Чего не делать
Когда я умру, от меня останется одно ценное соображение. Не более. Вот это: я глубоко убежден, что нас в гораздо большей степени определяет то, чего мы сделать не можем. Не то, что умеем, а чего не можем. В этом смысле мы похожи на речки; в чем их отличие – ну вода и вода течет?
А вот они петляют, изредка водопадают, кое-где застаиваются, в конце концов впадают. Стремление у речек одно: если бы они могли, они все текли бы прямо. Но – где-то возвышенность, где-то твердая порода, и вот уже начинаются излучины, петли, повороты – и все реки одна на другую в итоге не похожи.
Вот человеческий случай. Например, вы картавите. Означает ли это, что вы не можете работать на телевидении? С одной стороны, да! А с другой: ну а если вы сделаете из этого свой шарм? Или, допустим, вы хромец. Многого сразу не можете – танцевать, например, бегать, прыгать. Но разве это означает, что на вас резко перестали обращать внимание женщины? При определенном отношении к себе хромота, штука противная и нежелательная сама по себе, станет чем-то вроде курносого носа или небритости – частью образа, частью вас.
В общем, «человек то, что он ест» – всегда было глупостью. Человек есть то, от чего он отказывается.
Так футболиста определяет то, чего он не умеет. Кому-то что-то не дано, и он совершенствуется в другом направлении; тренер будет исходить именно из неумений, а не из талантов – потому что талант ясен, он сам куда-нибудь прыснет, а вот неумение нужно прятать.
А газеты определяются тем, о чем они не пишут. Об этом мне и хотелось бы поговорить.
Сейчас это вообще самое главное. Способы добычи информации в мире столь же совершенны, сколь и производство продуктов питания. Войди в интернет – ты узнаешь море, море самых различных сведений. Но море тебе просто не нужно. Ты же приходишь туда, чтобы составить то или иное представление, а если по каждой проблеме нужно будет перелопатить ворох информации ab ovo, то есть от Адама – ну, как тогда жить, любить, наслаждаться? Нет. Это мы оставляем тем, кому доверяем. Например, журналистам, а шире – газетам, журналам, сайтам. Сегодня они отличаются не столько тем, кто и что быстрее раскопает – это давно стало эпизодом нашей жизни; сегодня они отличаются тем, какого общего взгляда на жизнь придерживаются. Они привычные собеседники, с помощью которых мы раскладываем события по полочкам.
Важнейший вопрос журналиста, а тем более главного редактора – о чем писать НЕ будем. Потому, что о чем будем – в общем, ясно: злоба дня формируется все-таки жизнью. Вот сейчас сборная России готовится к отборочным матчам. Есть выбор, писать или нет? Нет такого выбора. Есть выбор, как писать? Никакого. Все дадут репортаж о переезде на поезде по маршруту, обратному радищевскому; все опубликуют интервью с Аршавиным – кто уж как может (одни возьмут свое, другие переведут чужое); в субботу все напечатают ориентировочные составы. Просто кто-то сделает лучше, а кто-то хуже; это вопрос мастерства исполнителей, но никак не способа работы.
Но вот смотрите: в одном издании есть рассказ о том, что случилось на вокзале в Петербурге, где болельщики освистали и обкричали Быстрова, а в другом нет. Хотя не видеть этого было невозможно.
Я как раз сейчас в наименьшей степени клоню к тому, какое издание в этой связи лучше, а какое хуже. Я поэтому сейчас и не говорю, какое было таким, а какое сяким. Давайте поговорим о принципе, о самом принципе отбора информации. Вот как вы считаете – надо было рассказывать об акции петербургских болельщиков? Заметьте: мы обсуждаем не КАК надо об этом говорить, а – надо ли умалчивать.
Мы все можем прийти по этому поводу к довольно разным мнениям, поэтому я просто постараюсь перед вами напоказ об этом порассуждать, как бы я решал этот вопрос.
Вообще фанатские акции рассчитаны на то, чтобы привлекать внимание. В них почти всегда содержится элемент провокации или агрессии – не обязательно «я тя щас убью, ...!», а по смыслу. Пожалуй, именно с такими акциями чаще всего возникает вопрос, рассказывать или нет. Потому что, рассказывая, ты, в общем-то, ведешься. Они хотели – и вот ты тут. Не своя, выходит, воля. Вместе с тем вся фанатская жизнь состоит из таких акций. Что же теперь, о ней вообще умалчивать? Где критерий?
Я думаю, критерий в том, что в одном случае организаторы акций выступают как активная часть общества, а в других – нет. Если вернуться к фанатам, то вот я однажды, листая российский журнал про болельщиков (я забыл, как называется, честно), вычитал про какой-то плакат в защиту Уроша. Некий сербский парень, что-то он там сделал, и полиция считает, что он хулиган, а болельщики всего мира периодически поднимают на своих трибунах баннер «правда за Урошей». Вот это пример локального повода. Общество не волнует судьба Уроша, она волнует очень узкий круг людей; при этом всех волнует правомерность работы полиций и милиций, но общество обсуждает это на совершенно иных, близких ему примерах.
