6 мин.

«Либо плавки надень...» Как Sports.ru «губит» своих героев

В пятницу Sports.ru был удостоен редкой чести – мы стали героями заметки самого бескомпромиссного журналиста России Бориса Левина. За то, что я прочитал его пламенную колонку, мне хочется сказать большое спасибо «Аэрофлоту». На их самолетах, в отличие от рейсов других авиакомпаний, все еще просят выключать электронные приборы при посадке. Поэтому когда и тысяча баек волейбольного тренера Шипулина, и полторы тысячи – динамовского ветерана Валерия Маслова уже давно были прочитаны, а плеер слушать было нельзя, взгляд начал блуждать по обочине захваченной в салон макулатуры. За 15 минут до того, как самолет прижался к взлетно-посадочной полосе, на обочине второй полосы «Спорт-Экспресса» я наткнулся на колонку Бориса.

Если коротко, в ней он писал о том, что многим обитателям нашего футбольного мира не хватает стратегического мышления. Что зенитовские болельщики призывают отказаться от пиротехники не потому, что думают об имидже клуба, а потому что боятся репрессий по отношению к Виражу. Что спартаковский гендиректор Асхабадзе не поедет на первое заседание Оргкомитета чемпионата СНГ, потому что видит эту затею бесперспективной, а делать мозговой штурм более эффективным не хочет. Ну и, конечно, что спортивные журналисты уже совсем не те.

«Увы, но и наш брат журналист недалеко от функционеров и фанатов ушел. Когда читаешь видных представителей цеха, на одной странице сайта с удовольствием поливающих лучших российских футболистов (а это ведь, если вдуматься, не что иное, как поиск самого простого пути к популярности, то есть все тот же неприкрытый эгоизм), а на другой льющих слезы по поводу того, что все у нас не так, как на цивилизованном Западе, где зрители поддерживают своих в любой ситуации и болеют так красиво, что дух захватывает, – так и хочется съязвить: ты, уважаемый, либо крестик сними, либо плавки надень...»

Вполне допускаю, что у меня мания величия, но, судя по всему, Борис имел в виду наш сайт. Добравшись до гостиницы, я специально полистал архив наших конкурентов, после чего почти не сомневаюсь: «цивилизованный Запад» – это пост про Глазго, очень трогательно болевший за «Селтик» в огненном матче против «Ювентуса», а «поливание лучших футболистов» – любая из десятков заметок Sports.ru, где авторы позволяют себе усомниться в величии Андрея Аршавина, Игоря Денисова, Александра Кержакова, Павла Мамаева и их друзей.

В жизни Галицкого, Миллера и почти всех футболистов есть сложности, но стоит ли считать их обиженными этой жизнью? Я бы не стал

Забавно, кстати, как Борис заботится об удобстве своих читателей. 90 процентов из них не может и не должно потреблять все спортивные медиа и поэтому совершенно не в курсе, о чем речь. Но Борис все равно не называет людей и компании, вокруг которых строит свой материал, и интригует загадочным «видные представители цеха».

Еще один отрывок:

«Я уж не говорю о честном, благородном и совершенно искреннем стремлении высмеять тех, кто уступает лучшим мировым образцам и проигрывает порой так бездарно и нелепо. Они же этого заслуживают! Вот только не понимают господа, упражняющиеся в зажигательном – и находящем полную поддержку среди обиженных жизнью завсегдатаев интернета – остроумии, что рубят сук, на котором сидят. А цепочка-то простая, как бином Ньютона: чем больше ты снижаешь общественную капитализацию своих героев, тем меньшей поддержкой и интересом они пользуются. Ввиду чего, соответственно, все более ненужным становишься ты сам – со всей своей изысканной кафкианской иронией и абсолютно блестящим ильфо-петровским юмором».

Завершает же Борис абзацем про корпоративное правило, которое существовало в «Спорт-Экспрессе» в 90-х – не издеваться и не ругать новорожденный чемпионат России, чтобы не понижать его престиж и капитализацию, а вместе с этим – и капитализацию газеты.

