Блудный сын. Трудный путь Алессио Черчи
Кудрявая шевелюра, спринтерская скорость, огненный блеск в глазах. Один из самых молодых дебютантов в истории Серии А появился на поле "Луиджи Феррариса", стадиона генуэзкой "Самдории", наравне с другими молодыми парнями Фабио Капелло, но лишь он один из них всех продолжает оставаться в поле нашего зрения. И не только нашего - Чезаре Пранделли, алленаторе Скуадры Адзурры, похоже всерьез вознамерился пригласить его в сборную страны. Так кто же такой Алессио Черчи?
Уже в 16 лет Черчи обрекли новым Анри, а легендарный Джузеппе Джаннини называл его лучшим из молодых воспитанников столичной "Ромы". С молоком матери Алессио впитал в себя любовь ко всему римскому(но "красному"), и со словами "Срайжайся или умри!" каждую вторую неделю, а то и чаще, поддерживал родную "Рому" на трибунах Стадио Олимпико вместе со своими друзьями - кстати, и до сих пор ярыми фанатами Волков. Он не собирался умирать: еще с малых лет Черчи принялся отчаянно сражаться и бороться за свою судьбу, потихоньку добиваясь намеченных целей.
Алессио воспитывался в маленьком городке Вальмонтоне, расположенном в регионе Лацио. Даже в мыслях у него не было делать сложный выбор между двумя столичными грандами, ведь его отец со времен Бенито Муссолини, фашистсткого диктатора и заклятого болельщика "Лацио", поддерживал "Рому". Черчи был принят в школу Волков в 9-летнем возрасте, а уже спустя пять лет его начали "вести" скауты ведущих клубов Европы. Впрочем, всем желающим Алессио отвечал твердым "нет", видя себя лишь в форме родной "Ромы". Верность джаллоросси уже совсем скоро воплотилась в мечту - Фабио Капелло решил взять с командой на выездной матч против "Сампдории" ряд юных талантов: Джанулку Галассо, Адевале Вахаба, Аканду Ажиде и, собственно, Алессио Черчи. Всем им посчастливилось выйти на поле в том поединке: первые двое появились в основном составе, Черчи и Ажиде - со скамейки. Молодой парень сразу же запомнился римской тифозерии взрывной скоростью и небывалой по его годам техникой. Помимо прочего, на момент своего дебюта во взрослом футболе Алессио имел 16 лет, 9 месяцев и 24 дня - таким образом, он автоматически становился одним из самых молодых игроков, когда либо появлявшихся в высшем дивизионе кальчо.
Еще раньше, в 15-летнем возрасте Черчи дебютировал за сборную Италии U-16, и буквально после этого события "Рома" предложила своему воспитаннику его первый профессиональный контракт на четыре года с общей суммой зарплаты в 354 тысячи евро. Рассуждать о том, пошел ли такой ход руководства Волков на пользу самому футболисту бесполезно, ведь после Капелло алленаторе джаллоросси менялись с завидным постоянством даже для Романа Абрамовича: Луиджи Дель Нери, Бруно Конти, Чезаре Пранделли, Руди Фёллер - каждый из них попросту не имел достаточного времени для того, чтобы давать шанс молодежи. Что уж говорить, если лишь Дель Нери удержался на Олимпико дольше всех остальных - аж целый год. Пришедший в 2005-м году на пост тренера "Ромы" Лучано Спалетти так и вовсе не стал особо утруждать себя особым вниманием к Черчи и его постоянным травмам - молодей лев отправился по арендам.
"Брешия". "Пиза". "Аталанта". Как это принято называть - переход в большой футбол? Кажется, как раз такую стадио своего профессионального роста не мог преодолеть с годами взрослеющий Алессио. Нет, моментами Черчи блистал не по-детски, напоминая себя самого же образца поединков за примаверу Волков. Несложившаяся поездка в Брешию сменилась пребываниям в романтичной тосканской Пизе, поначалу страстный роман с одноименным клубом которой(10 голов в Серии Б) увенчался трагическим концом для игрока - тяжелое повреждение мениска и крестообразных связок подвели черту под выступлениями Черчи во втором дивизионе итальянского футбола. И наконец, стоит ли особого внимания еще одна веха в карьере Алессио - пребывания в "Аталанте"? Очередная россыпь различных травм, чуть больше дюжины выходов на замену, ну и, пожалуй, первый более-менее серьезный опыт игры в Серии А - вот и по сути все, чем запомнился Черчи за этот год.
"Зрители видят лишь 50% Черчи. Где остальные? Внутри меня. Надеюсь, что смогу в скором времени показать их". Сверстники Черчи - Бонуччи, Бокетти, Кришито - в конце десятилетия уже вовсю бегали за сборную Италии, находясь под прицелом больших клубов, причем каждый из них не получал даже близко таких вистов в молодости, как Алессио. Кропотливый труд и работа над собой вкупе с врожденным талантом - кажется, вот она простая формула, по которой этим исполнителям удалось направить свою карьеру в нужное русло. Чего не хватало Черчи? Трудно сказать. Возможно, помешали постоянные травмы, которые сломали карьеру не одному юному таланту. Возможно, свое слово сказала неугомонная "звездная болезнь", из-за которой итальянские акулы пера долго и яростно "травили" Алессио. "Многие журналисты очень ожесточенно настроены. "Черчи неуправляем, ему на все плевать, он любит только машины..." Я люблю машины, ну и что? Они нравятся многим, я не делаю никому ничего плохого". Действительно, его часто называли выскочкой и неоправдавшим ожидания футболистом. Таких было и будет очень много - какая разница, если одним больше, одним меньше?