А вот ситуация с переходом Быстрова более сложна. Сразу оговорюсь: мне не близки методы освистывания, закрикивания, бросания шарфов в лицо. Касайся дело моей любимой команды, я бы все равно не пошел на вокзал встречать Быстрова. Но методы у всех свои. Юристы судятся, потому что они юристы; водку пьют, потому что она жидкая; фанаты кричат, потому что они фанаты. А проблема-то одна.
Весь вопрос в том, считаем ли мы переход Быстрова важной проблемой нашего футбола, а, возможно, и нас самих. Мне кажется, что это действительно общественная проблема. Спортивной не вижу никакой: сильный футболист найдет себя в новой команде, футболист с качествами Быстрова очень пригодится «Зениту» – тут просто не о чем говорить. Однако факт заключается в том, что в переходе Быстрова есть нечто, что каждый человек может спроектировать на себя. Кого или что он готов оставить – и ради чего? Извините за общую формулировку, но вот это всех волнует; это «всех» не нуждается в доказательствах – почитайте любую гостевую. Нет такой, на которой люди не говорили бы о Быстрове, и проговариваются тысячи нюансов, и проецируют люди ситуацию действительно на себя.
Как к этому теперь относиться? Это этическая проблема. Не Быстрова – у него как раз нет этических проблем, если и были, то он их разрешил. А мы нет.
И вот поэтому я бы обязательно публиковал историю на вокзале. Как факт. Бесстрастно. Зачем? Да потому что читатель, встречаясь с такими событиями, уточняет собственную позицию. Я бы так сделал – или я бы так не сделал; а как тогда мне поступить? Вот это очень важно. И это конструктивно.
Вы можете даже с этим не соглашаться, но проблема не в том, чтобы сойтись со мной в мотивировке публикации. Проблема в том, что читатель не имеет возможности узнать истинную картину происходящего. Значимую картину. За него решили: читатель, тебе это знать не нужно. Не тот случай, думаю.
Решили это в «Спорт-Экспрессе» - репортаж о переезде сборной в Петербург я прочитал внимательно. Тема затронута в интервью тренера «Зенита» Давыдова, но там вопрос ставится предельно общо. А жизнь-то его заостряет.
Я хочу вас спросить, посетители блога: как вы считаете, нужно ли умалчивать о таких событиях? Прошу не обсуждать в ветке каментов, КАК стоит относиться – к фанатам, к Быстрову и так далее. Скажите, нужно ли умалчивать о событиях вроде того, которое произошло на вокзале в Петербурге?
Во-первых, я считаю, что Вы переоцениваете значимость данного инцидента. Вообще, все эта ситуация с Быстровым сильно «подогрета» интернетом, а именно гостевыми книгами, где именно в такие моменты появляются в огромном количестве новые ники, о существовании которых до этого никто не знал. Кто или даже что скрывается за ними никому неизвестно. Кстати, на одной из таких книг увидел четыре ника с одного АйПи. Реальная ценность этого инцидента не больше чем с любого баннера желтой прессы в сети, например, «Продюсеры кинули солистку «Виа ГРЫ» на деньги. Надежда Грановская не может забрать 400 000». Например, поругались Вы со своей девушкой в общественном месте, она Вас покрыла матом, кто-то заснял это на мобильный телефон - при этом специально двигаясь только за Вами. А газеты об этом писать будут «Известный телекомментатор Василий Уткин стал жертвой проститутки, которой он отказался заплатить чаевые». Вам это понравится? Хотя тоже будет будоражить умы миллионов. И проецированием бы занимались.
Во-вторых, Василий, как часто вы видели в серьезных изданиях статьи, в которых в первых трех предложениях встречалось словами: шокирующее видео, шокирующее происшествие, шокирующий инцидент, шок и пр? Думаю не очень часто, зато в желтой прессе 90% заметок именно так и начинаются. Что газету совершенно не красит. Поэтому опять же писать не стоило.
В-третьих, Василий, через Вас хочется передать следующие слова редакции газеты. Чем писать такие заметки, лучше бы сделали достойный историческую рубрику, где рассказывались бы вновь открывшиеся моменты из прошлого, касаемо спорта. (История «того» Пахтакора, история Ю.А.Морозова (с интервью свежими и т.д., П.Ф.Садырина, о сборной Тихонова, о Стрельцове и т.д.)). Вот тогда бы было желание купить газету и сохранить. А сейчас, к сожалению, все новости можно по желтым баннерам узнать.
В-четвертых, Василий, я считаю, что лучше было бы написать заметку и приложить видео о том как в Питере завершился чемпионат по спортивным танцам на колясках. Вот где мужество и сила, о которых надо писать и что бы они будоражили мысли и проекторы.
С уважением
*абсолютно согласен,что подобные ситуации проектируются на себя
Если отбросить все сопутствующее и говорить строго по делу, то я не понимаю, почему СЭ не дает мне возможности узнать об этой новости. Т.е. не дает мне возможности получить информацию (притом важную). Вроде бы основная задача газеты - давать информацию. Так почему же они не делают свою работу?
+1
А то так недалеко и до «советских новостей», в которых все хорошо, светло и радостно