Флорентийский ренессанс. Как Монтелла возвращает «Фиорентину» в большой футбол
Флоренция - город, который по праву считают родиной Эпохи Возрождения в культуре Европы. Измученное Средневековьем общество нуждалось в передышке и изменению взглядов на жизнь, да и сами верхушки правления ведущих стран Старого Света понимали, что метод "железа и крови" больше не действенен, и во главе всего надо возносить человеческий ум, а не тело. Поэтому Флоренцию также следует именовать зародышем гуманного мира, того мира, идеалы которого мы можем наблюдать сейчас, на своем примере.
Винченцо Монтелла в свое время был отвергнут новыми американскими владельцами "Ромы", как слишком неопытный и слабоватый тренер для столь большого проекта. Томас ДиБеннето и Джеймс Паллотта прогнозируемо отдали некую дань моде в современном футболе, назначив "пропитанного каталонским духом", перспективного и тактически обученного в логове "Барселоны" Луиса Энрике, который, вопреки положительных настроев многих специалистов в его адрес, потерпел фиаско у руля Волков и сейчас спокойно отдыхает после первой большой неудачи в своей карьере. А Монтелла без особых препирательств ушел в сицилийскую "Катанью", с которой в первом же сезоне у ее руля, занял сенсационное для Слонов 11-е место, впервые после долгих 45 лет.
Вполне логично и заслуженно Винченцо поднялся вверх по тренерским ступенькам, не оставив за собой ни "выжженой земли", ни плохой памяти у тифозерии. Перед Монтеллой "Катанья", по большому счету довольствовалась борьбой за выживание, не ловила звезд с неба. Сейчас его успешное дело продолжает никому известный в кальчо до этого лета Роландо Маран, который, благодаря осечкам "Ромы" и "Удинезе", вывел Слонов уже на 7-ю позицию в Серии А, и если звезды действительно сойдутся на "красно-синей" Сицилии, мы и вправду можем увидеть этот клуб в еврокубках на следующий сезон. А Монтелла спокойно переехал - во флорентийскую "Фиорентину". "Фиорентину", ведомую в первую очередь Чезаре Пранделли, нынешним алленаторе Скуадры Адзурры, который сделал из Фиалок постоянного участника Лиги Чемпионов и одного из грандов итальянского футбола, когда, после Кальчополи, такой себе перерыв в нем взяли "Ювентус" и "Милан". "Фиорентину", которая с годами опускалась все ниже и ниже, и окончательно, казалось бы, "добил" ее свои тренерским началом скандальный Делио Росси. "Фиорентину", которая нуждалась в обильной встряске и новых идеях, уже не построенных на руинах команды Пранделли.
Монтелла провел во Флоренции революцию в полном понимании этого слова, убрав из команды целый ряд футболистов, ранее заправлявших на газоне Артемио Франки. Ушли лидеры клуба Риккардо Монтоливо, Алессио Черчи, Хуан Мануэль Варгас, Маттия Настасич. В свете столь значимых потерь многие предрекали Фиалкам очередной застой в середине таблицы Серии А, тем более, Монтелле предстояла постройка совершенного нового коллектива с новыми исполнителями. Да и к приобретениям молодого алленаторе отнеслись сугубо скептически. Центр поля были призваны оккупировать Альберто Аквилани, Давид Писарро и Борха Валеро - игроки, которых в свое время отвергнули в больших клубах: Аквилани не понадобился ни "Ливерпулю", ни "Милану" с "Ювентусом"; Валеро, будучи воспитанником "Реала", имел жалкие шансы хотя бы побороться за место под солнцем в Мадриде, в котором заправяли Зидан, Бекхэм и компания; Писарро совершил неудачный зимний вояж в "Манчестер Сити" и по возвращению оказался ненужен римской "Роме". Монтелла сумел возродить карьеры всех троих, а глядя на игру Борхи Валеро остается лишь похлопать, казалось бы, вполне "обычному" испанцу, пришедшему вместе с Гонсало Родригесом из вылетевшего в Сегунду "Вильярреала".
"Все мои идеи, даже самые абстрактные - результат работы. Тренерские методы постоянно эволюционируют, меняются. Мы, в Фиорентине, понимаем - когда каждый грамотно и качественно исполняет свои обязанности, команда играет лучше, при этом, может меньше бегать и больше думать", - говорит Монтелла в интервью La Gazetta dello sport. Одной из таких идей является, безусловно, переход "Фиорентины" на тактически более подходящие для Италии в данный момент 3-5-2, что показал на собственном примере туринский "Ювентус". Настоящим откровением стала аренда из "Лечче" правого крайнего Хуана Куадрадо, который разорвал уже не одну, и не две обороны кальчо, в том числе во вчерашнем матче против миланского "Интера". Колумбиец раскрылся в Серии А, как очередной прекрасный латераль, который куда полезнее, если имеет полное пространство на фланге и выполняет колоссальную работу на бровке под названием "от флажка до флажка", а не просто отвечает за защитные действий команды, на подобие чистого правого защитника.
Разгром подопечных Андреа Страмаччони окончательно подчеркнул то, что Фиалки, разгоняемые великолепным Стеваном Йоветичем, полностью готовы к самым большим свершениям. Монтелла собрал у себя в команде сплав опыта(блиставший при Пранделли Тони, много поигравший в Серии А Писарро, капитан Паскуаль), перспективности(Куадрадо, Нето, Савич, Льяйич) и уже устоявшихся исполнителей(Аквилани, Валеро, Родригес). Конечно, вишенкой всего этого торта является молодой черногорец Йоветич, который умещает в себе, кажется, все три вышеперечисленных качества и на которого давно ведут охоту большие трансферные акулы Европы. Вчера Стеван на пару с не менее(в перспективе) фантастическим Адемом Льяйичем раскатал оборону "Интера", обеспечив Фиалкам возвращение к погоне за третье место. В Йоветиче, в первую очередь, поражает его профессионализм и целенаправленность. Черногорца не избаловала возможность перехода в звездный "Ман. Сити", он не рвется поскорее убежать из Италии, и тем более не пытается привлечь к себе лишнее внимание высокомерными комментариями. Монтелла может сделать из него действительно футболиста мирового класса.
Центральные хавбеки Фиалок вчера вчистую переиграли "Интер" в середине поля, не дав развернуться Камбьяссо, заперев Ковачича на своей половине поля, а Кузманович и Гуарин попросту растворились на поле. Много черновой работы проделал Писарро, действия которого позволили раскрепоститься Борхе и Аквилани. В итоге Альберто отметился двумя ассистами(Валеро - одним), один из которых(тот, что пяткой) можно смело назвать "передачей сезона". Отлично взаимодействовала оборонительная ось команды Монтеллы, в особенности заменивший Ронкалью Томович, который прекрасно перекрыл дыхание Антонио Кассано, не позволив фантазисте нерадзурри развернуться на подступах к штрафной соперника. От всей полузащиты также был отрезан Родриго Паласио, в чем немалая заслуга летнего приобретения "Фиорентины" Гонсало Родригеса.
В своей работе Винченцо Монтелла руководствуется тремя словами на букву D: Dignita, Dovere, Divertimento. Достоинство, почтение, развлечение. Девизом эпохи Возрождения можно считать слог, примерно такого значения - "человек своими достоинствами может преодолеть судьбу". Что ж, действительно, Монтелла с огромнейшим трудолюбием, целеустремленностью и достоинством ведет Флоренцию за собой, пытаясь вернуть Фиалок в большой футбол, где нет места компромиссу. Ренессанс "Фиорентины" уже закончился. Пришло время Нового Века в ее истории?