Футбол в Афганистане. «Борьба за жизнь»
20-я минута матча, впереди «Туфан Харирод». Фанаты сидят в футболках «красных дьяволов» или мадридского «Реала» и пристально следят за каждым касанием мяча. Идет финал первого чемпионата Афганистана. Около 5 тысяч болельщиков прошли огонь и воду, чтобы попасть на решающий матч. Менее рисковые люди собрались вокруг старых, еще советских телевизоров. Несомненно, молодая лига уже успела завоевать сердца миллионов людей по всей стране.
В Афганистан не так просто добраться. Страна не выходит из военных конфликтов почти целый век. В начале XX столетия Афганистан боролся за независимость с Британской империей. В конце века началась гражданская война, непосредственными участниками которой стали советские войска. Отдельной главой в истории государства является вторжение американцев после теракта 11 сентября.
Поэтому создание первой национальной спортивной лиги было воспринято с оптимизмом. И хотя талибы всеми силами пытались вставить палки в колеса нового чемпионата, турнир все-таки начался. Конечно, сложно ожидать от Афганистана хоть сколько-нибудь достойной инфраструктуры, но нельзя отрицать, что в 30-миллионной стране обязаны быть футбольные таланты. Команд как таковых не было, игроков набирали после многочисленных просмотров, которые даже были анонсированы по ТВ. Бывшие футбольные звезды Афганистана выбирали тридцатку лучших игроков в каждом из восьми регионов страны, а до 18 человек список сокращался после голосования телезрителей.
В сентябре восемь команд со всего Афганистана приехали в Кабул, дабы принять участие в дебютном розыгрыше. Клубы разбились на две группы, в которых разыгрывались по две путевки в полуфиналы. Все участники поселились в отеле «Рошан Плаза», ставшем спонсором первого чемпионата. Для живших в развалинах футболистов комфортабельные условия стали настоящим чудом. Футбольный клуб «Симург Альборз», образованный на севере Афганистана, стал одним из четырех счастливчиков. Но даже ему поначалу пришлось непросто. «Мы не были готовы к турниру, — вспоминает Фахим Шарифар, наставник «Симурга». — Поначалу мои игроки совсем не понимали тактической составляющей футбола. Девять игроков выстроились в одну защитную линию, а оставшийся нападающий одиноко бродил на чужой половине».
Единственным форвардом «Симурга» сначала был 25-летний Надим Мунирулхак. Перед тренировками он работает на заводе, производящем удобрения. «Производство химикатов сильно подкосило мое здоровье», — признается Надим. Несмотря на болезни, Мунирулхак с шестью мячами стал третьим голеадором чемпионата. Форвард зарабатывает всего 3 доллара в день, хотя Надиму приходилось выживать и в худшие времена.
Нападающий дебютировал в большом футболе в 12 лет. Первая игра была непростой. «Когда шли последние годы талибского режима, друзья пригласили меня принять участие в товарищеском матче, — рассказывает Надим. — Талибы арестовали и даже пытали меня после игры». К счастью, одноклубники вступились за Мунирулхака, и форварду удалось бежать.
«Сейчас играть куда спокойней», — уверен Надим. Но уровень футбольной грамотности среди жителей страны пока что невелик. На одной из первых игр афганистанского первенства группа выездных фанатов покинула стадион после первого тайма, решив, что матч завершен. Во время другого противостояния журналист бегал с микрофоном за футболистами, выбрасывавшими ауты. Словом, футбол в Афганистане только становится на ноги.
«Раньше приходилось звонить игрокам по 10-20 раз, чтобы те пришли на матч, — говорит Фахим, который раньше работал с детскими командами. — Сейчас футболисты звонят сами и просят провести тренировку». Самым популярным видом спорта в стране является бузкаши. Бузкаши — разновидность поло на лошадях. Главное отличие от традиционной игры в том, что вместо мяча используется голова козы. Вот только с каждым днем бузкаши теряет популярность — все больше и больше мужчин влюбляются в футбол.
Одним из фаворитов молодого первенства считался столичный «Шахин Асмайе», заявивший несколько игроков из молодежной сборной. В Кабуле даже после событий 2001 года существовала своя городская лига. Главным лидером чемпионата был «Ферози», являвшийся базовым клубом сборной.
Однако приезжие ребята не собирались сдаваться. «Маиванд Аталан» в дебютной встрече переиграл столичный клуб — 3:1. Стоит ли говорить, как были шокированы СМИ? Вероятность того, что команда из соседнего двора обыграет обладателей Кубка Англии, и то выше. Естественно, футболисты рвали жилы не за идею. Главный спонсор турнира пообещал каждому игроку лучшей команды по 2 тысячи долларов. И хотя наборы происходили путем голосования, есть некоторые сомнения в честности формирования составов. «Как только «Роша Плазан» объявил приз в 2 тысячи долларов, все работники Футбольной федерации начали пропихивать своих родственников в клубы», — признается игрок «Шахина», по понятным причинам решивший остаться неизвестным.