Забавно, что Борис называет тех, у кого есть ноутбук, мобильный телефон или кабель под плинтусом, «обиженными жизнью завсегдатаями интернета». В этот момент мне почему-то представляется президент «Краснодара» и обладатель 5-миллиардного состояния Сергей Галицкий, охотно болтающий в сети хоть с журналистами, хоть с болельщиками. Или патрон «Газпрома» Алексей Миллер, регулярно посещающий зенитовскую гостевую. Или две трети футболистов премьер-лиги, которые забрасывают друг друга смешными ссылками в тех или иных интернет-медиа. И в их жизни, конечно, есть сложности, но стоит ли считать их этой жизнью обиженными? Я бы точно не стал.

Забавно, что Борис по-прежнему воспринимает действительность так: любое острое слово в адрес российского футболиста говорит о том, что проблемы есть у высказывающегося, а не у футболиста. Пару недель назад бывший генменеджер сборной России Александр Полинский в той же газете, где работает Борис, рассказывал: «А Измайлов в сборной всегда был сам по себе, ни с кем не сближался. Как и Сычев, кстати – словно оправдывая фамилию. Но Маратик – совсем уж на своей волне. Задумчивый, мнительный. В каком-то матче хотели его на замену выпустить. Подзывают к скамейке – не реагирует. «Марат! Марат!» – кричат. Он замер, будто размышляя: болит – не болит? Играть – не играть? И медленно пошел переодеваться».

В Англии журналисты прикидываются наркоманами, чтобы купить кокаин у отца Джона Терри

Кто-то их журналистов такие истории знает и делает выводы. Не потому что у журналиста проблемы. А потому что историй – куча. 

Наконец, самое забавное, что Борис искренне считает: если не говорить о русском футболе плохо, то он точно станет хорошим. На это я приведу ровно один пример – Англию.

Англия – это страна, где журналисты перевоплощались в арабских шейхов, чтобы вести долгие и роскошные переговоры со Свеном-Йораном Эрикссона, в ту пору тренером национальной сборной, и сделать ему очень заманчивое предложение о новой работе.

Англия – это страна, где журналисты прикидываются наркоманами, чтобы купить кокаин у отца Джона Терри и потом об этом написать.

Англия – это страна, где журналисты узнают о супружеской неверности Райана Гиггза или того же Джона Терри и рассказывают об этом всем – не только их обманутым женам.

Англия – это страна, где стаи папарацци дежурят у пафосных клубов, чтобы сфотографировать, как пьяного в хлам Никласа Бенднера в день поражения от «МЮ» выносят из заведения со спущенными штанами.

Англия – это страна, где «Арсенал» называют «командой слабаков», а в каждой второй трансферной сделке Харри Рэднаппа подозревают распил.

И вот же странность: при всем при этом Англия – это страна, где организована лучшая футбольная лига мира. Это миллиардный контракт с телевидением. Это посещаемость в 35 тысяч на каждом матче. Это отборные звезды со всего мира. Это безопасная, почти стерильная обстановка на трибунах.

Как же так получается?

Наверное, так, что по капитализации русского футбола на самом деле бьют вовсе не скандальные журналисты, а те, кто этот футбол так или иначе организовывает. Кто с опозданием в десятилетие строит стадионы. Кто вводит лимит на легионеров, а потом платит игроку юношеской (не молодежной) сборной миллион рублей в месяц. Кто переводит футбол на систему «осень – весна», совершенно не парясь о том, как будут существовать низшие дивизионы, а потом уходит в отставку. Кто после отмененного матча в Химках перекладывает вину в прямую кишку пришедших на матч болельщиков. Кто придумывает новый, саботажный турнир и, не проведя никаких исследований, говорит, что все его участники озолотятся…

Впрочем, стоп. Я перечислил слишком много друзей Бориса.

Чтобы не прослыть перед представителем своего же цеха обиженным жизнью или неприкрытым эгоистом, завсегдатай этого блога и ваш покорный слуга перестает упражняться в зажигательном, перестает рубить сук, на котором сидит, и принимает простое, как бином Ньютона, решение – закончить свой кафкианский пасквиль.

Задай. Борис Левин и яд профессии

P.S. Друзья, итоги конкурса по матчу «Шахтер» – «Боруссия» – сегодня вечером.