видеть боевитую и заряженную команду, чем, к примеру, полудохлый «Наполи» в матче с «Викторией». Но «Катании» не нужна эта справедливость, они добудут место потом и кровью, но главное – добудут.
В одном интервью главный тренер «Ювентуса» Антонио Конте сказал: «Каждый из 13 оставшихся матчей в чемпионате – настоящий финал». Понятно, что «Ювентус» на всех парусах летит ко второму скудетто, но если внимательно рассмотреть календарь и принять к сведению мой текст, то становится понятно, что именно для «Катании» каждый матч, как финал…
P.S. Спасибо за оказанное внимание!
Надеюсь и "Палермо" вынырнет из ямы и вернется на прежний уровень!