Федерация футбола Афганистана официально опровергла подобное заявление, однако неудача «Шахина», в заявке которого числись игроки сборной и никому не известные (читай — взятые по блату) футболисты, косвенно подтверждает нечистоплотность селекции. Впрочем, Афганистан в мировом рейтинге коррупции занимает четвертое место, поэтому удивляться негативным вещам в местном футболе не стоит.
Столичный «Шахин» лишился шансов на выход в плей-офф во втором туре, уступив с минимальным счетом «Спингару». «После матча мы не могли смотреть друг другу в глаза, не то, что разговаривать, — вспоминает игрок «Шахина». — Некоторые были так сильно расстроены, что даже не отвечали на звонки родных». Слово «расстроены» в стране, десятилетиями раздираемой войнами, звучит жутко. Но не для Асадуллаха Резаи.
Резаи играет за «Маиванд» на позиции центрального полузащитника. Среди одноклубников футболист выделяется 15-сантиметровым шрамом на ноге. Игрок родился в Гильменде — центре военной борьбы с талибами. Год назад в провинции талибы обезглавили 17 мужчин и женщин за незаконное собрание. Резаи удалось избежать подобного ужаса, однако шрам не дает забыть о страшных событиях. Однажды в машину Асадуллаха бросили гранату. «Мне удалось выбраться из обломков и добраться до госпиталя», — вспоминает игрок. Но даже длиннющий шрам не помешал игроку принять участие в первом футбольном чемпионате. Хоть команда Резаи и не вышла в финал, игрок был рад возможности отвлечься от забот повседневной жизни. Интересно, что Асадуллах зарабатывает на хлеб продажей сладостей.
«Маиванд» в итоге занял третье место и получил 5 тысяч долларов на всю команду. Реклама генерального спонсора турнира звучала из колонок на стадионе на протяжении всего турнира. Афганистан никогда не видел подобного шоу. Местные политики пытались поднять свой авторитет собственными премиями. Один из депутатов Лалай Хамидзай даровал «Маиванду» дополнительные 5 тысяч «зеленых».
Денег, как обычно бывает, хватило не всем. «В нашей команде игроки сами оплачивали транспортные расходы и затраты на экипировку, — жалуется Надим Мунирулхак. — Никто мне так и не пообещал возместить издержки». Дубль Надима помог «Симургу» завоевать место в финале. Но успехи на зеленом газоне омрачило несчастье.
«Симург» еще праздновал выход в финал, когда случилась трагедия. Автобус с болельщиками команды врезался в бензовоз. Погибли десятки любителей футбола. «Мы были эмоционально опустошены, — рассказывает тренер «Симурга» Фахим Шарифар. — В салоне находились родственники, друзья футболистов. Никто в ночь перед финалом не сомкнул глаз». Федерация футбола предложила отменить матч. Но футболисты «Симурга» собрались с силами и вышли на решающую игру. Во имя тысяч других поклонников команды, добравшихся до арены.
Перед матчем некоторые фаны устраивают потасовку у входа на стадион. У столичной арены вообще-то зловещая аура — когда-то на зеленом газоне проводились смертные казни. На трибунах более-менее спокойно. Слышны нестройные кричалки. Все зрители находятся в хорошем расположении духа. «Я рисковал жизнью, добираясь на сегодняшний матч», — говорит 23-летний болельщик «Симурга», ехавший до столицы целых восемь часов.
Тем временем игроки вышли разминаться на искусственный газон. По периметру поля стоят военные, своим присутствием напоминающие, что опасность где-то рядом. Несмотря на социальное неравенство, на трибунах расположились десяток женщин. Законы Афганистана к девушкам очень суровы — к примеру, за занятия проституцией предусмотрена смертная казнь. Кстати говоря, через пару дней после финала свой первый матч проведет женская сборная страны.
Непросто приходится и судьям. Они подвержены особой опасности. В Ираке сын Саддама Хусейна, возглавлявший местный футбольный союз, подвергал пыткам неугодных рефери. Подобной жестокостью отличались и талибы. Финальный матч будет обслуживать бригада во главе с Хамидуллахом Юсуфзаем. Хамидуллах не только выходит на поле в качестве судьи, но и играет на позиции голкипера в национальной команде. Футболист-судья мог принять участие в первом чемпионате, если бы не несчастье. «Мой отец умер за день до набора в команду», — говорит Хамидуллах, получивший недавно лицензию ФИФА. На Юсуфзе лежит громадная ответственность. При счете 2:0 в пользу «Туфана» он оставляет лидирующую команду в меньшинстве. Тем не менее «Симург» успевает отквитать всего один гол. После финального свистка трибуны взрываются от восторга. Никто из присутствующих и не думает, что завтра придется продолжить борьбу за жизнь…
FourFourTwo, январь 2013
Фото: israellycool.com, qantara.de, aljazeera.com, smh.com.au, afghanpremierleague.com
Всё равно организаторы молодцы,дают Афганцам хоть какую то радость в их жизни...
Страшная реальность.