Впрочем, Алессио твердо решил не плысть по течению в Риме, дожидаясь сам не зная чего. Глоток свежего воздуха, смена декораций - переезд во Флоренцию должен был ответить на главный вопрос: на что по-настоящему способен этот парень?
В 2010-м году "Фиорентина", помимо перехода Черчи, переживала куда более эпохальное и значимое для всего города событие - в Скуадру Адзурру уходил Чезаре Пранделли, человек, вновь сделавший Фиалок грозной силой кальчо и вернувший им Лигу чемпионов. За 6 лет своей работы во Флоренции Пранделли открыл миру таланты Риккардо Монтоливо, Луки Тони, Томаша Уйфалуши и многих других исполнителей, сумел должным образом повернуть вектор развития "Фиорентины" после кальчополи, которое забрало у "фиолетовых" ЛЧ, оставил после себя вполне приемлемое наследие собственному же помощнику Синише Михайловичу. В команде наметились серьезные перемены, и для их осуществления нужна была свежая кровь.
Два года пребывания в "Фиорентине" вышли очень неоднозначными для Черчи. Первый - воодушевляющий и реанимирующий. Михайлович отряжал игрока на его любимый левый фланг, определил, как игрока основы. В свою очередь, Алессио отплачивал сербскому специалисту полной самоотдачей, верностью и стремлением помочь коллективу - особенно во второй половине сезона, когда он отгрузил соперникам 6 голов и отдал 5 голевых передач. Впрочем, нет добра без худа. Флорентийские тифози с самого первого дня пребывания Черчи в клубе негативно отнеслись к столичному игроку, приняв его слишком заносчивым и высокомерным. Но и Алессио далеко не собирался отвоевывать любовь "фиолетовых" фанатов, о чем наглядно свидетельствует интервью воспитанника "Ромы" после отъезда из Флоренции:
"Я никогда не отправлюсь под Курву, даже празднуя гол. Мои отношения с болельщиками Фиорентины и с ультрас никогда не будут хорошими. Когда у команды дела шли плохо, казалось, что виноват в этом только я, они обвиняли меня, оскорбляли на улице, когда я шел вместе с девушкой, наверное, это из-за того, что я римлянин. Я много раз думал об уходе, и мечтал о реванше. Они сильно меня обидели. В последние недели пришли голы и красивая игра, и песни от тифози - тех самых, что оскорбляли меня, может потому что я молод, или потому что я из Рима, а римлян они тут видеть не могут."
Второй год Черчи во Флоренции вышел полной противоположностью первому. На смену неудачно поработавшему Михайловичу пришел Делио Росси, познавший горечь побед и поражений с дюжиной клубов кальчо. С первых дней пребывания в стане Фиалок Росси решил использовать Черчи на скамейке запасных, и постепенно приходящие неудачи клуба больше всего отбивались на нелюбимцах тифозерии Скуадры Виолы, в частности Алессио Черчи, который с матча к матчу понимал, что надо уходить - ни карьерного роста, ни любви фанатов во Флоренции ему не удалось добиться. Только вот пребывание на лавке для запасных практически целый год серьезно ударило по дальнейших перспективах футболиста - "Интер", "Палермо", "Эвертон" и еще ряд клубов, претендовавших на Алессио, предлагали слишком малое количество денег знающему толк в селекционных делах руководству Фиалок. В итоге сошлись на более-менее приемлемом для всех трёх сторон варианте: Черчи уехал покорять Турин, "Фиорентина" заполучила 2,5 млн. евро, и еще получит столько же, если "Торино" выкупит вторую половину прав на Алессио этим летом.
Команда Джампьеро Вентуры, опытного специалиста, некогда зажигавшего в Серии А вместе с "Бари", вернулась в высший дивизион спустя 3 долгих года, омраченных возможной продажей клуба его владельцем Урбано Каиро, и еще целого ряда проблем. Но "Торо устоял" - и заслужено вернулся туда, где ему и место. Летом Быки не стали делать больших закупок, имея в багаже и так солидный десант(Огбонна, Бриги, Глик, Баша, Бьянки). Впрочем, изменения требовались, посему усилить левый фланг полузащиты Гранатовых призван был Алессио Черчи, по словам Вентуры - все еще не реализовавший себя игрок. Черчи, к его радости, не просто укрепил атакующую мощь команды - он стал ее свезующим звеном, лидером. И вполне заслуженно добился внимания со стороны Чезаре Пранделли, который не застал Алессио в "Фиорентине", но совем скоро может познакомиться с ним в лагере сборной Италии.
Как бы там ни было, сейчас Черчи признается в любви и верности другому тренеру, поверившему в него, когда, казалось бы, карьера уходила в глубокую тень. Джампьеро Вентура, в отличии от почти всех предыдущих наставников своего ученика, проник в мозг и душу Алессио, вызвав у того настоящую спортивную злость и страсть к новым свершениям - 12 очков Черчи по системе "гол+пас" в этом сезоне об этом наглядно свидетельствуют. Как и слова Черчи про своего алленаторе: "Он тренер, который может достучаться до игроков, может научить футболу. Его идеи никогда не бывают банальными, он любит быструю игру, хочет, чтобы команда играла через пас. Для меня такая тактика идеальна. К тому же, Вентура хороший психолог - он понимает меня".
Гранатовые со старта сезона сохраняют за собой твердое место в середине таблице, не изменяя клубной философии большинства представителей Серии А - оборонительной игре в стиле катеначчо, основанной на полном контроле ситуации у своих ворот. Только вот у Вентуры, который как раз и привил Быкам сей стиль игры, в новом сезоне есть кое-что в рукаве - ценное, дорогое, сверкающее все ярче и ярче. Бриллиант, не собирающийся уходить в тень. Теперь - так точно.
В тексте использованы материалы журнала Sportweek
Но не вырос он в реальности в нового Пеле. Увы.